Скрыть
если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище,

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 1-4 Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище

Недостойно, оскорбительно для мудрости сравнение с серебром, но любовь с любовью сравнима. Ибо я вижу, что настолько вы любите серебро, что, как повелит вам сребролюбие, принимаетесь за тяжкий труд, переносите голод, пересекаете море, вверяя себя ветрам и течениям. Поэтому, хоть я должен искоренить то, что вам любезно, но нечего мне добавить к любви, которою вы любите. «Любите так, и не пожелаю Я быть любимым в большей мере», - говорит Бог. «Обращаюсь к ненасытным, обращаюсь к прижимистым: любите деньги - любите столько же и Меня. Конечно же, несравненно Мое достоинство: но большей любви от вас не требую; сколько любите деньги, столько и Меня любите».

Проповеди на Книгу Бытия

Климент Александрийский, пресв. (†215)

Ст. 1-4 Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище

Мудрость человеколюбива и открыта для всех… Потому слово должно быть для души ученика как семя для земли. И в этом - духовное возрастание… Это значит, что душа соприкасается с душой, и дух - с духом другого, посредством слова взращивая семя, посеянное в другом духе, и оживотворяя его. Ученик, послушный учителю, становится ему сыном.

…Премудрость Божья [проявляется] многократно и многообразно (Евр 1:1), через искусства, науки, веру и дар пророчества. Она проявляется нам во благо, ибо всякая премудрость от Господа и с ним есть во век (Сир 1:1), как говорит Книга Премудрости Иисуса. Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге (Притч 2:3-5). Пророк говорит так, чтобы отличить это от подхода к чувственному восприятию, свойственного философии. В прекрасных и возвышенных словах он заповедует нам искать этого, дабы достигнуть большего в совершенном служении Богу; поэтому богобоязненность противоположна иным чувствам. И о нем, как об откровенном знании, говорится следующее: Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум; он сохраняет для праведных спасение; Он - щит для ходящих непорочно (Притч 2:6-7). Достигнув совершенства в философии, человек достигает внутреннего ощущения, которое помогает ему на его пути к богобоязненности.

Строматы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-9 Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум; Он сохраняет для праведных спасение; Он - щит для ходящих непорочно; Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих. Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю

Ст. 1-4 представляют повышение (протазис) имеющего в ст. 1-9 места условного периода, ст. 5 и дал. - понижение (аподозис) его. Высокое значение мудрости, как высшего блага, служащего предметом человеческих исканий, Премудрый выражает сравнением ее, ст. 4 (ср. VIII:11), с серебром (Вульг.: peсunia, деньги вообще) и вообще сокровищем (евр. маммон; по Гезениусу, от этого слова происходит греческое μαμμωνᾶς, мамона, богатство), а настойчивое искание премудрости с неустанной работой рудокопов - этот образ в отношении Премудрости и искания человеком заключается и в книге Иова (гл. XXVIII). Если и искатели земных сокровищ не жалеют никаких усилий и жертв, чтобы обогатить себя, хотя обладание этими сокровищами непрочно, то тем больших усилий и жертв достойно приобретение мудрости, особенно потому, что с мудростью тесно соединено, отчасти в качестве источника мудрости (I:7; IX:10) отчасти же в качестве венца и завершения ее, - еще высшее благо страх Божий и познание Бога (ст. 5). Проникнутый страхом Божиим и имея веру в Бога и познание Его, но все это пока только в начатках - ревнитель мудрости, по мере преуспевания в ней, преуспевает и в страхе Божием, или благочестии, и в Богопознании. Источник такой, по существу религиозной, мудрости заключается в откровении. Сам Господь дает мудрость всякому ищущему ее, ст. 6 (ср. 3Цар III:9, 12; Иов XXXII:8; Дан II:21; Прем VII:15) мудрость знание и разум исходит из уст Божиих (ср. Иов XXII:22; Прем VII:25), т. е. заключены в Откровенном слове Божием; в исключительных же случаях мудрость сообщается человеку через таинственное прикосновение к его уму и сердцу просвещающей благодати Святого Духа (LXX, слав. во второй половине ст. 6 вместо «из уст» имеют: «от лица», (ἀπὸ προσώπου - вследствие смешения евр. миллив, «из уст», со сл. : милланав, «от лица»; оба слова в евр. начертании отличаются лишь одной буквой нун стоящею во втором слове. Библейские параллели: Иов XXII:22; Прем VII:25 дают основание предпочесть чтение евр. масоретского текста ст. 6).

Божественное происхождение мудрости и та близость к Богу, какую доставляет человеку обладание мудростью, тем более должны делать ее предметом постоянного стремления человека, что с нею неотделимо соединены благословение в земной жизни, хранение среди опасностей: Господь есть щит и хранитель для благочестивых искателей мудрости. Он хранит их за их непорочность на всех путях жизни (ст. 7-8, сн. Пс LXXXIII:12; XC:11-12). Плодом следования путями Божественной премудрости явится для человека преуспевание во всех видах правды и праведности (сн. I:3).

Георгий Максимов, свящ.

Притч. 2:1-5

«Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге» (Притч. 2:1–5).

Как было сказано в первой главе, «начало мудрости страх Господень» (Притч. 1:7), и здесь описывается, как его обрести. Во-первых, нужно не только принять, но и исполнять заповеди Божии, руководствоваться ими в жизни. Во-вторых, нужно сделать «ухо внимательным к мудрости и наклонить сердце к размышлению», то есть стремление познать волю Божию должно исходить из сердца. И ум и чувства согласно должны быть устремлены к Богу, к тому, чтобы найти связь с Ним и учиться от Него.

И даётся яркий образ: ищи этого хотя бы так же, как ищешь денег, или как желаешь обогатиться. Как говорит блаженный Августин, «Недостойно, оскорбительно для мудрости сравнение с серебром, но любовь с любовью сравнима. Ибо я вижу, что настолько вы любите серебро, что, как повелит вам сребролюбие, принимаетесь за тяжкий труд, переносите голод, пересекаете море, вверяя себя ветрам и течениям. Поэтому, хоть я должен искоренить то, что вам любезно, но нечего мне добавить к любви, которой вы любите. «Любите так, и не пожелаю Я быть любимым в большей мере», – говорит Бог. «Обращаюсь к ненасытным, обращаюсь к прижимистым: любите деньги? Любите столько же и Меня. Конечно же, несравненно Мое достоинство: но большей любви от вас не требую; сколько любите деньги, столько и Меня любите»».

И в другом месте он тоже говорит об этом: «поскольку известно, скольким трудам и печалям терпеливо подвержены стяжатели, от скольких услад воздерживаются – по страсти ли к приращению средств, по страху ли перед лишением, – сколь прозорливо добиваются они выгоды и благорассудно избегают убытка, – вот и мы призваны любить мудрость таким образом, чтобы устремиться алчно к стяжанию ее себе».

Люди, занимающиеся бизнесом, рассказывают, что бизнес требует от них полной отдачи. Даже когда бизнесмен не сидит в офисе, его ум все равно занят бизнесом – находится ли он с семьей, или где-то на природе, или в пути. Один мне признавался, что даже во сне чувствует, что обдумывает свои дела, которые должны принести прибыль. Вот настолько же должно захватывать человека стремление к Богу, к его мудрости. Истина Божия не открывается тем, кто просто лежит на диване, она предполагает усилия, труд.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible