Скрыть
21От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Брат от­ брата помогаемь, яко град тверд и высок, укрепляет­ся же якоже основаное цар­ст­во

Видишь, как велико единодушие и как гибелен раздор? Царство, раздираемое междоусобием, гибнет, а два человека, соединившиеся и тесно связанные между собой, - непоколебимее всякой стены.

Против иудеев


Брат от брата вспомоществуемый - как город крепкий и высокий, и силен, как прочное царство. Единодушные ученики Христа были братьями и подобно царскому дворцу, защищенному бесчисленными оградами, были крепки, поддерживая один другого, так как были в единодушии, и помощь одного другому делала их все сильнее.

На Притчи Соломона

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Брат от­ брата помогаемь, яко град тверд и высок, укрепляет­ся же якоже основаное цар­ст­во

Воистину, духовная любовь - город-твердыня, который невозможно дьяволу ни взять в осаду, ни одолеть подкопом или приступом. Ибо не поддается он и осадным башням сатаны, поскольку находится под охраной Христа Господа - Христа, победившего мир и приуготовившего для тебя вечное блаженство, Который сказал: И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф 10:38).

Послания

Нил Сорский, прп. (†1508)

Брат от­ брата помогаемь, яко град тверд и высок, укрепляет­ся же якоже основаное цар­ст­во

Ибо мы новоначальные и неразумные, один от другого вразумляемся и укрепляемся, как написано: «Брат, когда ему помогает брат, - как град крепкий» (см. Притч. 18:19), и имеем учителя непрельщенного - Божественные Писания. Потому нам и видится удобным пребывание с одним или двумя верными и единомысленными в деле Божием братьями, дабы от Святых Писаний воле Божией все научались, и, когда подаст кому-либо Бог большее разумение, брат брата да назидал, и друг другу мы помогали, будучи боримы бесами и терзаемы страстями, как говорит святой Ефрем: и так, благодатью Божиею, на дела благие себя да напрапвляем.

Устав

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 18-22 Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследывает его. Жребий прекращает споры и решает между сильными. Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам замка. От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается. Смерть и жизнь - во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его

Ст. 18 содержит, по-видимому, совет судье - не обольщаться показаниями одной из тяжущихся сторон (ср. Авот I, 8-9). По ст. 19 в спорах и тяжбах, при неимении другого выхода, решающим средством был жребий (ср. XVI:33). Смысл ст. 20 (евр., LXX., Vulg. - 19 ст.) иначе передается евр. т. и русск. (Синод. и Архим. Макария) - «брат, озлобленный («изменою», по архим. Макарию), неприступнее крепкого града», чем у LXX (ἀδελφὸς ὑπὸ ἀδελφοῦ βοηθού­με­νος, ὡς πόλις ὀχυρὰ καὶ ὑψηλή), в Vulg. - (frater, qui adjuvatur a fratre, quasi civitas firma), и в слав.: «брат от брата помогаем, яко град тверд и высок». Хотя образ укрепленного города более обычно означает нечто защищающее, дающее надежное прибежище ищущим его, и потому мог бы быть принят смысл, даваемый LXX, Vulg., слав., но контекст речи данного места - ст. 18-19, ср. вторую половину ст. 20 - говорит в пользу евр.-русск. чтения. Ст. 21 сн. XII:14; XIII:2. Ст. 22. О важном значении языка, то благотворном, то гибельном (ср. Сир. XXVIII:20-22), подобным образом, но гораздо подробнее говорит Апостол Иаков (Иак III:5-9).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible