Скрыть
Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 3-5 Жена твоя яко лоза плодовита в странах дому твоего: сынове твои яко новосаждения масличная окрест трапезы твоея. Се, тако благословится человек бояйся Господа

Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «во внутреннейших» (έν τοις έσωτάτοις). Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «в чреслах» (έν τοις μηροις). «Вот так благословится человек, боящийся Господа!». Что, скажи мне, говоришь ты? Это ли блаженство? Это ли благо – благосостояние дома, наслажде­ние своими трудами, множество детей, жена? Нет; это только – прибавление. «Наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам» (Лк.12:31). Так как пророк говорил людям еще несовершенным, то он и убеждает их, как малых детей, предметами чувственными. Не удивляйся этому. Если Павел во время такого любомудрия поступает так же с людьми, пре­смыкающимися по земле, убеждая их таким же образом, то тем более это свойственно пророку. Где же так поступает Павел? Во многих местах. Так, когда он рассуждает о девстве, то ничего не говорит им о будущем, но представляет только освобождение от скорбей, происходящих от брака (1Кор.7:28). Также, когда говорит о почитании родителей, то убеждает таким же образом: «первая, говорит, заповедь с обетованием». Какая заповедь? «Почитай отца твоего и мать… и будешь долголетен на земле» (Еф.6:2, 3). И опять, когда пишет о любомудрии в отношении к врагам, представляет чувственную награду, выражаясь так: «делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» (Рим.12:20). Но Христос – не так, потому что Он беседовал не с слабыми; но за девство Он назначает царство, а за любовь ко врагам – уподобление Богу, сколько возможно для людей быть подобными Богу. И даже в ветхом завете, когда руководились чувственностью, мы видим, что люди, способные к любомудрию, убеждались предметами высшими. Указывая на это, Павел говорит: «все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные» (Евр.11:13). Таким образом, наградою боящимся Бога служит не только это, – наслаждение собственностью, жена, дети, благосостоя­ние дома, – это только избыток и прибавление; а главные и великие блага заключаются, во-первых, в самом страхе Божием, который сам по себе составляет награду, потом – в тех неизреченных благах, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» (1Кор.2:9).

Беседы на псалмы. На псалом 127

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Се тако благословится человек, бояйся Господа»; потому что Бог-Судия не рода, но нравов. Так сподобил венцев Иова, который вел род свой от Исава; так наставил на истину Авимелеха, евнуха, Корнилия и всех язычников.

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Се, тако благословится человек бояйся Господа

Что значит: тако благословится? Где видит Пророк светлое знамение благословения? Он видит его в благочадии. – Сынове твои, яко новосаждения масличная окрест трапезы твоея. Се тако благословится человек бояйся Господа.

Беседа при торжестве о рождении Великого князя Алексия Александровича. 1850 г

Евфимий Зигабен (†1118)

Се тако благословится человек, бояйся Господа.

Таким образом награжден, говорит, будет от Бога благословением тот, кто боится Бога, где, благословением теперь называет милость и благодеяние Божие, как достойное благословения. Что говорит божественный Давид? Столько боишься, и только такой дар получишь от Бога? Так говорит: потому что я беседую с такими несовершенными людьми—Иудеями, которые любят вышеизложенные блага,— жен, детей и подобное им. А в другом отношении это слово, говорит Златоуст, от излишества и как бы часть прибавочная, что Бог кроме того, что даст боящимся Его блага небесные, в дополнение даст еще и сии земные блага: ищите, говорит, во-первых, царствия Божия и все сие приложится вам (Матф. 6, 33). В высшем же значении жена богоугодного христианина и чета его есть душа его, которая, доколе находится в теле, исполнена добродетелями, как изобилующая плодами виноградная лоза; а сыны его суть ученики и подражатели и приемники благочестия и добродетели его, которые цветут и зеленеют, как вновь насажденные маслины, возрастая духовным возрастом и окружают его во время преподавания им учения своего и угощения их брашнами божественного слова.

Феодорита: Так будет благословен человек, боящийся Господа: потому что Бог есть Судия не рода, а нравственности. Так Он удостоил венца Иова, хотя он происходил от рода Исава. Так Он научал истине Авимелеха, так Евнуха, так Корнилия, так и все прочие народы.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Се, тако благословится человек бояйся Господа.

Его благословит Господь увидеть благоденствие Иерусалима и своих внуков

Благословит тебя Господь с Сиона, т. е. с священной горы Иерусалима. Указание на Сион служило предостережением - не увлекаться языческими культами, а строго следовать заповедям Господа, которому созидается Храм на Сионе, т. е. истинному Богу.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Се, тако благословится человек бояйся Господа

Да дастся же тебе (обращается псалмопевец к идеальному богобоящемуся человеку; – может быть, ко всему народу в Сионе) это благословение богобоящихся, и во всю твою жизнь видеть Иерусалим с ним и всю страну в благополучии, дожить до внуков и правнуков и Израиля всегда видеть в мире.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 3–5 Жена твоя яко лоза плодовита в странах дому твоего: сынове твои яко новосаждення масличная окрест трапезы твоея. Се, тако благословится человек бояйся Господа

Продолжая речь свою к обществу богобоязненных и ходящих по пути заповедей Божиих людей, пророк говорит: ты блажен, и благоуспешна твоя жизнь: жена твоя будет так благоплодна, как виноградная лоза, рассаженная по сторонам дома твоего, она породит тебе многих сынов и дочерей, подобно лозе, рождающей многие ветви и приносящей много плода. У тебя, как наделенного благословением Божиим, будет много сынов и дщерей, столь благонравных и всем любезных, что они, как новонасажденные масличные деревья, всегда зеленеющие и приносящие обильный и прекрасный плод, присутствуя вокруг (окрест) трапезы твоей, одним видом своим будут доставлять тебе удовольствие. «Сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей» (пер. с евр.). Маслина (оливковое дерево) славилась более своими плодами, из которых добывается и теперь деревянное масло, которое служит к смягчению болезней, а потому есть символ небесной благости. Пророческое слово обещает боящимся Бога многочадие и плодородие жен, уподобляя последних цветущим виноградным лозам, обремененным гроздами.

«Так как пророк говорил людям несовершенным, – замечает св. Иоанн Златоуст, – то он и убеждает их, как малых детей, предметами чувственными». В высшем же духовном значении, по словам того же св. Иоанна Златоуста, «жена богоугодного христианина и чета его есть душа его, которая доколе находится в теле, исполнена добродетелями, как изобилующая плодами виноградная лоза, а сыны его суть ученики и подражатели, и преемники благочестия и добродетели его, которые цветут и зеленеют, как вновь насажденные маслины, возрастая духовным возрастом, и окружают его во время преподавания им учения своего и угощения их брашнами Божественного Слова» [7, с. 1028].

А по словам блж. Феодорита: «Так будет благословен человек, боящийся Господа: потому что Бог есть Судия не рода, а нравственности. Так Он удостоил венца Иова, хотя он происходил от рода Исава. Так Он научал истине Авимелеха, так Евнуха, так Корнилия, так и все прочие народы» [7, с. 1028].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible