Скрыть
увлеклись похотением в пустыне, и искусили Бога в необитаемой.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

И искусиша Бога в безводней. Сказано: и искусиша Бога в безводней, потому что прогневали Его вскоре по переходе через Чермное море.

См. также Толкование на Пс. 105:1

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 13-14 Ускориша, забыша дела Его, не стерпеша совета Его: и похотеша желанию в пустыни и искусиша Бога в безводней

Имея столько и таких доказательств, удостове­рявших божественное могущество, они не обращались к Богу со своими нуждами и не ожидали Его помощи, но тотчас вооружались укорами против Его слуг. Два греха иудеев соединил здесь псалмопевец: во-первых, что телесную страсть обнаружили в пустыне, где нужно было любомудрствовать и удерживаться от всякого пожелания, во-вторых, что и о воде молили Бога не искренно, но с целью иску­сить Его. Однако и после того Бог не прекращал Своих чудес.

Беседы на псалмы. На псалом 105

Феодорит Кирский, блж. (†457)

и похотеша желанию в пустыни и искусиша Бога в безводней.

См. Толкование на Пс. 105:

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 14-15 И похотеша желанию (желанного) в пустыни, и искусиша Бога в безводней. И даде им прошение их, посла сытость в души их.

Евреи, говорит, как мы сказали, пожелав мяса и хлебов искушали Бога в безводном месте, требуя с ропотом и искушением воды для питья, как написано и в 77-м псалме: преогорчили Всевышнего в безводной и искушали Бога в сердцах своих. Посему Бог и дал по прошению их, как пищу, так и питие. А прошением называет ропотливое желание их: поскольку не просили, но желали и порицали; по словам Феодорита, и роптали. Притом Он дал им не просто, но насыщение, как мясом перепелов, так и хлебом, т. е. манною и водою услажденною в Мерре и источенною из камня.

Того же: Здесь совокупил два греха иудеев, один состоявший в том, что они в пустыне, в которой надлежало быть мудрыми и воздерживаться от всякой похоти, они пожелали плотского удовлетворения; а второй, что они не просили воды, в которой имели нужду, но искушали. Впрочем, Бог непрестанно чудодействовал. Златоуста: Но хотя они были и таковы, Он не презрел их, но оказал снисхождение, все делая с тем, чтобы привлечь их, и как чадолюбивый Отец терпит детям плачущим напрасно, так и Бог им.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 13–15 Ускориша, забыша дела его, не стерпеша совета Его: и похотеша желанию в пустыни и искусиша Бога в безводней. И даде им прошение их, посла сытость в душы их

Так всегда поступают маловерные и злонравные люди, как поступили израильтяне по выходе их из Египта. Еще не успели они достаточно выразить веру свою словам Божиим и вполне воспеть благодарственную и хвалебную песнь Богу (ст. 12) за свое «избавление от руки ненавидящих», как уже скоро (ускориша) опять забыли все благодеяния Божии, обнаружили свою алчную нетерпеливость (не стерпеша совета Его). Пройдя три дня по безводной пустыне и не находя воды, они возроптали на Моисея, а когда пришли в пустыню Син, то здесь снова возроптали (и похотеша желанию в пустыни), увлеклись прихотию в пустыне и говорили: «Лучше бы нам умереть в Египте, когда мы сидели у котлов мясных, а вы вывели нас в пустыню для того, чтобы уморить нас голодом» (Исх. 16:3). Все это, что говорилось пред лицем Моисея, относилось к Самому Богу, всем этим недовольные и неблагодарные израильтяне искушали Бога в безводней. Слова стиха 15: даде им прошение их – по переводу с еврейского читаются так: «Он исполнил прошение их, но послал язву на душу их». Упомянув о язве, которая произошла от сытости в душах их, пророк указывает на пресыщение (греч., лат. saturitas), т.е. жадность, с какою евреи употребляли в пищу мясо птиц, отчего произошла желудочная болезнь, как последствие неумеренного потребления испортившегося от лежания мяса, к тому же после продолжительной их диеты. Но это обстоятельство было уже при другом случае удовлетворения Богом прихотей еврейского народа, спустя целый год после выхода из Египта, именно после того, как отправились они из пустыни Синайской. Худшие из сего народа, особенно из пришельцев, опять стали обнаруживать прихоти и опять заговорили: «Кто накормит нас мясом?» и проч. (Числ. 11). Утром следующего дня Господь, как и прежде, послал перепелов, мясо которых они ели целый месяц до пресыщения, пока не сделалось оно отвратительным. Мясо было еще в зубах народа, как Господь поразил его весьма великою язвою. И нарекли имя месту тому: «гробы прихоти», ибо там похоронили прихотливых из народа.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible