Скрыть
И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина

Спаситель совершает чудо и не в присутствии народа, чтобы не обвинили учеников в маловерии; но, взявши их с Собой одних, исправляет, и прежде укрощения волнения вод, укрощает волнение душ их, укоряя их такими словами: что вы так боязливы, маловерные? и вместе научая, что не нашествие искушений, но слабость духа производит страх.

А если кто скажет, что ученики не по страху и не по маловерию приступили к Иисусу и разбудили Его, то я скажу, что это-то самое особенно и было доказательством ненадлежащего их о Нем мнения.

Они были уверены в том, что Он, встав, может укротить бурю; но что может сделать это и во время сна – в этом не были уверены. И что удивляться несовершенству их в настоящем случае, когда они и после многих других чудес еще оставались весьма несовершенными?

Потому-то Христос часто и укоряет их; так, например, когда говорит: неужели и вы еще не разумеете (Мф. 15:16)? Итак, не удивляйся, если народ не имел о Нем высокого понятия, когда и сами ученики пребывали несовершенными.

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 23-26 И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его. И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина

И когда Он восходил на корабль, последовали за ним ученики, и вот на море поднялось сильное волнение, так что корабль покрывался волнами

Пятое знамение сотворил Он, когда, войдя на корабль, на пути из Капернаума, Он повелевал ветрам и морю. Шестое, - когда в стране Гергесинской (Герасинов-Gerasenorum) дал власть демонам над свиньями. Седьмое, - когда, входя в город Свой, исцелил второго расслабленного на постели; а первым расслабленным был сын сотника.

а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас: погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные

Прообраз этого знамения мы читаем в книге пророка Ионы (Ион. 1), когда он среди других, находившихся в беспокойстве, был спокоен и безмятежно спал, и был пробужден, и освободил пробудивших его своею властью и таинством страдания своего.

Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина

И из этого места мы постигаем, что все твари чувствуют Творца - как (и) те, которым запрещается [или: запретил], так и те, которым повелевается [или: повелел], чувствуют повелевающего и не потому, что все одушевлено, как думают еретики в своем заблуждении, а потому, что в силу величия Творца бесчувственное в отношении к нам обнаруживает чувствительность к Нему.

Толкование на Евангелие от Матфея

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина

Слово спаси достойно похвалы за веру, а слово погибаем изобличает маловерие думающих об опасности, хотя с ними плывет Христос. И не совершенно неверными, но маловерными [оказались] те, кто не проявил отваги в опасности, хотя с ними Христос.

Комментарии на Евангелие от Матфея

Петр Хрисолог, свт. (†450)

И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина

И вошел Он в лодку (Мф. 8:23), говорит [евангелист]. Христос всегда восходит на корабль Церкви Своей, усмиряя волны века [сего] для того, чтобы в спокойном плавании привести верующих в Него в небесное отечество и тех, кого Он уже сделал причастниками Своего человечества, сделать согражданами Своего государства. Следовательно, не Христос нуждается в корабле, а корабль во Христе, поскольку без Небесного Кормчего корабль Церкви не сможет благополучно преодолеть житейское море [и достигнуть] небесного пристанища в столь опасных условиях.

Собрание проповедей

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 26-27 И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры, и море повинуются Ему

Удивлялись потому, что по виду Он был человек, а по делам - Бог.

Толкование на Евангелие от Матфея.

См. также Толкование на Мф. 8:25

Евфимий Зигабен (†1118)

И глагола им: что страшливи есте, маловери? Тогда востав запрети ветром и морю, и бысть тишина велия

И глагола им: что страшливи есте, маловери

Прежде разрешает страх души их, показывая, что слабость души обыкновенно производит страх, а упрекнул их в маловерии, потому что имели несовершенную веру в Него. Они думали, что Он может спасти, но только если будет бодрствовать, а не спать; потому и разбудили Его.

Тогда востав запрети ветром и морю, и бысть тишина велия

Запрети, вместо: повелел, так как Марк говорит, что Он и сказал морю: молчи, престани (Мк. 4, 39).

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 24-26 И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина

(Мк. 4:39, 40; Лк. 8:24, 25). У Матфея упрек ученикам в маловерии высказывается до утишения бури, у других двух синоптиков — после. Различие это не имеет большой важности, так как и вообще евангелисты, рассказывая о событиях, в своей речи иногда нанизывают факт за фактом, мало заботясь о точном определении времени и хронологической последовательности.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 25-26 Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина

Что страшливи есте, маловерии (что вы так боязливы, маловерные?). Т .е. «зачем вы забыли, что с вами Сын Божий и что с Ним вы всюду безопасны? Как могли вы подумать, что может погибнуть Тот, Кто творит пред вами столько чудес? Если же Он с вами, то нечего бояться вам». Не называет неверными, а маловерными, потому что, когда они сказали: Господи, спаси нас!, – показали в этом веру; но слово погибаем не было уже от веры. Как равно и в том, что апостолы думали, что Иисус Христос, вставши от сна, может укротить бурю, была вера, но в том, что Он может сделать это и во время сна, было маловерие. Запрети ветром и морю, и бысть тишина велия (сделалась великая тишина). В минуту своей дикой ярости, природа узнала голос Того, Кто был ее Творец и Владыка, и радостно возвратилась в послушание Ему.

Толкование на Евангелие от Матфея

Троицкие листки (XIX в.)

И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина

С упреком любви Он успокаивает волнение их душ; И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? «Где вера ваша?» (Лк. 8:25). Как это могли вы подумать, что может погибнуть Тот, Кто творит перед вами столько чудес? Если же Он не погибнет, то нечего бояться и вам. Сын Божий с вами, и с Ним вы всюду безопасны». Не называет их неверными, а маловерными, потому что, когда сказали: «Господи, спаси нас», они показали этим свою веру, но слово «погибаем» – уже не было от веры». Так маловерие привлекает опасности и страх помрачает веру даже избранных. Что же сказать о нашей слабой вере? Не относится ли этот упрек Господа в маловерии особенно к нам, грешным? И мы плывем по бурному морю житейскому; и нас обуревают волны искушений и напастей всяческих: не знаешь, как и откуда налетит беда… Отчего это? «Оттого, что в сердце твоем вера Иисусова дремлет. Когда пробуждается в тебе вера, тогда и среди бурных треволнений вода не зальет твоего корабля, твоя вера будет повелевать ветрами и волнами, и опасность минует» (блаженный Августин). Господь обещал пребывать с верующими до скончания века; Он с нами и около нас; а если так, то чего же нам бояться? Он не попустит искушений выше сил наших; зачем же мы забываем это? Неужели думаем, что Он спит, забыл нас, оставил?.. О, как же слаба наша вера в Него! Не слышишь ли глас Его: «что вы так боязливы, маловерные?» Се, Я с вами». Воззовем же к Нему из глубины сердца и Он услышит нас, как услышал Он вопли апостолов, и скажет властное слово Свое, и настанет в смущенной душе тишина велия… Потом, встав, – повествует святой Матфей, – поднялся Он на возвышение кормы и единым всемогущим словом Своим: «Умолкни, перестань!»запретил ветрам возмущать море, и морю, которое не сразу могло само собой успокоиться, повелел утихнуть. И, к изумлению апостолов, к изумлению всех прочих свидетелей чуда, сделалась великая тишина. «И Моисей некогда сотворил подобное чудо, – говорит святитель Златоуст, – но Моисей чудодействовал как раб, а Иисус Христос – как Господь. Христос не простирал жезла, подобно Моисею, не воздевал рук к небу, не имел нужды в молитве; но как Господь, повелевающий рабу, и Творец твари, единым словом и повелением Он укротил и усмирил море, и буря совершенно утихла, так что не осталось никакого следа волнения.

Троицкие листки. №801-1050

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его. И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?

«В лодку», приготовленную для отплытия из Капернаума на другyю сторону Геннисаретского озера (Мф.8:18).

«Ученики Его»: не апостолы только, но вообще ученики, ближе стоявшие к Господу, чем множество народа (Мф.8:18), которых было, вероятно, много; ибо за Ним следовали и другие суда (Мк.4:36), что, конечно, увеличивало впечатление от сотворенного Иисусом Христом чуда, о котором повествуется далее.

«Великое волнение»: таковые волнения нередко бывают внезапно на этом озере, окруженном горами с оврагами; ветер, вырываясь из-за гор, производит сильные бури, так что жизнь пловцов внезапно подвергается сильной опасности (Робинсон, Палест. III. 571).

«А Он спал»: на корме, на возглавии (Мк.4:38). После трудов дневных (ибо это было вечером – Мк.4:35) Господь предался успокоению, несмотря на опасность, показывая Своим ученикам, как и во время опасности тело может предаваться успокоению, когда совесть мирна и чиста.

«Спаси нас, погибаем»: это – выражение, с одной стороны, страха за свою жизнь, с другой – надежды на могущество Господа. С таким же страхом и надеждою и грешник и каждый христианин должны прибегать к Спасителю, когда обдержит их буря грехов и бедствий.

«Что вы так боязливы маловерные?» Вы не должны забывать, что Сын Божий с вами, что Он имеет силу сохранить вас, что с Ним вы всюду безопасны. Сим показывает вместе, что «не нашествие искушений, но слабость духа производит страх» (Злат.). «Не называет их неверными, но маловерными, потому что, когда они сказали: «Господи, спаси нас», показали в сем веру, но слово «погибаем» не было уже от веры» (Феофил.).

«Запретил ветрам и морю»: повелел ветру перестать; море унялось, и стала великая тишина, в противоположность великому волнению.

«Люди же»: те, которые плыли на других лодках, вместе с лодкою Господа Иисуса.

«Кто это»: что за всемогущее такое лицо, что повелевает стихиями и силами природы? Люди еще не знали, что это – Сам давно ими ожидаемый Мессия.

Толкование на Евангелие от Матфея

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible