Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга Притчей Соломоновых 12:20
Коварство – в сердце злоумышленников, радость – у миротворцев.
Прочие
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 12-22 Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд. Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды. От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку - по делам рук его. Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр. У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление. Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного - обман. Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых - врачует. Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык - только на мгновение. Коварство - в сердце злоумышленников, радость - у миротворцев. Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол. Мерзость пред Господом - уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему
Желания, слова и дела нечестивого и праведного существенно различны, различен и плод, последствие их для того и другого, неудача и прямая гибель для нечестивого, и спасение для праведного (ст. 12-14, сн. XVIII:7; Пс LXI:13).
Затем противополагаются самомнение и нетерпеливость безумного и скромность (в принятии советов от ближних) и терпеливость и осторожность (при получении обид) мудрого (ст. 15-16), а также правдивость и истинность свидетельства мудрого и ложь, коварство и злоба свидетельства безумного и нечестивого (ст. 17-22). Будучи само по себе злом, которое всегда болезненно отзывается в сердце ближнего, как бы нанося ему рану (ст. 18), свидетельство или лжесвидетельство нечестивого и самому ему приносит гибель (ст. 19-20), главное - лишение милости Божией, которая неразлучна с правыми сердцем, словами и делами (ст. 22).
Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
ХVIII. Паримия во вторник четвертой седмицы Великого поста (Притч. XII:8–22).
Лесть (таится) в сердце кующего злая, хотящии же мира возвеселятся
Противоположение сказанного в одном полустишии сказанному в другом представляет следующий смысл: люди, замышляющие зло ближнему, не на радость себе замышляют: их лесть, т.е. злые козни, будут рано или поздно обличены и посрамлены. Эта неудача повергнет их в печаль, а для людей миролюбивых, желающих ближнему мира и добра, будет причиною радости.