Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга Притчей Соломоновых 21:1
Сердце царя – в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его.
Святые отцы
- Ириней Лионский, сщмч. (†202)
- Афанасий Великий, свт. (†373)
- Василий Великий, свт. (†379)
- Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
Прочие
Ириней Лионский, сщмч. (†202)
Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его
Как [дьявол] вначале солгал, так лгал и в конце, говоря: «Все это предано мне и кому хочу даю». Но не он определил царство века сего, а Бог, ибо сердце царя - в руке Господа (Притч 21:1). И чрез Соломона Слово говорит: Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли (Притч 8:15-16).
Афанасий Великий, свт. (†373)
Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его
Царю боголюбивому прилично предпочитать всему любоведение и вожделевать небеснаго; ибо в таком случае подлинно будет сердце в руке Господа (Притч 21:1). Итак, поскольку благочестие твое пожелало от нас узнать о вере вселенской Церкви, то, возблагодарив за это Господа, вознамерились мы паче всего напомнить твоему благочестию веру, исповеданную отцами в Никее.
Василий Великий, свт. (†379)
Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его
Если же сердце царя - в руке Господа (Притч 21:1), то царь спасается не силою оружия, но Божиим руководством. Ибо в руке Божьей не всякий, но достойный имени царя.
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его
И ты вручи душу свою в руки Господа. И не только тогда, когда она покинет тело, но и тогда, когда она находится в теле, она в руках Господа, ибо ты не ведаешь, откуда пришла она и куда идет. Она и в тебе, и с Богом. Сердце царя - в руке Господа (Притч 21:1), и Им правится и руководится. Я говорю не о той силе, которая в руках, но о той, которая в благоразумии, умеренности, благочестии и праведности. Если сердце человека - в руке Бога, то тем более - душа.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его
Впрочем, Бог позволяет и нам быть царями земли, чтобы мы царствовали над землею и повелевали своей собственной плотью. Как и говорит апостол: да не царствует грех в смертном вашем теле (Рим 6:12), - и в другом месте написано: Сердце царя в руке Господа. Было ли сердце Юлиана-преследователя в руке Божией? Сердце Саула в руке Божией? Сердце Ахава в руке Божией? Сердца всех нечестивых царей иудейских в руке Божией? Ты видишь, что о буквальном понимании здесь не может и речи идти. Таким образом, цари здесь - это святые, это их сердце в руке Господа. И будем молить Бога о том, чтобы быть царями и править своей плотью, чтобы она повиновалась нам. Как и говорит апостол: Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1Кор 9:27). Да приказывает душа наша, и да повинуется тело, и тотчас войдет Христос и будет жить в нас.
Трактат на Псалмы (Пс. 1)
Написано: Сердце царя - в руке Господа (Притч 21:1). Так неужели сердце нечестивейшего Юлиана было в руке Божьей? Никоим образом. Или Нерона, Максимиана и Деция, которые гнали христиан? Конечно, нет. Но говорит он о тех, которые управляют грехом, потому что в руке Божьей сердце тех, которые побеждают пороки и страсти души, и управляют грехом…
А сердце гонителей - Юлиана, Нерона и Деция? Нет, сердце царя - в руке Господа (Притч 21:1), - царя, который управляет своим телом, подчиняет свое тело и заставляет служить себе, чтобы, проповедуя другим, сам не мог отклониться. Это такие цари, о которых сказала Премудрость в Книге Притчей: «Он дает царство царям».
Гомилии на Псалмы
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 1-3 Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его. Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца. Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва
Образ «потоков (или каналов) вод» (ст. 1) заимствован из обычая Египта, Сирии, Палестины, Халдеи - удобрять землю для хлебов, фруктов и овощей посредством искусственного полеорошения - посредством орошения небольших каналов в садах, огородах и на полях. Мысль сравнения та, что, подобно тому, как каналы эти всецело в направлении своем зависят от усмотрения устроителя их, так и сердце царя в его мероприятиях на пользу народа не предоставлено собственному произволу, но получает внушения от Премудрого Мироправителя Бога. Вместе с тем, упоминание о потоке вод дает мысль о благотворности царской власти (ср. Пс I:3; Ис XXXII:2), - мысль вполне согласующаяся с идеальным понятием о ней у Премудрого (ср. XX:2, 8, 28 и др.). Ст. 2 сн. XVI:2, 25). Мысль ст. 3 о предпочтительности пред Богом дел правды и правосудия пред жертвоприношениями (сн. XV:8) обща учительным книгам (см. напр., Пс XLIX:7 сл.) с пророческими (Мих VI:6-8, Ис I:11 сл. сн. 1Цар XV:22) и составляет предвестие учения Спасителя, что «вящшая закона - суд, милость и вера» - (Мф XXIII:23).