Скрыть
Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих, сынов Израилевых, народа, близкого к Нему. Аллилуия.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 13-14 Да восхвалят имя Господне: яко вознесеся имя того единаго, исповедание его на земли и на небеси. И вознесет рог людий своих: песнь всем преподобным его, сыновом Израилевым, людем приближающымся ему

«Превознесено имя Его Единого». Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «потому что оно превосходно» (ύπερέχον). «Исповедание Его (совершается) на небе и на земле». Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «и песнопение его» (ύνμνος). Смысл слов его следующий: из всего видимого я показал его промышление, славу, величие; но должно славить Его не только за это, но и без этого. Действи­тельно, и прежде этого и без этого Богу принадлежит вели­чие, слава и благодарность от всех. Выражение: «Его Единого» здесь употреблено в противоположность мнимым богам. По­том, возводя слушателя к высшим понятиям, пророк опять переносит его от земли на небо. Как в начале псалма он нисходил с неба на землю, так теперь от всего видимого возводит слушателя выше неба и говорит: «исповедание Его (совершается) на небе и на земле», т.е., хотя и высшие силы, невидимые и ду­ховные, не перестают благодарить и славословить Бога, но столь великий и столь благий Бог удостоил и нас назвать Своим народом, и не только назвать, но и возвысить и возвеличить. По­этому он и присовокупляет: «и Он возвысит силу народа Своего», опять побуждая их этим к усерднейшему служению Богу и вну­шая, что Он не имеет нужды в их служении (как мо­жет нуждаться в нем Тот, Кому по естеству Его принад­лежит слава и подчинено столько тварей?), но по одной благо­сти приблизил их к Себе, прославил и возвеличил по всей вселенной. Это и выражает пророк словами: «песнь всех преподобных Его, сынов Израиля, людей, приближающихся к Нему». Чтобы выражение: «сынов Израиля» не подало слушателям по­вода сделаться беспечными и надменными, и чтобы они, надеясь на одно это название, не стали нерадеть о душевных доброде­телях, пророк, после слов: «песнь всех», не сказал просто: людям, но: «преподобных Его», и далее, после слов: «сынов Израиля, присовокупил: людей, приближающихся к Нему«. Дру­гой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.), вместо: «песнь», сказал: «хвала» (έπαινος). Смысл слов его следующий: если вы будете праведными, если станете прибли­жаться к Нему, то удостоитесь великой славы. Все, принад­лежащее Ему, постоянно, потому что Он так богат и так славен.

Беседы на псалмы. На псалом 148

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«И вознесет рог людей Своих». Непреоборимым и славным явит народ Свой. Ибо «рогом» Пророк назвал крепость, взяв образ речи с животных вооруженных рогами, которыя в рогах поставляют свою крепость. «Песнь всем преподобным Его». Ибо уверовавших в Него делает не только крепкими, но и присночтимыми для всех. «Сыновом Израилевым, людем приближающимся Ему». Сею славою пользовался Израиль, когда близок был к Богу. А теперь прешла знаменитость вместе с благочестием, и Израильтяне лишились оной, а язычники возвеселены дарами Божиими.

Евфимий Зигабен (†1118)

И вознесет рог людей своих.

Благодарение, говорит, и славословие Господу приносится как на земле от людей, так и на небе от Ангелов; и Господь возрастит и увеличит рог, т. е. силу людей своих.

Слова Феодорита: Ибо уже не небесные только существа поют, но и вся земля исполнилась ведением Бога; так как рогом назвал крепость, взяв в подобие рогатые животные, которые величаются оными, как своею крепостью.

Песнь всем преподобным Его.

Пениe, прибавляет, и славословие Господу приличествует преимущественно людям святым, т. е. посвятившимся Господу. Им-то особенно прилично хвалить Бога: потому что они более других знают величие и благодеяния Божии. Так и в 32м псалме сказано: правым подобает хваление, где и можешь найти изъяснение сего.

Сыновом Израилевым, людем приближающимся Ему.

Песнь, заключает, и славословие Богу приличны сынам Израилевым, т. е. людям близким и приближающимся к Богу не местом, но союзом веры, расположенностью любви, угождением и уподоблением Ему в добродетелях. Или исповедует, что слово и похвала последует за святыми рабами Божиими; поелику и они будут прославлены, как преподобные и посвятившие себя Богу, и как люди близкие и приближающееся к Богу по добродетели; почему все должны стараться быть святыми, т. е. уподобляться и быть преданными Богу, чего особенно достигают чрез уединенную жизнь. Ибо сделавшись такими они удостоятся славы от Бога и от людей.

Златословесного: Сказал: песнь всем, т. е. похвала, не сказал просто: людям, но: преподобным Его; также, сказав: сынам Израилевым, прибавил: людям, приближающимся к Нему, чтобы чрез сию похвалу, чрез название людьми Его более не ослабить их, и чтобы, надеясь на сие только, они не вознерадели в душе о добродетели. Посему он говорит как бы так: когда вы приближаетесь к Нему, т. е. посредством дел, то вы достигнете великой славы: ибо кто старается приблизиться к Нему, тот может быть истинным Израилем, и ему будет песнь и слава, как прославляемому самим Богом и взаимно прославляющему Его. Ибо псалом сей, по словам Феодорита, предсказывает о подвигах, совершенных Маккавеями.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

И вознесе́т рог люде́й Свои́х, песнь всем преподо́бным Его́, сыново́м Изра́илевым, лю́дем, приближа́ющымся Ему́.

Вознесет рог людей Своих
 – «непреоборимым и славным явит народ Свой. Ибо рогом пророк назвал крепость» (Бл. Феод.). Песнь всем преподобным Его, сыновом Израилевым, людем приближающымся Ему. С Евр.: «Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих, сынов Израилевых, народа близкого к Нему». «Смысл слов пророка, – говорит св. Злат., – следующий: если вы будете праведны, если вы станете приближаться к Богу, то удостоитесь великой славы». «Сею славою пользовался Израиль, когда был близок к Богу. А теперь прешла знаменитость вместе с благочестием, и Израильтяне лишились славы, а язычники (уверовавшие) вознесены дарами Божиими» (Бл. Феод.).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И вознесет рог людий своих: песнь всем преподобным его, сыновом Израилевым, людем приближающымся ему.

«Рог» - символ силы. Возвысить «рог» евреев - даровать им силу и значение, которые признаются и ценятся другими народами. Возвращение евреев из плена, построение Иерусалима и новая, независимая жизнь началась для них именно с момента поселения в Палестине. Этот момент наполняет их таким радостным чувством и настолько он знаменателен в их глазах, что к благодарению Господа приглашается вместе с евреями и весь мир.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

И вознесет рог людий своих: песнь всем преподобным Его, сыновом Израилевым, людем приближающымся Ему

Израиль называется людьми приближающимися, потому что он народ священнический, близко связанный с Богом, народ завета.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible