Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
И узриши благая Иерусалима вся дни живота твоего, то есть блага духовные, ихже око не виде и проч. (1Кор. 2,9).
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Благословит тя Господь от Сиона, и узриши благая Иерусалима вся дни живота твоего
Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «и узри в благах Иерусалим» (ορα εν άγαθοις). «Благами» он называет город, богатство, благолепие, победы, почести, благосостояние, плодородие, безопасность, мир.
«Во все дни жизни твоей». Хорошо пророк прибавил эти слова о днях. Действительно, это – особенный знак дара Божия и доказательство Его промышления, чтобы не терпеть ничего человеческого, не терять и не испытывать превратностей, разве когда Бог во гневе Сам отнимает данное.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 6-7 «Благословит тя Господь от Сиона». Сие согласно с господствовавшим тогда мнением. Ибо думали, что Бог обитает в Сионе.
«И узриши благая Иерусалима вся дни живота твоего.» Ибо узреть сие желали возвратившиеся из Вавилона, видя запустение города.
«И узриши сыны сынов твоих». Великим благословением почиталось достигнуть до глубокой старости и увидеть детей сыновних. Посему Пророк определяет благословения, согласныя с понятиями. А что не в этом поставляет Пророк приобретение благ, научает тому блаженный Исаия: «да не глаголет каженик, яко аз есмь древо сухо. Сия глаголет Господь кажеником: елицы сохранят субботы Моя, и изберут, яже Аз хощу, дам им в дому Моем, и во ограде Моей место именито и имя доброе, лучшее сынов и дщерей» (Ис.56:3–5).
«Мир на Израиля». Опять испрашивает Израилю мира. Истинный же мир с Богом. Плотский Израиль, утратив последний, лишился и другаго мира.
Евфимий Зигабен (†1118)
Благословит тя Господь от Сиона!
О, если бы, прибавляет, Господь благословил тебя, боящегося Его, т. е. похвалил тебя и дал тебе благодать; потому что кого Господь принимает, того и похваляет, и кого похваляет, тому дает и дары свои. Далее Господь есть тот, который живет на Сионе, или в доме на Сионе; ибо так называли живущим Господа, так как в храме Он беседовал со священниками.
И узриши благая Иерусалима вся дни живота твоего.
Блага дольнего Иерусалима составляли вещественное богатство, сила войск, победа над врагами, слава у всех и подобные сим другие блага: а блага горнего Иepyсалима суть те, которых не видал глаз, не слыхало ухо и что не приходило на сердце человеку (1Кор. 2,9).
Заметь, что по словам Григория Нисского, речение: да увидишь, поставлено здесь в значении: да насладишься, как и в следующих словах: да будет взят нечестивый, чтобы не увидел (т. е. не насладился) славы Господа, и в сих: блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят, т. е. причастятся, насладятся. И вообще видеть здесь значить—испытать, быть участником чего, как сказал и Григорий Богослов. Тихое сияние здесь истины ведет меня к ощущению блистания Бога Слова. Безыменного: Боится Господа, кто достиг только начала ycпеха и таковой еще не увидел благ горнего Иерусалима; посему сими словами желает ему и сего ycпеха, чтоб удостоиться видения оных. А из сего открывается то, что совершенство в добродетели оканчивается видением.
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Это сказано согласно господствовавшему мнению, что Бог обитает в Сионе. И узриши благая Иерусалима, благоденствие Иерусалима – мир, безопасность, плодородие, победы, благосостояние и т.п. (Бл. Феодорит, Злат.).
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Благословит тя Господь от Сиона, и узриши благая Иерусалима вся дни живота твоего
Благая Иерусалима, потому что от счастия столицы зависит благосостояние каждого.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 6–7 Благословит тя Господь от Сиона, и узриши благая Иерусалима вся дни живота твоего, и узриши сыны сынов твоих: мир на Израиля
По общему верованию всех иудеев, благословение Господне нисходило на людей от Сиона, где они представляли невидимое присутствие живущего на небесах Бога (3Цар. 8:29–30 и след.). Посему и пророк, предвозвещая боящимся Бога разные блага от Господа, говорит: от Сиона низойдет на тебя благословение Господне, и вместе с тем, во всю жизнь твоюты будешь пользоваться благами Иерусалима. Какие же это блага?
По словам св. Иоанна Златоуста и блж. Феодорита, обещанные боящимся Бога блага суть: мир, безопасность, плодородие, победы, благосостояние и т.п. Кроме всего этого, пророк обещает богобоязненным долгоденствие и большое потомство еще при жизни: и узриши сыны сынов твоих. «Великим благословением почиталось, – говорит блж. Феодорит, – достигнуть до глубокой старости и увидеть детей сыновних» [6, с. 623]. В заключение, все благопожелания верным пророк заканчивает, как и в 124-м псалме, пожеланием мира, который должен хранить Израиля и все блага его под сению Божия благословения, в тишине и покое, мир на Израиля. По словам блж. Феодорита, «пророк желает Израилю мира. Но истинный мир есть мир с Богом. А плотский Израиль, потеряв оный, лишился и другого» [7, с. 1030].