102
Псалом Давиду.
Народ новый из язычников этим псалмом поучается песнословить Бога, великого благодетеля. Благодеяния же сии суть изглаждение греха и слава воскресение.
Пс.102:1. Благослови душе` моя Господа.
Сам себя возбуждает к песнопению, в благословении Бога предлагая себе наилучшее средство к своему спасению. А тем, что Бог готов помиловать людей, избавив их от тления и даровав им небесное царство, прославляется правда Его на суде. Поэтому, предлагаемое песнопение приличествует всем.
И вся внутренняя моя имя святое Его.
Словом же «внутренняя» дает разуметь, что призывать Бога должны мы от всего сердца, всею крепостью и всем помышлением.
Пс.102:2. Благослови душе` моя Господа.
Продолжает убеждать себя к песнословию, зная, что обязан воздавать этим за великие Божии благодеяния; потому что, кто памятует благодеяния Божии, тот не перестанет песнословить это.
И не забывай всех воздаяний Его,
потому что за великие грехи, содеянные нами, воздал Он нам благостию, милостию, щедротами. И этого-то не должны мы забывать.
Пс.102:3. Очищающего вся беззакония твоя.
Вот каковы воздаяния нам Божии: во-первых, Бог установил очищение грехов наших; во-вторых, уврачевал немощи наши; в-третьих, избавил жизнь нашу от истления, изгладив грех; в-четвертых, явив свойственное Ему человеколюбие и милость и щедроты, увенчал нас дарованием сыноположения; в-пятых, исполнил нас духовных благ, даровав нам Себя самого – истинный хлеб жизни.
Пс.102:5. Обновится яко о́рля юность твоя,
потому что Бог пакибытием обновляет юность нашу, как орлиную. Этим Давид указывает нам на дарование воскресения. Уподобил же обновляемых орлу, так как орел высокопарнее и царственнее всех птиц, и один может, не смежая очей, взирать на солнечное сияние.
Пс.102:6. Творяй милостыню Господь и судьбу всем обидимым.
Сей Господь, по милости Своей даровавший нам все теперь исчисленное, есть Тот самый, Который древле судил праведный суд, избавил сынов Израиля из Египта, Моисею и всему народу дал ведение заповедей Своих.
Пс.102:8. Щедр и милостив Господь.
Ибо это было причиною такого благодеяния Божия и древле и ныне, как говорит и Моисей: «Господь... долготерпелив, и многомилостив, и истинен... творяй милость в тысящи» (Исх. 34, 6–7). Итак, силы Свои, названныя «путями» (Пс.102:7), и добродетели, с каковыми править всем, «сказа... Моисеови» (Пс.102:7).
Пс.102:9. Не до конца прогневается.
Хотя и прогневался за преступление Адамово, и род наш осудил на смерть: однако же, не до конца простирает гнев Свой; потому что в последние времена воссиял Он «во отметание тления» (Евр. 9, 26).
Пс.102:14. Яко Той позна создание наше.
Ибо ущедрил как собственное Свое создание и дело рук Своих.
Пс.102:17. Милость же Господня от века.
Это подобно сказанному: «творяй милость в тысящах» боящимся Меня (Исх. 20, 6).
Пс.102:18. И правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его.
Ибо, как святый, во Святых почивает, т. е. в ангельских силах.
Пс.102:19. Господь на небеси уготова престол Свой.
Хотя почивает в горних духах, однако же и земное недалеко от царства Его, потому что, как Бог, властительствует Он над всем.
И царство Его всеми обладает.
Сказано же «всеми обладает» а не «царствует над всеми», потому что не все достойны Его царства. А потому, небесное царство обетовал Спаситель преуспевающим в евангельской жизни, и державствует Господь над достойными.
Пс.102:20. Благословите Господа вси Ангели Его.
Учит этим, что народ, приступающий к вере, как посвящающий себя песнословию, будет в одинаковом достоинстве с Ангелами. Ибо, если служение Ангелов состоит в том, чтобы хвалить и прославлять Бога; а это же самое повелевается делать душе, то есть всегда славословить; то явно, что она сподобляется и того же достоинства. Ибо у кого занятие одно, у тех одинаково и достоинство.
Пс.102:21. Благословите Господа вся силы Его.
Не Ангелы только призываются к хвалению, но и всякий другой, какой только есть, небесный чин, – престолы ли то, начальства ли, власти ли, господства ли. Все же сии чины означил нам словом: «силы».