Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Псалтирь 105:17
Разверзлась земля, и поглотила Дафана и покрыла скопище Авирона.
Святые отцы
Прочие
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 17-18 Отверзеся земля и пожре Дафана и покры на сонмищи Авирона: и разжжеся огнь в сонме их, пламень попали грешники
Дафан и Авирон со всем племенем были пожраны землей, а Корей и его сообщники были попалены огнем, посланным от Бога. Бог поразил мятежников этими наказаниями, чтобы других научить быть благоразумными. Но и этот урок остался для них бесполезным, что и показывает рассказ об их дальнейшем непокорстве.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 17-18 «Отверзеся земля и пожре Дафана, и покры на сонмищи Авирона»: «И разжжеся огнь в сонме их, пламень попали грешники». Дафан и Авирон со всем семейством поглощены землею, а Корей и бывшие с ним попалены ниспосланным от Бога огнем. Наказания же сии Бог наложил, побуждая других уцеломудриться, но они не восхотели извлечь из сего пользы. Сие видно из повествования о том, на чтó они отважились.
Евфимий Зигабен (†1118)
Отверзеся земля и пожре Дафана, и покры на сонмищи (скопище) Авирона.
Земля, говорит, разверзлась и поглотила Дафана живым и покрыла сборище Авирона. Здесь предлог έπί излишен. Книга Чисел в главе 16 повествует, что земля поглотила вместе с Дафаном и Авирона и все сборище их и скоты и кущи (палатки) со всем имением их. А Давид разделил их, сказывая, что отдельно пожрала Дафана и отдельно Авирона, дабы сим способом сильнее представить несчастие их.
Почему Никита говорит: Подвергнул их сему наказанию (Бог) для вразумления других, ибо из событий ужасных одно выставляет как страдания, в пример мужества, каково лишение Иова имущества, другие, как врачевство против учиненных грехов, как-то домашнее посрамление Давида, понесшего наказание сие за беззаконную похоть, иное для вразумления оставшихся; как например случившееся с Дафаном и Авироном. Ибо здесь от сего наказания не они получили улучшение какое либо, да и как могли получить те, которые сошли во ад, и которых пропасть земная весьма расширившая свои уста засыпала и поглотила? Но сим примером вразумили других, которые видели, как целые родства провалились и со всем родом поглощены, и дома живых чрез разверзшуюся землю сошли во ад. Любопытно также, говорит Евсевий, что когда евреи преогорчили Бога при восхождении к Чермному морю, Он показал им свое могущество; а равно, когда искушали Бога в безводной, Он исполнил прошения их: но когда огорчили Моисея и Аарона, то наказал их: и разверзлась земля и пожрала Дафана и Авирона, ибо не надлежало рабам Божиим быть в презрении. И поскольку у Него есть и благость и строгость, то сперва употребил благость; а когда от сего не получили пользы, то привел в действие против них строгость. Слова Исихия: Поскольку они злословили того, который разделил море, то посему разделилась земля и они погибли.
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Покры на сонмищи Авирона. Т.е. земля покрыла Авирона на том месте, где было собрание его сообщников – семейство и единомышленники; всех поглотила земля (Числ.16:27).
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 16–18 И прогневаша Моисеа в стану, Аарона святаго Господня. Отверзеся земля и пожре Дафана и покры на сонмищи Авирона: и разжжеся огнь в сонме их, пламень попали грешники
Израильтяне и после того продолжали выражать свое злонравие и противление воле Божией. Некоторые из них, как Корей, Дафан и Авирон, обнаружили явное возмущение против Моисея пророка и первосвященника Аарона. Корей из колена Левиина, Дафан и Авирон из колена Рувимова, и с ними двести пятьдесят именитых начальников, восстали против Моисея и Аарона, желая управлять народом и участвовать в священном служении. Корей, как левит, домогался первосвященства, а Дафан и Авирон, как потомки Рувима, первенца, имели затею быть светскими правителями. И прогневаша Моисея в стану, а по переводу с еврейского, «позавидовали в стане Моисею и Аарону, освященному от Господа». Моисей пригласил их с кадильницами к скинии. Они пришли, вдруг расселась земля под ними (отверзеся земля и пожре Дафана и покры на сонмищи Авирона), проглотила их и палатки их, все израильтяне побежали от них, при их вопле. Тогда вышел огонь от Господа с неба и пожрал двести пятьдесят начальников, принесших курение. И разжжеся огнь в сонме их, пламень попали нечестивых. Псалмопевец называет здесь Аарона святителем Божиим для того, чтобы мы помнили, что как он, так и Моисей призваны на святое служение свое Самим Богом, и что в лице одного приписывается обоим имя святого; что Дафан и Авирон с своими сообщниками, ниспровергая Божественное избрание их, не людям противились, а Самому Богу, за что и получили от Него достойную казнь.