Скрыть
которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего.

Прочие

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 10-19 Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы; от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом, которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих; дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои, которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего. Дом ее ведет к смерти, и стези ее - к мертвецам; никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни

Мудрость и знание для ищущего и любящего их становятся как бы друзьями и советниками, которые, утверждая человека в добром направлении мысли и жизни, предохраняют его вместе с тем от злых путей человека развращенного (10-12), для которого делать зло - привычка и удовольствие (14, сн. VI:14; X:31-32; XVI:30; XXIII:33). Пути последнего рода людей - пути тьмы (ст. 13 сн., Еф V:11), так как тьма - родная стихия для порока (Ин III:19); эти пути вместе с тем - пути кривые (ст. 15), полные козней и ухищрений на счет людей неопытных.

Особенную опасность для юношей представляет обольстительное, но пагубное влияние со стороны развратных женщин (16-19, сн. V:3; VI:24; VII:17 и дал.). Жена прелюбодейная, оставляя руководителя (Вульг. ducem) или друга (евр. аллуф) юности своей, нарушает тем завет Бога своего (ст. 17): воззрение это весьма характерно для библейского представления, прежде всего, брака, а затем и завета с Богом (берит элогим). В отношении брака Ветхий Завет проводит то идеальное воззрение, что брак есть теснейший союз, союз дружбы и любви, заключенный между мужем и женой (Иоил I:8; Мал II:14), - заключенный притом пред Богом, т. е. с соблюдением известных религиозных обрядов (как справедливо утверждает Эвальд к ст. 17). Но затем этот союз, в силу нравственной высоты, в силу почивавшей на нем освящающей силы Божией, служит по библейскому представлению образом союза или завета Бога с Израилем (ср. Иер III гл.; Ос I-III).

Законный брак, таким образом, есть союз, заключенный не только пред Богом, но - в смысле таинственном и с Богом. Всем этим пренебрегает прелюбодейная жена (17), а потому удел ее и всех обольщенных ею - преждевременная гибель (вследствие истощения сил, от неумеренных плотских наслаждений и под.)

Георгий Максимов, свящ.

Притч. 2:16-19

«Дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои, которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего. Дом ее ведет к смерти, и стези ее к мертвецам; никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни» (Притч. 2:16–19).

Если в первой главе говорилось о призывах на убийство и к грабежу, то здесь речь идет уже о грехе прелюбодеяния. Описывается женщина, которая, являясь замужней, увлекает другого в прелюбодейное сожительство. Указывается, что она «оставила руководителя юности своей» – это имеется в виду её муж. Дословно в еврейском оригинале здесь употреблено слово «друг», то есть она оставил друга юности своей, но и «руководитель» тоже вполне уместно, поскольку муж в идеале является для жены и руководителем, и другом. И вот она, совершая этот грех, предаёт своего мужа и предаёт Бога, ибо говорится, что она «забыла завет Бога своего», запрещающего прелюбодеяние.

К сожалению, это и для нашего времени очень актуально. Даже, бывает, и среди православных людей находятся люди, которые считают нормальным прелюбодеяние, оправдывают это. Живя по греховным понятиям, они говорят, что самое главное – любовь, а если ты влюбился, то и зачем тогда мучить себя, живя с нелюбимой женой, надо следовать за велением сердца, ведь любовь самое главное, сердцу не прикажешь и т.п. – все те вещи, которые являются ложью. Само состояние, когда женатый мужчина или замужняя женщина влюбляются в другого, нельзя назвать любовью или чем-то от Бога. Это то, что на языке святых отцов называется «блудное возбешение». При этом оно влияет не только на тело, но и на душу человека, который в результате может испытывать разные восторги, эйфорию, какие-то очень сильные эмоции, – но все это путь к погибели. Как говорится здесь, «дом её ведёт к смерти и стези её к мертвецам».

Неудивительно, что среди христиан находятся те, которые впадают в грех – человек слаб, и в духовной брани не все побеждают. Но вот то, что находятся люди, которые оправдывают грех и называют себя при этом православными христианами – это удивительно и абсолютно недопустимо. Хуже самого греха может быть только оправдание греха. Потому что после греха человек может ещё покаяться, а оправдание греха закрывает для него путь к покаянию, ведь если ты считаешь, что все сделал правильно, тогда тебе не в чем каяться.

Кроме того оправдание греха представляет его как что-то нормальное в среде других людей, и таким образом человек не только сам совершает грех, но и становится соблазном для других. Поэтому апостолы указывали, что особенно нужно беречься тех, которые, называя себя братом во Христе, при этом являются блудникам. Апостол Павел об этом говорил: «Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего… ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником» (1Кор. 5:9–11).

Здесь сказано также, что вот эта чужая жена, которая вовлекает в грех, «умягчает речи свои». Добронравные люди не послушают, если им сразу прямо скажут: «Пойдём, займемся прелюбодеянием!» Это оттолкнет их. Но коварные прелюбодейки могут представлять дело совсем невинно, начинать все с самых обычных поводов для общения, постепенно все больше сближаться с человеком, и затем, когда представится благоприятная возможность, уже вовлечь его в грех. Подобным образом могут действовать и мужчины-блудники. И так нелегко бывает заранее распознать это коварство, что тут действительно нужна помощь Божия, разум от Господа для того, чтобы различить путь погибели, на который человека вовлекают.

Сказано также, что «дом её ведёт к смерти и стези её к мертвецам, никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни». Здесь говорится о жизни вечной, потому что и во времена Соломона было известно, что не каждый, кто совершал прелюбодеяние, сразу же умирал после этого. Речь идёт, во-первых, о духовной смерти, поскольку грех есть смерть души; а во-вторых, речь идёт о вечной смерти, которая поджидает человека, идущего сознательно на совершение смертного греха.

И в последних стихах второй главы говорится о том, что помогает избежать впадения в грехи, в которые вовлекают дурные люди:

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible