Скрыть
Та́к всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 17-18 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые

Слова эти заключают в себе такой смысл: люди, о которых идет речь, не имеют ничего кроткого, ничего сладкого, по одной только коже они овцы, – почему и легко узнать их. И чтобы ты нимало не колебался, для этого Христос то, что иначе быть не может, сравнивает с естественною необходимостью. Об этом и Павел говорит: Помышления плотские суть смерть…; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут (Рим. 8:6–7).

Хотя Спаситель и два раза говорит одно и то же, но тут нет тождесловия. Чтобы кто-нибудь не сказал, что злое дерево, хотя и приносит плоды злые, но может приносить и добрые, а при двояком плодоношении трудно уже делать различение, в опровержение этого Спаситель говорит, что этого быть не может, что оно приносит только злые плоды, но добрых никогда не принесет; равно как и наоборот. Что ж, неужели добрый человек не может сделаться худым, и наоборот? Жизнь человеческая наполнена многими такими примерами.

Но Христос не то говорит, будто худому человеку невозможно перемениться, или доброму невозможно пасть, но то, что человек не может принести доброго плода, доколе живет худо. Худой человек может перейти к добродетели; но доколе он остается худым, дотоле не может принести доброго плода. Как же Давид, будучи и добр, принес худой плод? Не в состоянии добродетели, но уже переменившись, он это сделал, так что он не принес бы такого плода, если бы всегда пребыл тем, чем был, потому что, оставаясь добродетельным, он не осмелился бы сделать того, на что дерзнул. Эти слова Спаситель сказал и для того, чтобы заградить уста безрассудно клевещущих, и обуздать язык злословящих.

Этими словами Он хотел лишить всякого извинения тех злых людей, из-за которых подозревают и добрых. После того ты уже не можешь сказать: я обманулся, не догадался! – потому что тебе предложено Мною самое действительное средство к познанию порочных людей, т. е., повелено рассматривать их поступки, а не безрассудно смешивать все. Далее, хотя Спаситель не велел их наказывать, но только остерегаться, – однако же, чтобы с одной стороны утешить обижаемых ими, а с другой – устрашить обижающих и побудить их к исправлению, Он определяет им наказание, говоря: (см. Толкование на Мф. 7:19).

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 15-17 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые

Это место может быть понимаемо и относительно всех тех, которые одно обещают по внешнему виду и на словах, а на деле обнаруживают другое. Но особенно это должно понимать в отношении еретиков, которые по воздержанию, целомудрию и постничеству кажутся одетыми как бы в некую одежду благочестия, а внутри имеют душу, как бы зараженную ядом, и обманывают сердца более простых братьев. Итак, по плодам души [своей], которыми они развращают невинность, они приравниваются к хищным волкам.

Толкование на Евангелие от Матфея

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 16-17 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые

Лицемеры - это терновники и репейники: терновники потому, что они уязвляют тайно, а репейники потому, что они хитры и находчивы. Злое же дерево - это каждый, кого развращает праздная и распутная жизнь.

Толкование на Евангелие от Матфея.

См. также Толкование на Мф. 7:15

Тихон Задонский, свт. (†1783)

Ст. 17-18 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые

Истинный христианин подобен дереву доброму, у которого как вне, на ветвях, появляются добрые и сладкие плоды, а не горькие, так и внутри имеется добрый и сладкий, а не горький сок. Ибо от сока и плоды происходят на дереве, а какой сок в дереве, такие и плоды его появляются на ветвях. Ибо всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые, – говорит Истина – Христос (Мф. 7:17-18).

В этом и мы должны подражать дереву. И как вне не делаем зла, так и внутри должны не делать зла. Но как вне являемся добрыми, так и внутри должны быть добрыми, подобно доброму дереву. Вне не делать зла – и внутри не мыслить зла. Вне не убивать ближнего – и внутри не гневаться и не злиться на него. Руками не похищать – и внутри не хотеть этого. Языком не злословить – и внутри не мыслить этого. Телом не гордиться – и умом и сердцем не превозноситься. Телом не оскверняться – и сердце чистым от этого соблюдать – да будет истинное согласие души с телом в благочестии, подобно тому как имеется союз и согласие в составе их естественном, да так душу и тело наше в послушание и жертву Богу нашему посвятим. Так будем истинно добрым деревом, которое и вне и внутри доброе. Посему говорит апостол: Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1Кор. 6:20).

Отсюда видишь, христианин, кто есть истинный и кто ложный христианин и лицемер. Истинный христианин тот, который и не делает, и не хочет делать зла, но, наоборот, хочет и старается делать добро ради Бога. Ложный христианин и лицемер тот, кто от внешних грехов воздерживается и показывает себя вне добрым, но внутри зол и подобен окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (Мф. 23:27).

Об истинном христианстве. Книга I

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые

О покаянии: кто добр, тот искренно покается. Худой человек не принесет благих плодов покаяния.

Дневник. Том I. 1856-1858. Книга 1. Мысли при чтении Священного Писания

Евфимий Зигабен (†1118)

Тако всяко древо доброе плоды добры творит, а злое древо плоды злы творит

Спросив о деле, не согласном с природою и потому невозможном, прибавляет, что как невозможно это, потому что терновник и репейник – деревья злые, т.е. бесполезные для принесения годных в пищу плодов, а виноград и смоквы – годны для пищи, – так и всяко древо доброе плоды добры творит и т. д. Злым, гнилым называется не только гнилое, но и бесполезное. Под злыми деревьями разумеются здесь вышеупомянутые лицемеры, которых плоды, т.е. дела, достойны их гнили и бесполезности.

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые

Сравнения, взятые из действительной жизни природы. Мы разделяем деревья на хорошие и дурные, не рассуждая или мало рассуждая о том, насколько такое наше деление соответствует самой действительности. Так, например, про дикую яблоню можно сказать, что она приносит дурные яблоки, а о привитой, что на ней появляются хорошие плоды. Но есть разные сорта различных деревьев, которые, как ни полезны в лекарственном отношении, не считаются, однако, добрыми деревьями, приносящими хорошие плоды. Спаситель берет сравнение в этом общем смысле, не обращая внимания на то, насколько оно соответствует научной действительности.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 16-20 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их

В этих словах Иисус Христос дает средство узнать лжеучителей и отличить их от истинных учителей. Это – не посредством их учения, которое для простых и неопытных бывает трудно распознать, а посредством дел или образа жизни, как они ведут себя. Плоды изображают человеческие дела, подобно тому, как растущее дерево изображает самого человека или жизнь и поведение его (чит. Лк. 13, 6-9). О качествах дерева судят обыкновенно по плодам, а не по листьям и цветам: цветы на дереве могут быть и красивые и благоухающие, и листья густые и нежные; но это только украшение. Хорош плод, значит, хорошо и дерево, худ плод, худо и дерево; и на хорошем дереве не растут плоды дурные, равно как и наоборот: Егда объемлют от терния грозды, или от репия смоквы (собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы)? Так точно и от лжеучителя нельзя ожидать истинно христианских высоких добродетелей, особенно смирения, хотя бы и дела его и имели внешний вид добродетели. От плод их познаете их – по плодам, т. е. по делам, по жизни их, узнаете их, – поймете, отличите истинных от ложных. Всяко убо древо и проч., т. е. как дерево, не приносящее добрых плодов, срубается и идет на топку печей; так и эти лжеучители подлежат осуждению на мучение в адском огне. Это тот же приговор, который уже был высказан фарисеям Иоанном, Предтечею Христовым (Мф. 3, 10).

Толкование на Евангелие от Матфея

Троицкие листки (XIX в.)

Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые

Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево (дерево гнилое или негодное) приносит и плоды худые. «Господь сравнивает человека с деревом, – говорит блаженный Феофилакт, – потому что он, если хочет, может быть привит от безплодного греха к добродетели, подобно тому, как прививают безплодное дерево, чтобы оно было плодоносно».

Троицкие листки. №801-1050

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О добрых и худых делах.

Мф.7:16–18, 20–21. По одним делам нельзя узнать: истинной веры человек держится, или ложной: Деян.10:2–6. Закон и заповеди святы: Рим.7:12, но бывает, что исполнители ими злоупотребляют: Лк.18:11; и не плод, а вред приносят: Рим.16:17–18; Мф.7:19; и при истинной вере и добрых делах (Иак.2:26) должна быть истинная любовь: 1Кор.13:1–3; Рим.2:13.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


Об отпавших.
 

Лк.8:13-14. Почву каменистую и терния на ниве Христовой подготовляют, отпадшие от истинного вероучения: Евр.6:6-8; Мф.13:27-28; и не удивительно, ибо Сам Господь сказал, что дерево доброе приносит плоды добрые, а худое – худые: Мф.7:17.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible