Скрыть
от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 4-7 Не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их. Во всю землю изыде вещание, и в концы вселенныя глаголы их

Яснее перевел сие Симмах, сказав: и ночь ночи возвещает ведение, не речениями и словами, которых гласа не слышно; напротив того, во всю землю изошло вещание их, или, по переводу Акилы, правило их; потому что, не слова и речения произнося, но показывая правило и собственно чин свой, всю сушу и все море призывают к божественному песнопению.

«В солнце положи селение свое:». «И той яко жених исходяй от чертога своего, возрадуется яко исполин тещи путь». «От края небесе исход его, и сретение его до края небесе». И это яснее перевели три переводчика, сказав: солнцу положи селение в них, то есть, в небесах. Так и великий Моисей учил: «и сотвори Бог два светила великая, и положи я на тверди небесней, еже светити на землю». (Быт.1:16–17). Тоже самое сказал и божественный Давид, что положил солнцу селение на небесах, и катясь по небу, уподобляется оно красотою жениху, с великим благолепием выходящему из чертога, а быстротою – некоему исполину, с великою силою и крепостию совершающему путь.

«И несть иже укрыется теплоты его». Слово: «теплота» Пророк употребил здесь вместо слова: «свет», показывая, что действенность света солнечнаго больше, нежели действенность света рукотвореннаго; почему и в дали находящиеся могут наслаждаться теплотою солнечною. Тогда как свет рукотворенный не в состоянии производить сего действия на тех, которые не приближаются к нему, солнце, и издали посылая лучи, вместе с светом сообщает и теплоту. И сего достаточно к тому, чтобы показать людям Творца. Однако же Бог дал в помощь и закон, который бы заблуждающихся мог возвращать на путь. Ибо Пророк говорит.

Евфимий Зигабен (†1118)

От края небесе исход его, и сретение его до края небесе: и несть, иже укрыется теплоты его

От края небесе исход его, и сретение (исход) его до края (на краю) небесе

Под исходом солнца должно разуметь восход, по которому восходит вверх по небосклону, а под сретением—закат, по которому оно скрывается под землю, идя вниз по тому же небосклону; и в продолжении одного дня, или одной ночи пробегает одно полукружие неба; а в сутки пробегает оба полукружия неба, освещая таким образом весь мир.

И несть иже укрыется теплоты его

Никакое, говорит, место или никакой человек не может не почувствовать теплоты, или жара солнечного; но всякое место со всеми бесчувственными растениями, людьми и всеми животными согревается от него; и что особенно удивительно, при одной и той же отдаленности своей, солнце и освещает и согревает все, тогда как искусственный огонь, находящийся у нас, хотя и издалека светит, не согревает, если кто не приблизится к нему—по Феодориту. Похвалив таким образом и красоту и силу и течение и необходимость солнца, Давид из всего того показывает силу и щедродательность Творца солнца. Таково прямое, непринужденное и удобно находимое изъяснение вышепоказанных слов Давида. Некоторые, как Астерий, принимая оные в несобственном смысле, говорят, что небеса суть небесные, бестелесные, чины ангелов, как всегда прославляющие Бога, как их слышали пророки Иезекиль и Иcaия. Или под небом Ориген и Астерий понимали людей, стоящих выше земных вещей и созерцательным любомудрием стремящихся к небесам; под твердью—мужей, посредством деятельного любомудрия утвердившихся и неутомляющихся от случающихся искушений. Под днями они разумели светлые ангельские силы, так как ангелы называются и вторыми сияниями и высшие из них чины передают светлые повеления Божии низшим. Под ночами понимали тех людей, в душе которых мрак и грубость тела не допускают божественных сияний. Так—согласно с изложенными словами они изъясняют и прочие слова псалма. Что же касается до слов: во всю землю изыде вещание их; то великий Павел в послании к Римлянам (10,18) в приличное время привел и приспособил их к Евангелистам и Апостолам Господним. А словам: «в солнце положил селение свое», некоторые дают такой смысл: Христос обитает в том человеке, который сияет лучами добродетелей. Ибо Я, говорит, и Отец придем и сделаем у него жилище. Или жилищем Христовым называется принятое в соединение человечество, в котором обитавши, по личном соединении с ним, Бог Слово положил (его) во свете, т. е. жил и обращался славно и открыто, как прекрасный жених: прекрасен, говорит, красотою более сынов человеческих (Пс. 44,2), блистав, подобно солнцу, лучами и дарами добродетелей. Сей Христос—умственное солнце правды, как назвал Его Малахия, радовался когда совершил течение крестным путем к смерти для спасения нашего; снизшедши же с края неба, Он опять возвратился на оный. «Я вышел, говорит, от Отца и пришел в мир! опять оставляю мир и иду к Отцу (Иоан. 16,28). Никто не укрылся от света и теплоты слов Его; но все просветились и согрелись духовно.

Григорий Богослов о солнце: Красиво как жених, быстро как великан и исполин, таково по силе своей, что с одних краев теплотою своею объемлет другие, и ничто не избегает чувствования его, но и всякий взор наполняется светом и телесное естество теплотою его. Оно согревает, но не жжет, по приятной благорастворенности и по чинности движения, оно как бы присуще всем и равно объемлет все. И Феодорит: Определил жилище солнцу на небесах, так что оно, восседя на них как на колеснице, по красоте своей уподобляется жениху, исходящему из чертога с большим великолепием; а по скорости—некоторому великану, бегущему с великою силою и крепостью, которому ничто не может воспрепятствовать и, воспламенившись, возбранить шествие вперед. Так и оно восходит после зари, в один день пробегает небо и достигает вечера, сообщив каждому животному свою теплоту.

Почему и Богоносный Максим сказал: как исполин в переводе значить нападающий; то и Господь возрадовался на пути домостроительства, произведши наше спасение, и напав на демонские полчища, Он уничтожил власть их над нами. К сему прибавляет Василий Великий: Итак если солнце, имеющее подвергнуться тлению столь хорошо, столь велико…, то сколь прекрасно Солнце правды? Если потеря для слепого—не видеть оного, то сколь велика потеря для грешника лишиться истинного света?

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

От края небесе исход его, и сретение его до края небесе: и несть, иже укрыется теплоты его.

Хотя и все небо поведает славу Божию, однако особливо творит сие солнце, яко благороднейшая часть неба, в нем же яко в зерцале зрим величество и красоту Зиждителя Бога. А что солнце есть превосходнейшее из всех творений Божиих дело, сие доказывает Пророк тремя причинами, из которых первую выводит от красоты, вторую от силы, третию от благотворения. И то, глаголет, яко жених исходяй от чертога своего. Сия есть первая причина, взятая от красоты солнца, которою Пророк уподобляет его жениху, исходящему от брачнаго чертога, чем означает, что нет ничего прекраснее и светлее солнца между всеми небесными телами. Вторую причину выводит от крепости и сил, яко без утруждения с величайшею скоростию протекает путь почти неизмеримый. Возрадуется яко исполин тещи путь или, как в Еврейском тексте изображено, радуется аки витязь, претекая путь. Радость означает здесь быстроту и живость, каковую чувствуют те, которые без труда и с удовольствием нечто творят: чрез что показывает Пророк, что солнце протекает неизмеримое небес пространство с величайшею скоростию без всякаго утомления и труда. От края небесе исход его, и сретение его до края небесе. Под именем края небесе означается восток, откуду солнце начинает течение свое, а под именем другаго края разумеется запад, где оно оканчивает путь свой, протекши весь небесный круг. И несть иже укрыется теплоты его. Сия есть третия и последняя причина, взятая от пользы, которую получают все нижния тела от солнца. Ибо солнце животворною теплотою своею так согревает все твари, что может нарещися общим некоторым отцем всех вещей, раждающихся на земли и в мори. И сия есть причина, чего ради солнце с толикою скоростию обтекает весь круг земный, дабы никакая вещь не укрылася или не изъята была от соучаствования благотворения его.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.5-7   По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова́ их. Он поставил в них жилище солнцу, и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще: от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его. 

Ст.5-7   По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова́ их. Он поставил в них жилище солнцу, и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще: от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
 

Т.е. Бог обитает в солнце; в нем и чрез него проявляет свою славу более, нежели в других тварях, в нем как бы обтекает вселенную и вещает людям о своем величии.

С Евр.: «Он поставил в них (небесах) жилище солнцу». Так читает большая часть переводчиков и толкователей – Акила, Симмах, Феодотион, Златоуст, Афанасий, Евсевий и другие. «Это яснее перевели, – говорит бл. Феод., – три переводчика (вышеупомянутые), сказав: «солнцу положил селение в них», т.е. в небесах... Катясь по небу, оно уподобляется красотою жениху, с великим благолепием выходящему из чертога, а быстротою – некоему исполину, с великою силою и крепостию совершающему путь».

С Еврейского: «И оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще». Древние думали, что солнце обходит землю, что восток и запад – пределы неба. А потому и здесь говорит Давид применительно к сему верованию, что на краю неба восход солнца, и шествие его до краев неба. В духовном смысле, бл. Иероним и Августин разумеют о Спасителе мира, Который, как солнце, всех согревает и освещает.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-7 и той яко жених исходяй от чертога своего, возрадуется яко исполин тещи путь. От края небесе исход его, и сретение его до края небесе: и несть, иже укрыется теплоты его

На этом небе - самое великое светило - солнце, которое обходит, живит и освещает весь мир

Как благодетельно солнце для земли, так благодетелен нравственный закон Бога для человека, очищающий и оживляющий его духовную природу

Из светил, особенно величественных на звездном небе, выделяется солнце, которое каждый день выходит, «от края небес» - от востока, в необыкновенном сиянии, напоминая жениха в его убранстве, или «исполина», воина идущего на состязание в бегании. Оно обходит всю землю и ничто не укроется от его теплоты и света: оно все согревает и живит.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст.1-7 В коне́ц, псало́м Дави́ду. Небеса́ поведаютъ сла́ву Бо́жию, творе́ние же руку́ Его́ воз­веща́ет тве́рдь. Де́нь дни́ от­рыга́ет глаго́л, и но́щь но́щи воз­веща́ет ра́зум. Не су́ть речи, ниже́ словеса́, и́хже не слы́шат­ся гла́си и́х. Во всю́ зе́млю изы́де веща́ние и́х, и в концы́ вселе́н­ныя глаго́лы и́х: в со́лнце положи́ селе́ние свое́: и то́й я́ко жени́х исходя́й от­ черто́га сво­его́, воз­ра́дует­ся я́ко исполи́н тещи́ пу́ть. От кра́я небесе́ исхо́д его́, и сретение его́ до кра́я небесе́: и несть, и́же укры́ет­ся теплоты́ его́.

Ст.1-7 Начальнику хора. Псалом Давида. Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова́ их. Он поставил в них жилище солнцу, и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще: от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.

     Псалом восемнадцатый, в первой своей половине (ст. 2–7), близок к началу пс. VIII, и также представляет собою хвалебный гимн Создателю – от созерцания величия в творениях Его. Но на этот раз пред очами псалмопевца была уже не ночная красота природы Палестины, а все превосходящее сияние дня, где, конечно, наблюдающего наиболее поражает источник света и теплоты для всего земного мира – светило великое, солнце. И вот обрисовка величественного шествия его по небосклону для согревания всего, живущего на земле, приводит Давида к хвалебной характеристике иного – высшего и более важного – светила, с неба идущего, Закона Господня, данного земному миру для освещения его жизненного пути, так что закон этот, по сердечному исповеданию псалмопевца, „вожделеннее злата и камене честна‟, как и „слаще меда и сота‟. Свидетельствуя о своем стремлении хранить в своей жизни этот Владычный закон, Давид, в смиренной своей искренности, вспоминает о согрешениях своих, не забывая, в частности, и „тайных‟ грехопадений, и о „чуждых‟ для духа его, и просит Господа и от них „пощадить‟, усматривая в то же время в словах этого псалма „поучение для сердца его‟ – пред Господом, всегдашним помощником его и избавителем. И таким образом весь 18-й псалом можно разделить на 3 части. Первая (отправная – ст. 2–7) – созерцание славы Божией в творении Его, особенно в течении солнца по небесному своду, когда идет оно – „яко жених, исходяй от чертога своего‟.

     

     Ст. 2–4. „Между всеми прочими делами Божиими, прославляющими Зиждителя, небеса суть такое творение, которое, величеством и красотой, славу Божию наиболее явно открывает... и эта его проповедь бывает непрерывной, ибо небо проповедует и во дни, и в нощи: ибо днем зрится красота солнца, а ночью – красота звезд‟. Друг другу беспрерывно передают они хвалу Богу, „аки лики творяще‟.
Ст. 4. „И нет речей и словес столь ясных, как речи и словеса небес, ибо они от всех людей (и народов) слышимы бывают‟.
Ст. 5. „Под именем „вещание‟ не глас некий телесный разумеется, но оное проповедание славы Творца, которое рождается в людях от созерцания красоты неба. Св. ап. Павел в послании к Рим. (Рим.10:18) приводит это место в доказательство проповеди Христовой, исшедшей во все языки, а церковь признала этот стих прокимном, для службы святых апостолов, ибо, как солнце – образ Христа – солнца правды, так лучами света Его явились для вселенной в проповеди своей Его апостолы.
Ст. 6–7 Шестой стих несомненно должен начинаться раньше, со слов: „в солнце положи селение Свое‟. И далее оно, это солнце, изображается, как жених, исходящий в радости на брак любви из чертогов своих, проходя величественно, как исполин, небесный свой путь, чтобы от края и до края их все живое выходило встречать его, дабы согреться его теплотой.

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 5–7 В солнце положи селение Свое. И той, яко жених исходяй от чертога своего, возрадуется, яко исполин тещи путь. От края небесе исход его, и сретение его до края небесе: и несть, иже укрыется теплоты его

По русскому переводу изречения эти читаются так: «В солнце поставил Бог жилище Свое; и оно как жених выходит из чертога своего, как исполин (т.е. великан, силач) с веселием идет путем своим. На краю неба восход его, и захождение его на (другом) краю неба; и нет никого, кто бы укрылся от теплоты его». Господь Бог по существу Своему есть «свет неприступный» (1Тим. 6:16) и есть «огнь, поядающий» (Евр. 12:29) зло и нечестие, а потому жилище, или место селения Своего, назначил или, что то же, «положил» в солнце, которое и светит, и может попалить жгучими лучами своими. И если небо, по которому солнце совершает свое шествие, и все творения Божии возвещают славу Божию, то особенно и преимущественно пред прочими делами рук Божиих величие и красота Зиждителя всех Бога проповедаются величественным светилом небесным – солнцем. Чтобы яснее выразить преимущественное в этом отношении значение солнца пред прочими видимыми тварями, пророк указывает, во-первых, на величественную красоту его и уподобляет его жениху, который выходит из брачного чертога своего, яко жених исходяй от чертога своего, и тем показывает, что ничего нет прекраснее и светлее солнца между всеми небесными телами. Затем, желая выразить его величие и силу, сравнивает его с исполином или великаном, который без затруднения и с удовольствием, с радостью проходит обширный путь: возрадуется яко исполин тещи путь, т.е. солнце, как некий великан, весело, торжественно протекает обширное, почти неизмеримое пространство небес. С одного края неба начинается (восхождение солнца – восток) его величественное шествие и на другом (захождение его – запад) оканчивается. Наконец, показывает и благотворное значение его для всех тварей: животворною теплотою своей оно согревает все твари, так что ни одна из них не может укрыться теплоты его. Современники Давида думали, что солнце вращается вокруг земли, и что восток и запад составляют пределы неба, а потому Давид и говорит здесь применительно к всеобщему в его время воззрению или верованию, что на краю неба восход солнца и шествие его до краев неба. Под солнцем в духовном смысле священные толковники разумеют здесь Господа Иисуса Христа, в Котором Бог Отец вселил всю полноту Божества Своего, Который, как солнце, всех согревает Своею благодатию и освещает Своим Божественным учением.

См. также Толкование на Пс. 18:4

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible