101
Пс.101:1. Молитва нищего, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое.
Нищий по Богу, т. е. лик Пророков, исполненный печали о гибельной судьбе народа первого, приступает ко Господу, в посте и слезах воссылая моления о сем народе, чтобы и он был ущедрен; проповедует же и призвание язычников в пришествие Спасителя нашего Иисуса Христа.
Пс.101:2. Господи, услыши молитву мою.
Приключившееся с народом себе усвояет лик Пророков.
Пс.101:4. Яко исчезоша яко дым дние мои, и кости мои яко сушило сосхошася.
Хотя изъяснение этого сделано выше, но повторено будет и здесь. Вся сила их, чем поддерживалось подзаконное служены, разслабла и погибла. Силу же эту составляли первосвященство, храм, принесение в жертву животных, народная независимость.
Пс.101:7. Бых яко нощный вран на нырищи.
Говорит это по причине тьмы, объявшей народ; ибо пребывал он в «неведении Бога». Свойство же ночного врана не иное, как издавать глас ночью, от. чего получил он себе и имя. Поэтому-то Псалмопевец, проводя целые ночи в молитве, справедливо уподобляет себя ночному врану.
Пс.101:8. Бдех, и бых, яко птица особящаяся на зде.
Я, не постигнутый наказанием во время греха, – говорит Пророк, – оставлен был в таком одиночестве, что уподобился единой птице. Ибо из многих тысяч, хотя и много было спасаемых, но, в сравнении с многими тысячами, они были тоже, что одна птица.
Пс.101:9. Весь день поношаху ми врази мои.
Смешон я стал для врагов моих, которые прежде завидовали мне, а теперь клянутся моими бедствиями, молясь, чтобы им не потерпеть чего-либо подобного. А выражение «пепел» (Пс.101:10) подобно сказанному в псалме семьдесят девятом: «напитаеши нас хлебом слезным» (Пс. 79, 6). Если и время вкушения пищи было весьма болезненно, то всякое другое время не было свободно от страданий.
Пс.101:9. И хва́лящии мя мною кленяхуся.
И друзья, прежде удивлявшиеся мне, произнося клятву, упоминают мои бедствия, говоря: да не потерплю того же, что потерпел Израиль!
Пс.101:10. Зане́ пепел яко хлеб ядях.
Указывает или на бедствия, постигшие во время плена, или на те злострадания, каким подвергали себя праведные, чтобы умилосердился Бог к народу.
Пс.101:11. Яко вознес низвергл мя еси.
Ибо народ израильский один из всех народов был превознесен, как один имевший ведение об истинном. Боге.
Пс.101:12. Дние мои яко сень уклонишася.
Своими называет дни подзаконного служения, которое именуется сению грядущих благ.
И аз яко сено изсхох.
Сказано «аз» вместо «народ»; потому что, по замеченному выше, Псалмопевец себе усвояет, что было с народом.
Пс.101:15. Яко благоволиша раби Твои камение его, и персть его ущедрят.
«Каменем» именует уверовавших во Христа по воскресении и соделавшихся, по слову Захарии, «каменем святым» (Зах. 9, 16); «рабами» же называет святых Апостолов, при содействии которых спаслись уверовавшие во Христа; а под «перстию» разумеет людей, которые живут еще перстною жизнью и доныне не уверовали. Но Псалмопевец и их именует достойными щедрот; потому что останок сей блюдется до последнего дня. Ибо и сии спасутся чрез пророка Илию.
Пс.101:16. И убоятся язы́цы имене Господня.
Сказав о благоволении к камению ветхозаветного народа, кстати присовокупляет о призвании язычников.
И вси царие земстии славы Твоея.
Сказано «царие» вместо «царства». Ибо нет ни царства, ни народа, не поклоняющегося славе Господней.
Пс.101:17. Яко созиждет Господь сиона, то есть, Церковь.
Пс.101:18. Призре́ на молитву смиренных.
Ибо уничижающие себя Пророки, молясь, говорили: «и Ты, Господи Боже Израилев, вонми посетити вся языки» (Пс. 58, 6).
Пс.101:19. Да напишется это в род ин.
Или молитва, заключающаяся в псалме, или пророчественное обетование о язычниках, как бы начертанное на столпе, передастся иудеям в хранение для нового Израиля, для этого рода Христова.
И людие зи́ждемии восхвалят Господа.
Пс.101:20. Яко прини́че с высоты святыя Своея.
Представляет нам причину призвания язычников. И это есть явление Спасителя нашего Христа, когда пришел Он, приклонив небеса.
Пс.101:21. Услышати воздыхания окованных.
Кто эти «окованные», как не те, кого ненавистник добра диавол связал пленницами греха?
Разрешити сыны умерщвленных.
«Сыны умерщвленных» суть уверовавшие из язычников; потому что отцы их умерли еще идолослужителями во грехах своих.
Пс.101:22. Возвестите в Сионе имя Его.
Причиною снисшествия было и то, чтобы Церковь научилась песнословить имя Его; потому что Сион есть Церковь.
Пс.101:23. Внегда собратися людем вкупе.
Пророки, провидев Духом собрание язычников ко Господу, молились о том, чтобы и им сподобиться этого блаженного видения и события.
Пс.101:24. Отвеща ему на пути крепости его.
Ответствует Пророческий лик, как вопрошавший Бога. «Путем крепости» Его называет пришествие на землю. Ибо пришел связать крепкого.
Умаление дней моих возвести ми.
Возвести мне: какова жизнь наша? Ибо желал знать, продлится ли жизнь его до тех дней, в которые явится на земле вочеловечившийся Единородный.
Пс.101:25. Не возведи мене в преполовении дней моих.
«Преполовением дней» своих, или жизни своей, именует время, пока пребывает в одном видении пришествия. Поэтому молится, чтобы исполнилось все время его и, если можно, продлилась жизнь его, и сподобился он увидеть самое исполнение события. Ибо в таком случае исполнилась бы вся жизнь его.
В роде родов ле́та Твоя.
Пророческой лик, познав Духом, что не достигнет до конца события, говорить: почию я как смертный; Ты же един, Владыко, пребудешь и в оные роды; потому что Ты, как Бог, Тот самый, Кем и небеса сотворены в начале.
Пс.101:27. Та` погибнут, Ты же пребываеши.
Ты один, Владыко, как Бог, имеешь вечность; небеса же, хотя они – великое и превосходное создание, подвергнутся однако тлению. Но тление это обратится для них в обновление; потому что свиются они, прелагаясь в совершеннейший вид.
Пс.101:29. Сынове раб Твоих вселятся.
Когда небеса свиются и тварь обновится, тогда в вечных селениях будут «сынове раб Твоих». А это суть увеpовавшие чрез святых Апостолов Его.
И семя их во век исправится.
Семя святых Апостолов – евангельская и спасительная проповедь, которая пребудет во век.