Скрыть
Промышления праведных – правда, а замыслы нечестивых – коварство.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 4-5 Добродетельная жена - венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его. Помышления праведных - правда, а замыслы нечестивых - коварство

Намеревающийся жениться пусть ищет не только спутницу жизни, но и добродетели. Невозможно мужу не погибнуть, когда жена развращена; потому ищи добродетели, а не богатства. Хорошая, добродетельная сделается славным венцом; худая же, подобно червю, находящемуся в самом сердце, незаметно мало-помалу приводит к гибели. А всего ужаснее то, что, незаметно для окружающих, вливает внутрь яд и изнуряет несчастную душу. Или иначе: добродетель украшает своего последователя, порок же делает порочного ненавистным. Промышления праведных - суды потому, что судятся и простые, или потому, что праведные постоянно размышляют о судах и заповедях Божиих, или потому, что всегда производят суд по разуму, так как у нас есть судья - ум, оценивающий всякую добродетель по сравнению с противоположным ей пороком; последний он осуждает, первую же оправдывает.

На Притчи Соломона

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Помышления праведных - правда, а замыслы нечестивых - коварство

Сладчайшее имя Иисусово, непрестанно с умилением, любовью и верою помышляемое в глубине сердца, усыпляет все злые помыслы. И откуда прежде «исходили злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления», как сказал Господь (Мф. 15, 19), потом исходят помыслы добрые, духовные мысли, мудрые слова, суждения, вопросы и рассуждения, как написано: «Мысли праведных судьбы».

Руководство к исповеди

Климент Александрийский, пресв. (†215)

Ст. 4-5 Добродетельная жена - венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его. Помышления праведных - правда, а замыслы нечестивых - коварство

Венцом для жены должен быть муж, а венцом для мужа должен быть брак. Цветы брака суть дети от обоих; с лугов плоти их пожинает Божественный Земледелатель. Венец стариков - сыновья сыновей, и слава детей - родители их (Притч 17:6), говорит Писание. Для нас же венком является Отец вселенной, а венцом всей Церкви является Христос.

Педагог

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-11 Добродетельная жена - венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его. Помышления праведных - правда, а замыслы нечестивых - коварство. Речи нечестивых - засада для пролития крови, уста же праведных спасают их. Коснись нечестивых несчастие - и нет их, а дом праведных стоит. Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении. Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе. Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко. Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен

На первом месте в ряду благ домашней жизни человека поставляется доблестная жена, именуемая венцом мужа своего (4а) - так как ее труд, прилежание, толковость и под. приносят мужу богатство, честь и славу (ср. XXXI:10 след.); напротив, неизмеримо велик вред для мужа от злой жены: как червь подтачивает дерево, и оно сохнет и гибнет, так и злая жена подтачивает здоровье и благосостояние мужа и всей семьи (ср. Сир XXV:11 и след.). Затем, после общего противоположения благотворности мыслей, намерений, слов и дел праведников и зловредности всего этого у нечестивых (ст. 5-6) и указания противоположности внешней конечной судьбы нечестивого и праведного (ст. 7, ср. X:25), а также не одинакового отношения общественного мнения к словам и речам того и другого (ст. 8), похваляется трудолюбие незнатного бедняка и осуждается презрение к труду и бездеятельность человека тщеславного своим происхождением (ст. 9), частнее, похваляется труд земледельца и осуждается всякая праздность, приводящая к разным порокам, напр., к пьянству (ст. 11 по LXX-ти). К характеристике праведника принадлежит (ст. 10) и то, что он оказывает милосердие и к животным, повинуясь внушениям естественного чувства сострадания и следуя прямым предписаниям закона (Исх XX:10; XXII:4-5; Лев XXII:28; Втор XXV:4), предписывавшего еврею гуманное обращение и с животными.

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

XVII. Паримия в понедельник четвертой седмицы Великого поста (Притч. 11:19–31, 12:1–6).

Мысли праведных судбы (правы), управляют же нечестивии лести (а нечестивые строят коварства).

Праведные, – благочестивые и добродетельные, – не только словами и действиями не позволяют себе делать несправедливость и обиду ближнему, но даже помыслить об этом боятся. Напротив, нечестивые под благовидными словами и делами скрывают замыслы, клонящиеся ко вреду ближнего.

Толкование на паремии из книги Притчей

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible