Скрыть
поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 3-6 Хвалите его, солнце и луна: хвалите его вся звезды и свет. Хвалите его, небеса небес и вода, яже превыше небес. Да восхвалят имя Господне: яко той рече, и быша: той повеле, и создашася. Постави я в век и в век века: повеление положи, и не мимо идет

Другой (Симмах): «звезды света» (αστέρες φωτὸς). Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «поставил их пребывать вечно» (διαμένειν αιωνίως). Почему пророк, сказав немного о небесных силах, тотчас оставил их и, обратившись к видимым предметам, говорит о них про­странно, перечисляя все порознь, находящиеся и вверху и внизу? Потому, что эти предметы для тогдашних слушателей были по­нятнее, как видимые и находящиеся пред глазами. Потому и Моисей, в повествовании о сотворении мира, не сказав ничего – ни малого, ни многого – о существах горних, начинает речь с неба и земли, потом переходит к солнцу, луне, растениям, плавающим, четвероногим, и оканчивает человеком. Сло­вами: «небеса небес» пророк не означает здесь множества их, но выражает одно и то же небо небес. На еврейском языке небо обыкновенно называется небесами. Подобным образом в дру­гом месте он говорит: «превысшее небо – Господу, а землю Он дал сынам человеческим» (Пс.113:24). «И вода, которая превыше небес». Ты слышал Моисея, который говорит, что Бог одни воды поместил внизу, другие утвердил выше свода небесного, когда основал твердь среди бездны и повелел водам пребы­вать выше тверди.

Но, может быть, кто-нибудь скажет: как могут все эти творения хвалить Бога, не имея ни голоса, ни языка, ни души, ни смысла, ни разума, ни органа голоса, ни мысли? Есть два спо­соба славословия: один посредством слов, другой посредством созерцания, и, кроме того, третий – посредством жизни и дел. Так и люди не только словами, но и молча могут возносить славу Богу, как говорит Христос: «да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). И еще: «да даст тебе Господь детей от жены сей вместо данного, которого ты отдал Господу» (1Цар.2:20). Бывает славословие посредством языка, как славословил Бога Моисей с Мариамною, когда говорил: «пою Господу, ибо Он высоко превознесся» (Исх.15:1). Бывает славо­словие и посредством самой твари, как говорит тот же Псалмопевец: «небеса поведают о славе Божией, и о творении рук Его возвещает твердь» (Пс.18:2). Так и здесь тварь прославляет Его своею красотою, расположением, величием, свойствами, употреблением, служением, постоянством, пользою, происходящею от нее. Итак, когда пророк говорит: «хвалите Господа… ангелы…, силы…, небеса…, луна…, солнце…, звезды…, вода, которая превыше небес», то выражает, что каждая из тварей достойна премудрости Со­здателя и исполнена великих чудес. То же и Моисей в на­чале выразил кратко в словах: «и увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт.1:31), – прекрасно так, что про­славляет Творца и располагает зрителя к славословию Ху­дожника.

Таким образом «хвалою» пророк называет красоту тварей, которая доставляет хвалу Создателю. Тоже и Павел го­ворит: «ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество» (Рим.1:20). И Псал­мопевец, сказав о тварях и предоставив созерцающим их изучать их красоту, величие и пользу, сам указывает на Ви­новника всего этого и говорит: «ибо Он сказал – и они явились, повелел – и создались. Поставил их во век и в век века: повеление дал – и не пройдет оно».

Что творения прекрасны и удивительны, это видно при са­мом взгляде на них; а что они имеют Творца, не существуют сами собою и безначальны, это достаточно видно из самых слов его. Если же кто сомневается, то пусть научится от меня, что они имеют Творца, Художника, Промыслителя и Хранителя. Пророк внушает здесь две мысли, или, лучше сказать, три, а если внимательнее исследовать, то и четыре; именно говорит, что Бог сотворили все, сотворил из ничего, сотворил легко и поддерживает сотворенное. Выражение: «Он сказал» означает легкость действия, как и Павел, изъясняя тоже, говорит: «животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее» (Рим.4:17), словом – «повелел» указывая на легкость. А что Бог и поддерживает сотворенное, это показывает сам пророк, прибавляя: «поставил их во век и в век века: повеление дал – и не пройдет оно». Смотри, как и здесь он опять выражает, власть, могущество Божие, не только словом: «поставил», но и сло­вом: «повеление дал», означая Его деятельность человеческими выра­жениями. Как для тебя легко – сказать, и не трудно – дать при­казание, так для Бога – создать несуществующее и поддерживать сотворенное; или даже не так, но гораздо легче. Невозможно и представить чрезвычайную легкость, с какою Он сотворил все. И удивительно не только то, что Он поддерживает все и что законы природы остаются непреложными, но и то, что они остаются бесконечно долгое время. Представь, сколько прошло веков, и ничто из существующего не разрушалось: ни море не затопило земли, ни солнце не сожгло вещей видимых, ни небо не поколебалось, ни пределы дня и ночи не смешались, равно ни перемена времен года, ни что-нибудь другое подобное, но каждую из тварей низших и высших Он устроил так, что она во всей точности соблюдает однажды назначенные ей в начале пределы.

Беседы на псалмы. На псалом 148

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Постави я в век, и в век века: повеление положи, и не мимоидет». Не только создал, но не престает и промышлять о сем; потому и продолжают твари бытие, сколько Ему то угодно. И неодушевленныя твари, и другие роды тварей уважают постановленные законы. Море знает пределы, и стыдится песка, и день и ночь сохраняют положенную меру; только люди небрегут о Божиих законах. Так Пророк, и пренебесное и небесное призвав к общению в песнопении, переходит к земле, общей матери человеков и безсловесных.

Евфимий Зигабен (†1118)

Постави я в век, и в век века.

Утвердил их, именно в их порядке, действии и приносимой ими пользе, чтобы они оставались в век неизменными и не преступали пределов природы.

Повеление положи, и не мимо идет.

И эти слова также показывают легкость, с какою Бог привел творение к бытию, и с какою потом оно сохраняется. Ибо положил, говорит, в постановление им предел, которого они не преступят, подобно тому, как рабы не дерзают преступить повеления господина.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Поста́ви я́ в век и в век ве́ка, повеле́ние положи́, и не ми́мо и́дет.

С Евр.: «Поставил их на веки и веки, дал устав, который не прейдет». «Этим пророк показывает, что Бог и поддерживает сотворенное» (Злат.). «Не только создал, но не перестает и промышлять о сем; потому и продолжают твари бытие, сколько Ему угодно». Под повелением разумеются непреложные законы, коим неуклонно повинуются твари (Бл. Феод.).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-6 Да восхвалят имя Господне: яко той рече, и быша: той повеле, и создашася. Постави я в век и в век века: повеление положи, и не мимо идет.

Все светила на небе исполняют дела, предназначенные им Господом. Закон, определяющий течение и движение светил, «не прейдет» - неизменен, как данный Существом всеведущим и всемогущим, в делах и повелениях Которого не может быть ничего ошибочного, несовершенного и, поэтому, нуждающегося в исправлении или отмене.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Постави я в век и в век века: повеление положи, и не мимо идет

Я относится, конечно, только к звездам; повеление – твердая норма, по которой они движутся со времени творения.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible