Скрыть
от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы;

Святые отцы

Прочие

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 12-15 дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы; от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом, которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих

Сказано: Приготовьте путь Господу (Мф 3:3). Иными словами, будьте готовы к восприятию того, что Христос пожелал бы учредить как закон; отступите сердцем из тени закона; прекратите почитание резных изображений; не помышляйте более о вещах порочных. <…> Прямыми сделайте стези Господу вашему (Мф 3:3). Ибо всякая стезя, на которой достигается благо, - прямая, гладкая, легкая; иная, разумеется, стезя порочная, то есть та, которая влечет идущих по ней к пагубе. О таковых, воистину, написано: которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих (Притч 2:15). Стало быть, прямота ума, как некая прямая стезя, не имеет отклонений.

На Евангелие от Луки

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Ст. 12-15 дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы; от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом, которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих

Смотря на Иерусалим, Иисус заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих (Лк 19:41-42). Это сделал Он однажды, когда предсказывал разрушение города. Это Искупитель наш никогда не перестает делать через избранных Своих ежедневно, когда видит некоторых падающими от доброй жизни в дела нечестия. Ибо Он бьет их, но они не понимают, за что их бьют, потому что, по словам Соломона, они суть от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом (Притч 2:14). Если бы они знали об угрожающем им наказании, то оплакивали бы самих себя.

Сорок бесед на Евангелия

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 10-19 Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы; от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом, которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих; дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои, которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего. Дом ее ведет к смерти, и стези ее - к мертвецам; никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни

Мудрость и знание для ищущего и любящего их становятся как бы друзьями и советниками, которые, утверждая человека в добром направлении мысли и жизни, предохраняют его вместе с тем от злых путей человека развращенного (10-12), для которого делать зло - привычка и удовольствие (14, сн. VI:14; X:31-32; XVI:30; XXIII:33). Пути последнего рода людей - пути тьмы (ст. 13 сн., Еф V:11), так как тьма - родная стихия для порока (Ин III:19); эти пути вместе с тем - пути кривые (ст. 15), полные козней и ухищрений на счет людей неопытных.

Особенную опасность для юношей представляет обольстительное, но пагубное влияние со стороны развратных женщин (16-19, сн. V:3; VI:24; VII:17 и дал.). Жена прелюбодейная, оставляя руководителя (Вульг. ducem) или друга (евр. аллуф) юности своей, нарушает тем завет Бога своего (ст. 17): воззрение это весьма характерно для библейского представления, прежде всего, брака, а затем и завета с Богом (берит элогим). В отношении брака Ветхий Завет проводит то идеальное воззрение, что брак есть теснейший союз, союз дружбы и любви, заключенный между мужем и женой (Иоил I:8; Мал II:14), - заключенный притом пред Богом, т. е. с соблюдением известных религиозных обрядов (как справедливо утверждает Эвальд к ст. 17). Но затем этот союз, в силу нравственной высоты, в силу почивавшей на нем освящающей силы Божией, служит по библейскому представлению образом союза или завета Бога с Израилем (ср. Иер III гл.; Ос I-III).

Законный брак, таким образом, есть союз, заключенный не только пред Богом, но - в смысле таинственном и с Богом. Всем этим пренебрегает прелюбодейная жена (17), а потому удел ее и всех обольщенных ею - преждевременная гибель (вследствие истощения сил, от неумеренных плотских наслаждений и под.)

Георгий Максимов, свящ.

Притч. 2:12-15

«Дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы; от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом, которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих» (Притч. 2:12–15).

Это первое, а дальше будет продолжение, от чего ещё убережёт Премудрость Божия человека, который стяжал страх Господень и разум.

Итак, от пути злого и от человека, говорящего ложь. Среди всех делателей зла лжецы особенно опасны. Потому что те, кто напрямую призывает ко злу, зачастую не очень успешны в своём призыве, а вот коварные, маскирующие путь зла под нечто хорошее, могут вовлечь человека, который изначально не собирался идти по пути зла.

Разум, который получает от Бога человек богобоязненный, оберегает его от лжеца и вообще от тех, которые оставляют прямые пути, чтобы ходить путями тьмы, которые «радуются, делая зло, восхищаются злым развратом». Это крайняя степень осатанения человека и сроднения его с грехом. Конечно, все люди грешны, но люди различаются по своему отношению ко греху.

Есть грешники, которые каются в своём грехе, плачут, борются с ним.

Есть грешники, которые не борются с грехом, но, по крайней мере, стыдятся его и скрывают, понимают, что совершаемое ими неправильно и нехорошо.

А есть грешники, которые гордятся своими грехами, упиваются ими, радуются, совершая зло. От всех их тоже сохранит разум Господень. И «от тех, чьи пути кривы и которые блуждают на стезях своих».

Насчет кривых путей стоит вспомнить слова Иоанна Предтечи: «Уготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мф. 3:3), то есть уйдите со своих кривых путей на прямой путь, и через это вы себя подготовите к встрече со Христом. Вот что об этом пишет святитель Кирилл Александрийский: «Ибо всякая стезя, на которой достигается благо, – прямая, гладкая, легкая; иная же стезя порочная, то есть та, которая влечет идущих по ней к погибели. О таковых написано, что их пути кривы».

В другом месте Писания говорится, что «дурные сообщества развращают добрые нравы» (1Кор. 15:33). Это можно видеть на многих примерах из жизни. Нередко говорят: «хороший был мальчик, но связался с плохой компанией». Действительно, оказавшись в компании, где нормой объявляется что-либо дурное, человек зачастую не имеет внутреннего стержня для того, чтобы противиться этому, и постепенно принимает это отношение ко греху как к чему-то нормальному, а затем и желанному. А в итоге начинает соучаствовать в совершаемом зле. Поэтому так важно хранить себя от лжеца и от любителей зла, от всех дурных людей, которые могут повлиять на нас, подав злой пример.

Далее говорится от чего ещё спасёт разум, который стяжал человек богобоязненный:

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible