Скрыть
выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Изыдет человек на дело свое. Звери днем препятствовали бы людям идти в путь и возделывать землю, а теперь выходят они ночью, взыскати себе пищу от Бога, потому что не для них земля прозябает траву или злак.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера

И хорошо сказал: «до вечера», потому что с наступлением вечера свет удаляется, а приходит темнота и усыпляет, человеческую природу, успокаивает утрудившееся тело, утишает все чувства и, как добрая кормилица, своей заботливостию всем членам дает свободу от трудов и изнурительных занятий. Когда же мера ночи исполнится, появляется свет, и, пробудив человека, делает его способным свежими чувствами воспринимать солнечные лучи, и с новым и горячим усердием приступать к обычным делам.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 10


Справедливо, так как воскресение Христово дало людям свободу и ободрило их до вечера, очевидно – до конца жизни, трудиться над своим делом, т.е. над доброде­телью, потому что она поставлена Богом целью наших трудов.

Беседы на псалмы. На псалом 103

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 22-23 «Возсия солнце, и собрашася, и в ложах своих лягут»: «Изыдет человекь на дело свое и на делание свое до вечера». По восхождении солнца, звери удаляются в свои убежища, а люди, сложив в себя утомление предыдущаго дня, снова с усердием проводят день в делах.

Евфимий Зигабен (†1118)

Изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера

По восхождении, говорит, солнца бессловесные и дикие животные собираются в свои логовища; а словесный человек, восстав от сна, выходит из дому своего для делания дела по своему роду для занятия до вечера; ибо тогда он опять возвращается в дом свой для успокоения от труда. Он знает, что день определен Богом для человека и для кротких животных, а ночь для диких, чтобы смешиваясь кроткие с дикими, первые не были истребляемы от последних, по словам Златословеснаго.

Златословесный прибавляет и сие: Когда владыки—люди спят, тогда встают звери, а когда те встают, то сии уходят. Видишь ли творческое благоустройство? Встает владыка, и уже ничего не находит погубляющего, но солнце наперед прогоняет все, могущее вредить. Ибо они как беглецы и бродяги удаляются и при появлении владыки, уходят при восхождении солнца в свои скрытные места. А человек, отложивший работу прошедшего дня и предавшийся сну, обновив силы свои, тотчас охотно выходит на свои дела. Григория Богослова: Ночь, — и человек связан сном, а звери получают свободу, и каждый ищет пищи, какую дает ему Творец; день, — и звери собираются, и человек поспешает на делание, — так уступаем место друг другу в порядке, по закону и уставу природы. Исихий, держась своего изъяснения в высшем значении, говорит, что по воскресении Христовом собрались, т. е. как перевел Симмах, тайно ушли звери и демоны в мрачные свои пещеры, а Апостолы, которые доселе скрывались, по опасении от иудеев, вышли и явились, получив смелость по причине Воскресения Христова. И все также верующие до вечера, т. е. до конца жизни упражняются в своем деле, т. е. добродетели, которую дал нам Господь для делания. И в самом высоком значении принимал сии слова Божеств. Григорий Фессалонитский, сказывая так в послании к Ксении: а по рассвете дня и по восхождении утренней звезды в сердцах наших, по словам верховного Апостола, исходит, по выражению пророка, истинный человек на истинное делание свое и по пути света восходит, или возводится на вечные горы, на горы делания при сем свете, не принадлежащих к сему миру. О чудо! Он делается зрителем до разлучения, или по разлучении с сопряженным с ним в начале веществом, как знает тот, который есть Путь.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 19-24 Сотворил есть луну во времена: солнце позна запад свой. Положил еси тму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии, скимни рыкающии восхитити и взыскати от Бога пищу себе. Возсия солнце, и собрашася, и в ложах своих лягут. Изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера. Яко возвеличишася дела твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси: исполнися земля твари твоея.

Днем и ночью воды и земли полны жизни и движения

Земля производит хлеб, вино и елей человеку; на ней же появляются и сады при долинах, и роскошные кедры на Ливане; там же селятся птицы, выше всех гнездо свивает аист; на горах же живут серны, а среди камней укрываются зайцы. Таким образом - всюду жизнь и движение.

Толковая Библия

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 22–23 Возсия солнце, и собрашася, и в ложах своих лягут. Изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера

В этих словах кратко изображается действие солнца и дневного света на жизнь земных животных и человека. Вот восходит солнце и начинается день, и все дикие полевые животные и лесные звери возвращаются в свои логовища (и в ложах своих лягут). А человек, отдохнув во время ночи, выходит на дело свое и продолжает свою работу до вечера. Так велика премудрость Божия, разделившая время на дни и ночи и указавшая человеку день для беспрепятственной полевой работы, а диким животным и зверям – ночь для снискания себе пищи!

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible