Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Песнь степеней
Содержание: Девятая песнь ублажает приступившего к страху Божию, и, по указами на Апостолов, весьма кстати ублажает уверовавших.
Ст. 1, 3 Блажени вси боящиися Господа. Жена твоя яко лоза плодовита. Боящемуся Господа дается в дар не какая-либо жена, но украшенная благими плодами. Ибо жена добрая — благая, доля.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 3-5 Жена твоя яко лоза плодовита в странах дому твоего: сынове твои яко новосаждения масличная окрест трапезы твоея. Се, тако благословится человек бояйся Господа
Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «во внутреннейших» (έν τοις έσωτάτοις). Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «в чреслах» (έν τοις μηροις). «Вот так благословится человек, боящийся Господа!». Что, скажи мне, говоришь ты? Это ли блаженство? Это ли благо – благосостояние дома, наслаждение своими трудами, множество детей, жена? Нет; это только – прибавление. «Наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам» (Лк.12:31). Так как пророк говорил людям еще несовершенным, то он и убеждает их, как малых детей, предметами чувственными. Не удивляйся этому. Если Павел во время такого любомудрия поступает так же с людьми, пресмыкающимися по земле, убеждая их таким же образом, то тем более это свойственно пророку. Где же так поступает Павел? Во многих местах. Так, когда он рассуждает о девстве, то ничего не говорит им о будущем, но представляет только освобождение от скорбей, происходящих от брака (1Кор.7:28). Также, когда говорит о почитании родителей, то убеждает таким же образом: «первая, говорит, заповедь с обетованием». Какая заповедь? «Почитай отца твоего и мать… и будешь долголетен на земле» (Еф.6:2, 3). И опять, когда пишет о любомудрии в отношении к врагам, представляет чувственную награду, выражаясь так: «делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» (Рим.12:20). Но Христос – не так, потому что Он беседовал не с слабыми; но за девство Он назначает царство, а за любовь ко врагам – уподобление Богу, сколько возможно для людей быть подобными Богу. И даже в ветхом завете, когда руководились чувственностью, мы видим, что люди, способные к любомудрию, убеждались предметами высшими. Указывая на это, Павел говорит: «все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные» (Евр.11:13). Таким образом, наградою боящимся Бога служит не только это, – наслаждение собственностью, жена, дети, благосостояние дома, – это только избыток и прибавление; а главные и великие блага заключаются, во-первых, в самом страхе Божием, который сам по себе составляет награду, потом – в тех неизреченных благах, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» (1Кор.2:9).
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего». Поелику в то время признавалось это благоденствием; то пророческое слово обещает им плодородие жен, так что уподобятся оне цветущим виноградным лозам, обремененным гроздами.
Евфимий Зигабен (†1118)
Жена твоя яко (виноградная) лоза плодовита в странах дому твоего.
Жена, прибавляет, твоя, боящийся Бога, будет как виноградная лоза, изобилующая плодами, т. е. жена твоя будет многочадна в окрестностях, т. е. четырех странах и в ограде твоего дома. Другой перевел сие так: во внутреннейших местах дома твоего, называемых чертогами и девичьими покоями, где находится для успокоения и одр.
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
С Евр.: «Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем». В странах, т.е. у стен дома твоего; так как виноградныя лозы насаждали обыкновенно у стен. Пророческое слово обещает боящимся Бога плодородие жен, уподобляя последних плодовитым виноградным лозам, обремененным гроздами. «Так как пророк говорил людям еще не совершенным, – замечает св. Злат., – то он и убеждает их, как малых детей, предметами чувственными».
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Жена твоя яко лоза плодовита в странах дому твоего:
Жена сравнивается с плодовитой «лозой в доме твоем». Евреи имели обыкновение, как и сейчас делают на Востоке, виноградные лозы садить около жилищ, так что ветки их обвивались вокруг самого здания.
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Жена твоя яко лоза плодовита в странах дому твоего
Яко лоза плодовита в странах дому твоего – плодородная виноградная лоза, вьющаяся у стен дома – образ многочадной матери, живущей только для семейства.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 3–5 Жена твоя яко лоза плодовита в странах дому твоего: сынове твои яко новосаждення масличная окрест трапезы твоея. Се, тако благословится человек бояйся Господа
Продолжая речь свою к обществу богобоязненных и ходящих по пути заповедей Божиих людей, пророк говорит: ты блажен, и благоуспешна твоя жизнь: жена твоя будет так благоплодна, как виноградная лоза, рассаженная по сторонам дома твоего, она породит тебе многих сынов и дочерей, подобно лозе, рождающей многие ветви и приносящей много плода. У тебя, как наделенного благословением Божиим, будет много сынов и дщерей, столь благонравных и всем любезных, что они, как новонасажденные масличные деревья, всегда зеленеющие и приносящие обильный и прекрасный плод, присутствуя вокруг (окрест) трапезы твоей, одним видом своим будут доставлять тебе удовольствие. «Сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей» (пер. с евр.). Маслина (оливковое дерево) славилась более своими плодами, из которых добывается и теперь деревянное масло, которое служит к смягчению болезней, а потому есть символ небесной благости. Пророческое слово обещает боящимся Бога многочадие и плодородие жен, уподобляя последних цветущим виноградным лозам, обремененным гроздами.
«Так как пророк говорил людям несовершенным, – замечает св. Иоанн Златоуст, – то он и убеждает их, как малых детей, предметами чувственными». В высшем же духовном значении, по словам того же св. Иоанна Златоуста, «жена богоугодного христианина и чета его есть душа его, которая доколе находится в теле, исполнена добродетелями, как изобилующая плодами виноградная лоза, а сыны его суть ученики и подражатели, и преемники благочестия и добродетели его, которые цветут и зеленеют, как вновь насажденные маслины, возрастая духовным возрастом, и окружают его во время преподавания им учения своего и угощения их брашнами Божественного Слова» [7, с. 1028].
А по словам блж. Феодорита: «Так будет благословен человек, боящийся Господа: потому что Бог есть Судия не рода, а нравственности. Так Он удостоил венца Иова, хотя он происходил от рода Исава. Так Он научал истине Авимелеха, так Евнуха, так Корнилия, так и все прочие народы» [7, с. 1028].