Скрыть
пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

послеши Духа твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли

Здесь ясно про­поведал нам воскресение и восстановление жизни чрез всесвятого Духа. Так великий Илия воскресил сына вдовицы, трижды до­хнув на отрока, возвратив того к жизни силой обитавшей в нем духовной благодати (3Цар.17 и след.). Так и Елисей воскре­сил сына соманитянки, посредством духовного дуновения, силой жи­вотворящего Духа дал ему жизнь. Указав, таким образом, и это действие божественной силы, псалмопевец обращает свой язык к торжественной песни.

Беседы на псалмы. На псалом 103

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли». Здесь Пророк ясно предвозвестил нам воскресение и оживотворение Всесвятым Духом. Так великий Илия трижды дунул на отрока вдовы, возвращая жизнь обитавшею в нем духовною благодатию. Так и Елисей оживотворил сына Соманитяныни, употребив духовное дуновение и возвратив жизнь животворящим Духом. Так Пророк, показав Божественную силу и ея действенность, обращает уста свои к песнопению.

Евфимий Зигабен (†1118)

Послеши Духа Твоего, и созиждутся.

Ты, говорит, Господи, пошлешь животворящего и Святого Твоего Духа, и действием Его будут восстановлены все люди. Или можно понимать и иначе, что Ты, Господи, пошлешь Духа Твоего, наитие которого бывает на христиан чрез святое крещение; и таким образом принимающие Его будут созданы новою и духовною тварью и новым народом, совлекши, по словам Исихия, ветхого человека. Посему сии слова относятся и к воскресению мертвых и к возрождению чрез святое крещение.

И обновиши лице земли. Посылаемым, говорит, Тобою Св. Духом Твоим, Господи, Ты обновишь лице, или красоту земли, которую составляют созданные, по словам Златоуста и Севира, из земли люди. Можно понимать иначе, что и земля обновится, освободившись, по словам Павла, от рабства и тления, как и Петр сказал: по обетованию Его ожидаем новой земли (2Пет. 3,13).

Слова Василия: Посланием Духа называет сошествие Его к действию, а не перехождение с места на место: ибо Дух Господень наполнил вселенную и им обновляется лице земли. Божест. Дионисия Ареопагитского: И животные и растения и при последнем отголоске жизни имеют бытие. Но когда она отнимается, по сему выражению (Давида), жизнь совершенно оскудевает; а когда оскудевшим чрез немощь и неучаствование в ней она возвращается опять, они делаются животными. А по истине самое Божественное есть данное обещание переселить всех нас, т. е. души совокупно с телами в совершенную жизнь—вещь, быть может по причине ветхости представляющаяся противоестественною, но в самом деле и божественная и выше естества, впрочем только нашего, а не Всесильного, для которого нет никакой противоестественной или сверхъестественной жизни; почему да будут отвергнуты касательно сего безумные и противные слова Симона. Кирилла: Слышу, что некто говорит: Дух Божий создал меня, и Давид также поет о том, что находится на земле: пошлешь Духа Твоего, и созиждутся. Итак, когда Дух творит и обновляет разрушившееся, приводя сие в первобытное состояние; а зиждущее все естество есть одно высочайшее и верховнейшее; то как несправедливы те, которые поставляют Духа ниже престолов Божьих и считают сотворенным и рабским того, кто свободен по своему естеству!

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

30. пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли.

Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли. «Здесь, – говорит бл. Феод., – пророк предвозвестил нам воскресение и оживотвореиие Всесвятым Духом», и указывает на оживотворение отрока пророком Илиею и сына Соманитянки Елисеем. Другие толковники разумеют о рождении силою благословения Божия всех животных. Т.е. Ты, Господи, даешь дух или дыхание, жизнь всем животным, потому-то они родятся, размножаются, новые животные заменяют места умерших, одни вещи заменяются другими, изменяются; таким образом постоянно обновляется лице земли новыми и новыми тварями.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 27-30 Вся к тебе чают, дати пищу им во благо время. Давшу тебе им, соберут: отверзшу тебе руку, всяческая исполнятся благости: отвращшу же тебе лице, возмятутся: отимеши дух их, и изчезнут и в персть свою возвратятся: послеши Духа твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли.

Днем и ночью воды и земли полны жизни и движении и все существующее живет и питается Твоими дарами и поддерживается Твоей милостивой силой

Все это многообразие тварного нуждается в Боге, все ждут от Него пищи себе в нужное время, ее и дает им Господь. Но весь этот мир тварей неминуемо гибнет, когда Господь «сокроет лице», не дает им пищи, и возрождается, когда Господь «посылает свой дух», когда снова возвращает всему живущему свою милость.

Здесь выражено возвышенное учение о постоянном промышлении Бога над миром, своей силой и ниспосылаемыми Им дарами поддерживающего и питающего все тварное.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли

Всем тварям – как на море, так и на суше – милосердный Творец подает в надлежащее время пищу; они существуют только милостию Его; внезапно Он может обратить их в ничто и произвести также новые. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 27–30 Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время. Давшу Тебе им, соберут: отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости: отвращшу же Тебе лице, возмятутся: отъимеши дух их, и изчезнут, и в персть свою возвратятся: послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли

Всю эту речь пророк обращает прямо к лицу Божию и говорит, что все живущие в «морях и во всех безднах» (как в Пс. 134:6) с надеждою взирают на Тебя, Господи, ожидая (вся к Тебе чают), чтобы Ты давал им пищу их в свое время (во благо время, когда им нужно, заблаговременно). И когда Ты даешь им, они принимают (соберут). Бывают времена, и нередко, когда Господь Бог посылает глад на землю, последняя бывает суха и бесплодна, и тогда бедствуют не только люди, но и все животные, не имея возможности собрать себе в достаточном количестве пищу. И напротив, когда Господь Бог уплодотворяет землю, тогда Он как бы отверзает щедрую руку Свою, и тогда всяческая (и люди, и звери, и скоты, и всякого рода животные) исполняются благости, получают от Господа Бога всякое благо. «Писанию свойственно, – говорит блж. Феодорит, – принимать «руку» за действие уделения. Так и здесь рукою назвал силу, уделяющую благо, и глаголом отверзать выразил легкость подаяния благ: как легко протянуть наклоненные к ладони пальцы (т.е. отворить руку), так не трудно Ему и дать изобилие всех благ» [6, с. 496]. А далее пророк говорит: «когда сокроешь лице Твое – мятутся» (отвращшу же Тебе лице, возмятутся), смущаются, и в следующих словах от животных вообще переносится мыслию, в частности, на людей, которые, лишаясь милости и благоволения Божия, смущаются, печалясь о таком лишении своем. И наконец, когда возьмет душу их от тела (отъимеши дух их, и изчезнут), они умирают, кончают земную жизнь свою и возвращаются в землю, из которой взяты (и в персть свою возвратятся). А следующими далее словами: поспеши Духа Твоего, и созиждутся, – пророк напоминает людям о восстановлении их к новой жизни будущего века, чрез воскресение из мертвых, силою Духа Святого. Некоторые из отцов Церкви в послании Духа Святого и в созидании новой твари разумеют обновление человечества благодатию Святого Духа, которая подается в таинстве крещения. «Посылаемым от Тебя, Господи, Духом Святым, – говорит св. Исихий, – разумные твари, т.е. люди, вновь созидаются, совлекшись ветхого человека, облекаются «в нового, созданного по Богу в правде и преподобии истины» (Еф. 4:24), и через них обновляется лице земли, так же, как оно обновляется в мире животных рождением и появлением на земле новых животных вместо тех, которые исчезли и возвратились в персть земную.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible