Скрыть
День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум

День дни отрыгает глагол, и нощь… День и ночь, говорит, чинно и стройно уготовляют течение друг другу, и самым делом проповедуют Создателя своего.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 2-5 Небеса поведают славу Божию, творение же руку его возвещает твердь. День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум. Не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их. Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их

Сказав, что «небеса поведают о славе Божией», и что «день дню изливает слово, и ночь ночи возвещает знание», он не остановился на этом, но прибавил: «нет наречий и языков, где не слышны были бы голоса их». Смысл слов его следующий: день и ночь и небо не только имеют голос, но и такой голос, который звучнее, яснее и сильнее голоса человеческого. Как и каким образом? Послушай сам слова его: «нет наречий и языков, где не слышны были бы голоса их». Что же это такое? Одобрение голоса, похвала звука. Мой голос понятен для говорящего на одном со мною языке, а для говорящего на другом языке – нет; напр.: когда я говорю на греческом языке, тогда, кто знает этот язык, поймет меня; а скиф, фракиянин, мавр, индиец – нет, потому что различие языка не позволяет моей речи быть для него понятною.

Также, когда говорит скиф или фракиянин, я не могу понимать его, а другой – языка другого. У неба же, дня и ночи – не то, но голос их таков, что он слышен, понятен и ясен для всякого языка, всякого наречия, всякого народа. Потому пророк, сказав, что «день дню изливает слово, и ночь ночи возвещает знание», прибавил: «нет наречий и языков, где не слышны были бы голоса их». Смысл этих слов следующий: такое имеют наречие, такой имеют голос день, ночь, небо и все твари, что всем языкам, всем народам понятен голос их. «Нет наречий», говорит, т.е. нет народа, нет языка, где бы не слышен был голос неба; но и скиф, и фракиянин, и мавр, и индиец, и савромат, и всякое наречие, всякий язык, всякий народ может понимать этот голос. Как и каким образом? Теперь выслушай это, чтобы тебе узнать, как небо говорит молча. Когда ты увидишь эту красоту, величие, положение, постоянство, блеск, и, размыслив о всем этом в самом себе, прославишь Создателя, восхвалишь Творца, тогда небо издало голос и вознесло славу Богу посредством твоего языка. Таков смысл слов: «небеса поведают о славе Божией». Как и каким образом? Располагая зрителя красотою своего блеска – удивляться Создателю.

Таким образом «день дню изливает слово, и ночь ночи возвещает знание», не издавая голоса, но своим порядком, стройностью, равенством и беспрепятственною соразмерностью громче трубы возвещая Создателя не в одном каком-нибудь углу вселенной, но везде, где только солнце освещает землю. Эти звуки раздаются по всей вселенной, так как везде небо, везде день, везде ночь; и наставление свое простирают они по земле и по морю. Потому пророк не сказал просто: небеса возвещают славу Божию, но: «поведают», т.е. научают и других, имеют учениками своими род человеческий и распростерты на виду, как величайшее училище, вместо книг и букв предлагая и простым и мудрым и всем созерцать красоту их природы, преподавая заключающееся в них самих, как бы в книге, учение о премудрости и силе Божией. Так и люди не только словами, но и молча прославляют Бога чрез других: потому и Христос говорил: «так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). Как кто-нибудь, видя светлую жизнь другого, хотя бы сам живущий и молчал, воздает славу Богу, так точно и взирая на красоту неба прославляют Творца. Потому пророк и сказал: «небеса поведают о славе Божией, и о творении рук Его возвещает твердь. День дню изливает слово, и ночь ночи возвещает знание». Какое «знание»? Разумение о св. Творце.

Беседа на слова пророка: Я, Господь Бог, создал свет и тьму

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум»: потому что установленное преемство дня и ночи указует положенные Создателем пределы, которых не смеет преступить неодушевленная тварь. День и ночь, сообразно с потребностию людей возрастающие и убывающие, друг у друга заимствующие время, и опять друг другу уплачивающие долг, доказывают бодрствующий над ними Промысл. Выражения же: «отрыгает глагол, возвещает разум, поведают славу» не то дают разуметь, что видимыя твари одушевлены; напротив того видим некое олицетворение, вразумляющее всякаго, как видимым возводиться к невидимому Богу и Ему приносить песнопение.

Евфимий Зигабен (†1118)

День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум

День дни отрыгает глагол

Если бы мир создан был, или совершал свои действия сам собою, то дни и ночи не могли бы сохранять свои пределы не смешанными. Но Бог столько промышляет о всем, что при великом благоустройстве творения первый день всегда представляется поучительным для второго, второй—для третьего и так далее, один для другого по самым пределам и порядку, которые даровал Бог каждому из них. Поелику один день как бы отрыгает, или изрекает слово другому, то есть повеление Божие о нем.

И ночь ночи возвещает разум (познание)

Что сказал выше о днях, то говорит здесь и о ночах. Ибо каждая ночь возвещает другой ночи познание, то есть наставление, о пределе и порядке, которые назначил Бог каждой, так что одна не делает ущерба и вреда другой, но в некотором порядке и разграничений иногда дни бывают больше ночей, а иногда ночи больше дней и опять иногда дни с ночами и ночи с днями бывают равны, сохраняя между собою справедливость и сообразность. Или словами: день отрыгает глагол и ночь возвещает разум, дает разуметь, что есть промысл Божий в творении, так как порядок есть учитель о промысле, т. е. учит, что есть промысл. Или можно разуметь слова сии еще иначе: день есть Отец, день также есть и Сын, по причине сияния одного Божества; день дню отрыгает слово, то есть, Отец говорил к Сыну, ибо сей сказал: «Я от Себя не говорил, но пославший Меня Отец, Он Мне заповедь дал, что сказать и что говорить» (Иоан. 12,49). Опять ночь есть Христос по человечеству в сравнении с Божеством: Он возвещает богопознание людям.

Весьма прилично никоторые относили эти слова к тому времени, когда Сын сказал: Отче, прославь Твое имя, и когда пришел голос с неба: „прославил и еще прославлю.« А ночь возвещает познание ночи, когда омраченный Иуда предал омраченным иудеям Господа, сказав: что мне дадите, и я вам предам Его? Весьма приятно и красиво и то, что присовокупляют и другие. День дню отрыгает слово—Гавриил говорящий Деве слова благовествования. И ночь ночи возвещает познание—змей советовавший о преслушании Еве. Еще: день дню отрыгает слово—Богородица, сказавшая Елисавете приветствие и поздравление и на оборот Елисавета Богородице. И ночь ночи возвещает познание—Христос, находившийся во чреве, как в мрачной ночи, дал познание о Себе Предтечи, носившемуся во чреве Елисаветы, как в темной ночи, почему Предтеча от радости взыграл. И Божеств. Златоуст: как две сестры, разделяющая между собою отеческое наследство при пособии весов нисколько не берут одна больше другой: так и ночь с днем о равной мере друг с другом и о соразмерном круговращении говорящие; и один из них, возбуждая нас на дело, а другая, успокаивая и возвращая зрению чрез укрепление его большую живость к принятию по прежнему лучей, уступают друг другу надлежащее количество часов. Почему и Григорий Богослов побужден был сказать о днях и ночах: так удивительны для нас приращение и убавление их и пусть скажу ничто и странное, cие равенство в самом неравенстве.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум.

Чудная поистинне проповедь, еюже небеса поведают славу Божию! ибо, во-первых, проповедают безпрестанно, во-вторых, проповедают словами всех языков, в-третьих, проповедают всей вселенней. В сем стихе показывается проповедь, бывающая безпрестанно, понеже небо проповедует во дни и в нощи: ибо днем зрится красота солнца, а нощию красота звезд. И понеже дни и нощи не всегда пребывают, но преходят, и взаимно друг друга преемствуют: для того Пророк стихотворческим искусством представляет, что день, по совершении течения и проповеди своея, преподает последующему дни слово проповедания: подобным образом и нощь, по совершении течения своего и аки по воспении песни, преподает последующей нощи должность пения. Таким образом безпрерывно и без всякой разстановки дни и нощи, аки лики творяще, хвалами Бога прославляют.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.3   День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум.

Ст.3   День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
 

Дни и ночи, как бы два хора певцов, попеременно и последовательно прославляют премудрость Божию; один день возвещает ее другому, следующему за ним дню, ночь ночи передает о ней познание, т.е. небеса своим видом, чудным устройством, порядком, явлениями, днем и ночью, всегда возвещают славу Божию. Постоянная преемственность дней и ночей, с их явлениями, есть как бы постоянная и торжественная хвала Творцу от твари.

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 2-3 Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум

И самый маленький цветочек вещает уже о творческой славе Божией; но громче всего, и понятно для всех и повсюду проповедует о величии Творца величественное небо, – особенно восточное, – преимущественно ночью в спокойном величии звезд, а днем устами величественного солнца. Уже в Пс. 8 мы видели, в каком духе Давид созерцал природу; Пс. 18 также представляет свидетельство его глубокомысленного созерцания природы. – Небо (небеса), твердь (Быт. 1:8), т.е. величественный свод небесный, на котором представляются, как бы утвержденными, солнце, луна и звезды, служат никогда не умолкающею, наглядною проповедью о силе и величии Творца. Это небо псалмопевец олицетворяет здесь; равно он олицетворяет день и ночь. Эти последние слышат проповедь неба, и каждый день и каждая ночь одушевленно и с удивлением повествуют следующему дню и следующей ночи о том (глагол), что они узнали о божественной славе (разум). Как свод небесный представляется простертым над всею землею, так и проповедь его; она весьма внятна, слышна даже и на концах земли.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум

Эти светила и все пространство тверди изо дня в день, из ночи в ночь, постоянно и неумолчно говорят и проповедуют об этом величии Бога.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст.1-7 В коне́ц, псало́м Дави́ду. Небеса́ поведаютъ сла́ву Бо́жию, творе́ние же руку́ Его́ воз­веща́ет тве́рдь. Де́нь дни́ от­рыга́ет глаго́л, и но́щь но́щи воз­веща́ет ра́зум. Не су́ть речи, ниже́ словеса́, и́хже не слы́шат­ся гла́си и́х. Во всю́ зе́млю изы́де веща́ние и́х, и в концы́ вселе́н­ныя глаго́лы и́х: в со́лнце положи́ селе́ние свое́: и то́й я́ко жени́х исходя́й от­ черто́га сво­его́, воз­ра́дует­ся я́ко исполи́н тещи́ пу́ть. От кра́я небесе́ исхо́д его́, и сретение его́ до кра́я небесе́: и несть, и́же укры́ет­ся теплоты́ его́.

Ст.1-7 Начальнику хора. Псалом Давида. Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова́ их. Он поставил в них жилище солнцу, и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще: от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.

     Псалом восемнадцатый, в первой своей половине (ст. 2–7), близок к началу пс. VIII, и также представляет собою хвалебный гимн Создателю – от созерцания величия в творениях Его. Но на этот раз пред очами псалмопевца была уже не ночная красота природы Палестины, а все превосходящее сияние дня, где, конечно, наблюдающего наиболее поражает источник света и теплоты для всего земного мира – светило великое, солнце. И вот обрисовка величественного шествия его по небосклону для согревания всего, живущего на земле, приводит Давида к хвалебной характеристике иного – высшего и более важного – светила, с неба идущего, Закона Господня, данного земному миру для освещения его жизненного пути, так что закон этот, по сердечному исповеданию псалмопевца, „вожделеннее злата и камене честна‟, как и „слаще меда и сота‟. Свидетельствуя о своем стремлении хранить в своей жизни этот Владычный закон, Давид, в смиренной своей искренности, вспоминает о согрешениях своих, не забывая, в частности, и „тайных‟ грехопадений, и о „чуждых‟ для духа его, и просит Господа и от них „пощадить‟, усматривая в то же время в словах этого псалма „поучение для сердца его‟ – пред Господом, всегдашним помощником его и избавителем. И таким образом весь 18-й псалом можно разделить на 3 части. Первая (отправная – ст. 2–7) – созерцание славы Божией в творении Его, особенно в течении солнца по небесному своду, когда идет оно – „яко жених, исходяй от чертога своего‟.

     

     Ст. 2–4. „Между всеми прочими делами Божиими, прославляющими Зиждителя, небеса суть такое творение, которое, величеством и красотой, славу Божию наиболее явно открывает... и эта его проповедь бывает непрерывной, ибо небо проповедует и во дни, и в нощи: ибо днем зрится красота солнца, а ночью – красота звезд‟. Друг другу беспрерывно передают они хвалу Богу, „аки лики творяще‟.
Ст. 4. „И нет речей и словес столь ясных, как речи и словеса небес, ибо они от всех людей (и народов) слышимы бывают‟.
Ст. 5. „Под именем „вещание‟ не глас некий телесный разумеется, но оное проповедание славы Творца, которое рождается в людях от созерцания красоты неба. Св. ап. Павел в послании к Рим. (Рим.10:18) приводит это место в доказательство проповеди Христовой, исшедшей во все языки, а церковь признала этот стих прокимном, для службы святых апостолов, ибо, как солнце – образ Христа – солнца правды, так лучами света Его явились для вселенной в проповеди своей Его апостолы.
Ст. 6–7 Шестой стих несомненно должен начинаться раньше, со слов: „в солнце положи селение Свое‟. И далее оно, это солнце, изображается, как жених, исходящий в радости на брак любви из чертогов своих, проходя величественно, как исполин, небесный свой путь, чтобы от края и до края их все живое выходило встречать его, дабы согреться его теплотой.

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум

По русскому переводу: «День дню передает слово и ночь ночи открывает знание». Буквальное понимание этих слов таково: по течению дней одних за другими, люди, ведя счисление дней, недель, месяцев и времен года, знают, какому именно дню, в какое время года – летом или зимой, и в каком месяце принадлежит то или другое дело, то или другое назначение, то или другое празднество в христианской Православной Церкви. Так, например, земледелец знает, что в последних числах месяца марта ему нужно приготовиться к выезду на полевые работы для посева яровых хлебов; а пчеловод в конце апреля наблюдает за состоянием дневной погоды, чтобы узнать и безошибочно определить, в какой день ему лучше высадить пчелиные ульи из зимнего помещения на летнее место. Так, православный христианин, провождая, по уставу Святой Церкви, дни Великого поста, знает, что по истечении 40 дней сего поста, именно – в пятницу на шестой седмице, св. Четыредесятница оканчивается; в следующий за тем день – субботу вспоминается Церковью великое чудо Господа Иисуса Христа – воскрешение Лазаря, а за следующим за этим днем праздника Входа Господня в Иерусалим наступают великие дни Страстной недели, установленной для воспоминания спасительных страданий и крестной смерти нашего Спасителя и проч. Также и относительно ночей, люди, по течению времени, заранее определяют, когда должны наступить светлые или темные ночи, с ущербом луны или с появлением на горизонте полнолуния, когда долгие и когда короткие ночи, когда теплые и когда холодные и проч. Но так как все дни и ночи целого года, в своей постоянной последовательности и правильной преемственности одних за другими, состоят как бы в зависимости от поставленных на тверди небесной великих светил: дневного – солнца и ночного – луны, то человек, как существо разумное, созерцая эту последовательность, преемственность и взаимную зависимость, не может не проникаться чувством благоговения, хвалы и благодарения к Премудрому Творцу и Промыслителю Богу, так устроившему и благоволившему дни и ночи, «времена и лета положи во Своей власти» (Деян. 1:7). Изречения стиха 3 по взаимной связи их с изречениями стиха 2 можно понимать и так: изо дня в день и в каждую ночь небеса и твердь небесная возвещают о премудрых делах рук Божиих и таким образом беспрестанно и неусыпно проповедают славу Божию.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible