100
Псалом Давиду.
В этом псалме Давид описывает нам достигшего совершенства, жительствующего по Богу, научая нас, какое житие должны препровождать возжелавшие улучить небесное царство.
Пс.100:1. Милость и суд воспою Тебе, Господи.
Поскольку непрестанно имею в устах оказанные нам благодеяния, какие только знаю, то да будет дан суд, т. е. явлено правосудие; потому что Господь оправдал прю нашу с врагами нашими.
Пс.100:2. Пою и разумею в пути непорочне.
Пою песнь, говорить Давид. Яснее же сказать: не перестану песнословить, путь мой соблюдая непорочным и ожидая Твоего явления, Владыко; потому что надлежит нам приуготовить себя к Господнему пришествию. А дивный сей муж приобрел такую чистоту, что с дерзновением взывал Богу:
когда приидеши ко мне?
Как бы так говорит он: уготовал я для Тебя благолепный царственный пир, вожделеваю Твоего пришествия, Владыко, сгораю желанием видеть явление Твое, даруй мне желаемое.
Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего.
Не позволял я превитать у меня ни одному неправедному помыслу, но, весь заключась в себе самом, в чистоте «прехождах».
Пс.100:3. Творящия преступление возненавидех.
Ибо должно не только воздерживаться от лукавых дел, но и отвращаться от делающих лукавое.
Пс.100:4. Не прильпе́ мне сердце строптиво.
Внушения диавола, как не имеющие в себе прямизны, кривы и развращенны, и я никогда не допускал их в сердце.
Уклоняющегося от Мене лукавого не познах.
До того, говорит, не обращал я никакого внимания на лукавых, что не знал ни о присутствии, ни об отсутствии их; а потому, неизвестно мне было, когда уходили от меня; а если и при мне были, не знал, тут ли они. Доказательством же, что мысль прилеплена к Богу, служить – нимало не заботиться о земном по внимательности к горнему.
Пс.100:5. Оклеветающаго тай искренняго своего, того изгонях.
Не допускал я до себя обвинений, делаемых тайно, даже изгонял от себя покушающихся делать это.
Гордым оком и несытым сердцем, с сим не ядях.
Высокомерные и склонные к преобладанию не бывали моими сотрапезниками.
Пс.100:6. Очи мои на верныя земли, посаждати я со мною.
В заседаниях и совещаниях моих участвовали мужи, украшенные верою и высоко чтившие божественное. А людей не так расположенных, держащихся противного образа мыслей, т. е. горделивых, обидчиков и уничижителей, старался я иметь вдали от себя, чтобы даже и не видеть их.
Пс.100:8. Воутрия избивах вся грешныя земли́.
«Грешными» называет лукавые помыслы, которые подавлял он в себе утренними молитвами и непрерывным устремлением ума к Богу.
Еже потребити от града Господня вся делающия беззаконие.
«Градом Господним» именует святую душу, по сказанному: «преславная глаголашася о тебе, граде Божий» (Пс. 86, 3).