Скрыть
Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Оклеветающаго тай искренняго своего, того изгонях. Не допускал я до себя обвинений, делаемых тайно, даже изгонял от себя покушающихся делать это. Гордым оком и несытым сердцем, с сим не ядях. Высокомерные и склонные к преобладанию не бывали моими сотрапезниками.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях: гордым оком и несытым сердцем, с сим не ядях

Изучим, возлюбленные, эту прекрасную науку – не только не клеветать, но даже и не слушать клеветы. Ужасное зло – клевета, беспокойный демон, никогда не оставляющий человека в мире. Какого, в самом деле, зла не производит клевета? Из нее рождается вражда, чрез нее возникают ссоры, от нее берут начало разно­гласия; дурные подозрения, возбужденные ею, являются причиной бесчисленных зол; ненависть имеет ее своим источником. И какие бы кто ни вообразил себе бедствия, все они окажутся проистекающими из клеветы, всех увлекающей в злобу. Клевета возбуждает человека к убийству ближнего. Клевета ожесточает душу и разру­шает братское общение, недавнего друга без всякой причины де­лая врагом. Она, коснувшись Мариами, сестры Моисеевой, тотчас покрыла ее проказой и навлекла на нее гнев от Господа. Она разрушает целые дома и мирные города возбуждает к войне. Она разрывает узы прекрасного мира и расторгает великий союз любви. Она, отклоняя от заповедей Божиих, научает преступле­нию, и отвлекая от общения с Богом, удаляет от истины. Она первоначально явилась причиной гибели первозданного Адама и ли­шила его райской жизни и небесного блаженства, потому что она вошла в уста змия и взвела ложь на неложную благость Божию; это она сказала: «подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт.3:1) и побудила Адама преступить заповедь и отпасть от истины; склонивши к себе бывшего собеседником Владыки, она тотчас при помощи обмана сделала его врагом и сразу удалила от благ. Итак, будем же удерживаться от клеветы, удаляясь от нее, чтобы не войти во вражду с Владыкой. Отстанем от клеветы, чтобы не сде­латься несправедливыми судьями истины и не оказаться пред лицом закона ложными свидетелями. «Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить» (Иак.4:11–12).

А чтобы тебе убедиться, возлюбленный, что клевета нисколько не содействует истине, обрати внимание на само название ее, рас­сматривая в связи с ним последующее слово. Клевета есть учи­тель обвинения, а слово «тайно» указывает на ложь и постыдность этого дела. Когда дело касается истины, то следует обличить в лицо и со смелостью соединить мир; если же тайно, значит – ты приносишь ложное обвинение, возбуждая против ближнего злое подозрение и не бу­дучи в состоянии обличить его в том, что ты возводишь на него. Поэтому, хорошее дело – прогонять клеветника, как лжеца и вора, чтобы, как-нибудь смутив мир своей души, не сделать ее враж­дебной к ближнему из-за клеветы. Итак, «Тайно клевещущего на ближнего своего – сего я изгонял; со смотрящим гордо и с ненасытным сердцем – с сим я не ел». А что гордость ненавистна и самому Богу, послушай, что говорит Писание: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6). И в другом месте: «гордость ненавистна и Господу и людям и преступна против обоих» (Сир.10:7). И: «что гордится земля и пепел?» (Сир.10:9)? И во многих местах ты найдешь, что гордость мерзка и весьма ненавистна. Так и здесь говорит: «со смотрящим гордо и с ненасытным сердцем – с сим я не ел», так как гордость в высшей степени вредна и пагубна не только для того, кто усвоил себе ее, но и для того, кто не надолго разделяет ее. Жадного, несытого сердцем, про­рок поставил рядом с гордым, так как душевное расположение обоих одно и то же – и возносящегося над ближним, и жадного по отношении к ближнему.

Беседы на псалмы. На псалом 100

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях». Не принимал я обвинений, делаемых тайно, а покушающихся делать это изгонял от себя.

«Гордым оком, и несытым сердцем с сим не ядях». Не делал я своими сотрапезниками ведущих себя горделиво.

Евфимий Зигабен (†1118)

Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях.

Я, говорит, отгонял от себя того человека, который тайно оговаривал брата своего, как злонравного и низкого, и на подобие пса угрызающего тайно, где прибавил: тайно; потому что тот, кто оговаривает в лице, менее гpешит и подает оговариваемому в лице случай оправдаться в том, в чем он оговаривает его.

Слова Евсевия: Не тот клеветник, кто говорит о ком либо худо в oтcyтствиe его, скорбя о его злонравии, но тот, кто с охотою и удовольствием говорит о нем худо. Святого Дорофея: Между осуждением, уничижением и оговариванием есть различие. Оговаривать значит говорить против кого либо, например, что он солгал, разгневался или пал в любодейство, и тому подобное: ибо он в страсти оговорил брата в таком гpеxе. Осудить значит сказать, что такой-то лжец, прелюбодей, гневлив, ибо вот он осудил самую расположенность души его и произнес о всей жизни его, сказывая, что он таков. Ибо иное дело сказать: разгневался, и другое: он гневлив. А уничижить, значит гнушаться ближним и отвращаться от него, как от некоторой мерзости, что пагубнее самого осуждения. Златоустого: Не станем же ни говорить худо, ни приклонять слуха к говорящим. Ибо суетного, говорит, слуха не принимай. Не сказал: не верь, но и не принимай. Потому то и пророк говорит: я изгонял клевещущего. Не сказал: я не верил, или не принимал того, что было говорено, но и, как врага, отражал. Скажи клевещущему: хочешь хвалить кого? я открою слух, чтобы принять миро. А если хочешь говорить худо, то я загражду вход для слов; ибо не могу принимать навоз и грязь. Божественного Максима: Загради уста клевещущему в слух твой, дабы вместе с ним не сделать тебе двойного греха, когда будешь и себя приучать к пагубной страсти и не пресекать болтливость его против ближнего. Не дай слуха твоего языку клеветника, ни языка слуху любящего охуждения, охотно говоря, или слушая речи на ближнего, дабы не отпасть от любви и не сделаться чуждым жизни вечной. Великого Василия: И оговаривающий брата, и терпящий оговаривающего—оба заслуживают отлучения. Кирилла: Кто оговаривает пред нами другого, тот не удержится от оговаривания и нас пред другими. Посему такого человека, как общего врага, должно по всей справедливости отгонять, как подражателя райского дракона, который, оговорив Бога, обманул Еву.

(С) гордым оком и несытым сердцем с сим не ядях.

Гордым оком называет гордого человека—частью целого; а равно и ненасытимым сердцем именует ненасытимого человека и любостяжателя. С сим то, говорит, гордым и любостяжателем я даже не ел.

Слова Кирилла: Премного у нас страстей душевных; но одна из них самая нелепая и несносная для всех, которой и Бог противится, есть гордость, которая в сотовариществе своем имеет и сестру— любостяжание, т. е. ненасытимое желание иметь более. Обе они суть пропасть для душ и двери к погибели и достойны непрестанного пламени. Кто не убегает гордого? Кто не удаляется от того, кто ненасытимою рукою собирает денежные доходы и обижает многих? Исихия: Я не вступал, говорит, с ними в договор содружества; так как трапеза большею частью принимается за залог любви. К чему прилично присоединил ненасытимого по сердцу, т. е. любостяжателя и гордого; потому что никто не может иметь их друзьями; ибо гордый и любостяжатель любит (есть друг) только самого себя.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

5.Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю

Оклеветающего тай искренняго своего, сего изгонях. «Не допускал я до себя обвинений, делаемых тайно, даже изгонял от себя покушающихся делать это». Гордым оком и несытым сердцем с сим не едях. «Высокомерные и склонные к преобладанию не были моими сотрапезниками» (Св. Афан. и бл. Феод.). 

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-5 не прильпе мне сердце строптиво: уклоняющагося от мене лукаваго не познах. Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях: гордым оком и несытым сердцем, с сим не ядях

«Сердце развращенное будет удалено от меня» – гордого сердца не будет во мне; не будет действий, подсказанных личным, своенравным желанием, напротив, буду смиренно руководиться указаниями Твоей воли; буду очищать город от клеветников и не входить в близкие сношения с людьми, презирающими других и ненасытными честолюбцами, т. е. Давид обещает возвышать и приближать к себе только достойных.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях: гордым оком и несытым сердцем, с сим не ядях

Гордым оком, точнее очами; быть гордыми глазами, т.е. высоко подымать их, с презрением смотреть на других. Несытый сердцем – сердце коего так широко, что ничем не может быть наполнено, который не довольствуется никакими почестями, никаким богатством и т. д. С сим не ядях – с таким не вступал в близкое общение, в дружбу.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 3–5 Не предлагах пред очима моима вещь законопреступную: творящыя преступление возненавидех: не прильпе мне сердце строптиво: уклоняющагося от Мене лукаваго не познах. Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях: гордым оком и несытым сердцем, с сим не ядях

Здесь пророк говорит уже прямо о себе лично и, конечно, не для того, чтобы восхвалить себя или вызвать похвальные отзывы о себе со стороны других, так как был кроток и не честолюбив, как и вообще все благочестивые и богоугодные люди, но с тою целию, чтобы примером своим научить преемников, в особенности же сына своего Соломона, а с тем вместе доставить пользу и всем нам, читающим и послушающим его псаломские наставления. Он говорит, что никакого противозаконного дела (вещь законопреступную) он не допускал в своем присутствии (пред очима моима), т.е. не только не имел цели или намерения допустить что-либо законопреступное, но чувствовал ненависть к творящим преступление: как к людям, явно согрешающим и беззаконцующим. «Не прилеплялось», т.е. не могло быть сочувственным мне, сердце лукавое, непокорное, развращенное (не прильпе мне сердце строптиво); всякий, кто имел такое сердце, уклонялся от меня, и я не признавал его за человека, достойного служить при царском дворе (см. Есф. 7:4). Далее, в следующих изречениях пророка, прямо открывается царственная добродетель его, выразительно проявляющая милость и суд его как царя. Так как многие из окружающих царя не столько по ревности о правде сколько из ненависти к ближним, которых считают своими врагами составляют лживые доносы на них для того, чтобы погубить их, и своими тайными клеветами отягощают судьбу их, как это видно из истории, описанной в книге Есфирь (Есф. 7), то Давид, как мудрый и правосудный царь, таких клеветников лишал своего царского доверия (сего изгонях), – людей гордых и корыстолюбивых, или жадных, таких, которые не удовлетворялись никакими почестями и никаким обогащением, он не допускал до участия в своем царском столе (гордым оком и несытым сердцем, с сим не ядях). Последним выражением указывается вообще на то, что Давид, как царь, не только не оказывал внимания и не имел содружества с людьми, преданными гордости и любостяжательности, но и никакого не имел с ними общения, как с людьми недостойными.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible