Скрыть
но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.

Святые отцы

Прочие

Иларий Пиктавийский, свт. (†347)

но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе

Сопоставляется проклятие неповиновения с благословением повиновения. Ибо иудеям первым следовало проповедовать, но, несмотря на преимущество проповедования, умножается зло неверия, когда их уличает пример верующих, у которых все спасение от веры (ведь они были лишены восхищения делами). Даже в Вифсаиде и Капернауме немые хвалят Господа, слепые видят, глухие слышат, хромые ходят, мертвые чувствуют, и восхищение столь великими вещами не вызывало никакого желания уверовать, когда только слух о деяниях должен был вызвать страх и привести к вере. Но грехи не только Тира и Сидона, но и сами грехи Содома и Гоморры окажутся незначительными, поскольку у них, возможно, появилось бы сильное чувство веры, если бы их коснулось зрелище таких чудес.

Комментарии на Евангелие от Матфея

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня

Спаситель присоединяет к этим городам Содом не без причины, но чтобы увеличить осуждение. Подлинно, сильнейшим доказательством злобы иудеев служит то, что они являются худшими не только современных им, но и всех когда-либо бывших злых людей.

Подобным образом Спаситель и в другом месте обличает их, сравнивая с ниневитянами и с южною царицею (Мф. 12:41–42). Но там Он осуждает их, сравнивая с праведниками, а здесь – с грешниками, что гораздо тяжелее. Такой способ осуждения употреблял и Иезекииль. Он говорит к Иерусалиму: Через твои мерзости, какие делала ты, сестры твои оказались правее тебя (Иез. 16:51). Так Иисус везде сообразовался с Ветхим Заветом! Впрочем Он и этим не оканчивает Своего обличения, но наводит на них страх, говоря, что они потерпят гораздо тягчайшие бедствия, нежели жители Содома и Тира, чтобы всеми способами преклонить их к вере – и сожалением, и страхом.

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 23-24 И ты, Капернаум, не вознесшийся ли до неба, даже до преисподней спускающийся

И ты, Капернаум, не вознесшийся ли до неба, даже до преисподней спускающийся, ибо если бы в Содоме [или: Сидоне] явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе

В другом свитке мы находим: И ты, Капернаум, вознесшийся до неба, сойдешь даже до преисподней. И в этих двух изречениях двоякое значение, - или: «Ты потому сойдешь в ад, что надменно сопротивлялся Моей проповеди», или: «Ты вознесся до неба вследствие Моего расположения и Моих чудес и сил и имел столь великое преимущество, посему ты и подвергнешься большему наказанию».

ибо если бы в Содоме [или: Сидоне] явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе

Благоразумный читатель (может быть) спросит и скажет: «Если Тир, и Сидон, и Содом могли покаяться вследствие проповеди и чудесных знамений Спасителя, то они не были виновны в неверии: виновность за недостаток проповеди лежит на том, кто не хотел проповедовать людям, которые могли бы принести покаяние». Ответ на такое рассуждение прост и ясен: мы не знаем судеб Божьих, и не доступны нам тайны отдельных Его деяний. Господь предположил не выступать за пределы Иудеи, чтобы не дать фарисеям и священникам надлежащего повода к преследованиям. Посему и апостолам перед страданиями Он повелел: На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите (Мф. 10:5). Итак, Хорозаин и Вифсаида осуждаются потому, что не хотели верить Самому (praesenti) Господу, а Тир и Сидон оправдываются, потому что уверовали Его апостолам. Не спрашивай о времени, когда ты имеешь перед взором своим спасение верующих. А в Капернауме, что значит «деревенский домик прекраснейший», осуждается неверующий Иерусалим, которому говорится через пророка Иезекииля: Содом оправдан более тебя (Иез. 16:50-53).

Толкование на Евангелие от Матфея

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 23-24 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он остался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе

Капернаум возвысился благодаря тому, что был городом Иисуса: он славился, как Его родина, но не получил от этого пользы, потому что не уверовал. Напротив, он осужден на муки во аде более потому, что, имея такого Обитателя, не получил от Него никакой пользы. Так как Капернаум в переводе означает «место утешения», то обрати внимание на то, что если кто удостоится быть местом Утешителя, то есть Святого Духа, и потом станет гордиться и превозноситься до небес, тот, наконец, ниспадет за свое высокомудрие. Итак, трепещи, человек.

Толкование на Евангелие от Матфея

Троицкие листки (XIX в.)

Ст. 20-26 Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе. В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение

Сколько чудес милосердия совершил Господь в Галилее, и особенно в окрестностях озера Галилейского, в прибрежных городах Хоразине, Вифсаиде и Капернауме! И, несмотря, по выражению Златоуста, на это «море чудес», несмотря на дивную силу Своего Божественного учения, способного обновлять сердца, – сердца старейшин народных, книжников и фарисеев, этих вождей народа, оставались ожесточенными: они упорствовали в своем неверии. И вот Господь начинает укорять их, начинает «оплакивать, что, по замечанию святителя Златоуста, гораздо важнее угроз». Тогда, – пишет святой Матфей, – начал Он укорять города, укорять их, сетовать об ожесточении этих городов, в которых наиболее явлено было сил (чудес) Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, если бы даже в этих языческих городах, где царило идолопоклонство, явлены были чудеса, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись. «Тиряне и Сидоняне преступили закон только естественный, только тот закон, который вложен Творцом в природу, в совесть человека, а вы нарушили кроме этого и Закон, данный Богом через Моисея. Те не видели чудес Моих, а вы видели и только хулили их» (блаженный Феофилакт). но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, в день всемирного суда Моего, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, ты, который так превозносишься и богатством, и многолюдством своим, и который наипаче прославлен тем, что Я избрал тебя для Своего пребывания и сотворил в тебе так много чудес, ты, неблагодарный к толиким милостям Божиим, за твое неверие и ожесточение – до ада низвергнешься, будешь низвергнут, уничтожен, разрушен!

Ибо если бы в Содоме, если бы даже в этом распутном городе явлены были силы, проявились бы чудеса Божия всемогущества, явленные в тебе, то он оставался бы (город оставался бы целым) до сего дня. А ты имел в себе такого Жителя и не захотел получить от Него себе пользы! Но говорю вам, жители Капернаума, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе, несчастный город!.. О, как поразительно исполнилось это грозное слово Господа на осужденных Им городах! Не прошло и сорока лет после этого Божественного властного приговора, как все эти города были совершенно разрушены, уничтожены Римлянами, и теперь путешественники спорят о том, на каком месте был тот или другой из этих городов! А между тем, жители этих городов, как замечает святитель Златоуст, не были злы по природе: из Вифсаиды произошли пять апостолов: Петр, Андрей, Иаков, Иоанн и Филипп; значит, Царствие Божие, благодать Христова была близка к сердцам обитателей этих городов, и все же они отвергли ее, и это только еще более увеличило их вину… «Они явились, – говорит святитель Златоуст, – худшими не только современных им, но и всех, когда либо бывших, злых людей», – даже хуже Содомлян! Раньше в обличение их Господь указывал на Ниневитян и царицу Савскую, которые показали в себе примеры добродетели, а теперь Он осуждает их, сравнивая с великими грешниками, что, конечно, гораздо страшнее. «Будем внимать этому и мы, – увещавает Златоустный учитель, – ибо Спаситель не только неверующим, но и нам определил наказание более жестокое, нежели Содомлянам, если мы не будем исполнять Его заповедей». И нам глаголет Христос – и во Святом Своем Евангелии, и в поучениях пастырей и отцов Церкви, и в благодатном действии на наши души через Святые Таинства – и к нам Он близок не менее, чем к жителям Капернаума, в котором жил, ибо и нам Он сказал: «се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Устрашимся же грехов, за которые Он жителей Капернаума «даже до ада осудил». Вопросил некогда преподобный Макарий Великий у черепа идольского жреца: «есть ли мука, горшая той, на какую осуждены идолопоклонники?» и отвечал ему череп: «мы, не ведавшие Бога истинного, хотя и мало, но еще ощущаем Его к нам милосердие; но под нами, в глубинах преисподних, более тяжкими и несказанными муками мучатся те, которые познали Бога, но отверглись и заповедей Его не соблюдали». Так «тот, который знал волю господина своего… и не делал по воле его, бит будет много» (Лк. 12:47). Евангелист Лука пишет, что в это время возвратились ко Господу семьдесят апостолов и с радостью поведали, что и бесы повинуются им о имени Его.

Это были начатки победы Его учения над царством сатаны, и вот Он возрадовался духом, как говорит апостол Лука, и, желая в то же время предостеречь учеников Своих от самомнения, обращается к Отцу Своему с молитвенным воззванием, из которого ученики могли ясно видеть, что их победы над бесами совершаются силой Бога, открывшего им тайны Своего Царствия. В то время, – пишет святой Матфей, – продолжая речь, Иисус сказал: славлю, благодарю, Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие, сии великие тайны Твоего Божественного домостроительства о спасении людей, сокрыл Ты их от мудрых и разумных, от всех тех, которые сами себя считают мудрыми и умными, хотя их мудрость – мирская, ложная, от этих книжников и фарисеев, и открыл то младенцам, этим простым душам рыбарей, которые с младенческой кротостью предают себя Твоему Божественному призванию! Они не мудрствуют по-своему; они видят перед собой величие чудес Твоих, добрым сердцем постигают величие Божественного учения, которое Я возвещаю им, и с радостью оставляют все и идут за Мною. Их не смущает то, что Мессия, Которого ожидали они как славного Царя, явился в столь смиренном виде. Правда, они еще младенцы; но Твоя благодать, Отче Мой, сильна возрастить их в мужей совершенных. Мудрецам века сего может показаться странным, что не им открыты Тобой тайны Царствия Небесного; но само дело покажет, и весь мир познает, что это сделано Тобой премудро: ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение такова была Твоя воля благая, так Тебе было угодно, Тебе, Премудрому, Который все ведет к лучшему, – и часто путями, миру непостижимыми!.. «Слово «утаил», – говорит святитель Златоуст, – не означает того, что Бог был причиной этого утаения, но сказано в том же смысле, в каком говорит Павел: «предал их Бог превратному уму» (Рим. 1:28) и ослепил помышления их, что не означает того, будто Бог это производит, но относится к людям, подающим для этого повод… Почему же от них утаил? Послушай, что говорит Павел: «усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим. 10:3). Итак, что же? Неужели Христос радуется о погибели и о том, что они этого не узнали? Никак; но наилучий путь спасения состоит в том, чтобы презирающих предлагаемое учение и не хотящих принимать его – не принуждать, дабы если они презрели учение, то самим отвержением их возбудить в них плач». «Бог скрыл великие тайны, – говорит блаженный Феофилакт, – от признающих себя умными не потому, что Он не хотел даровать их им, но потому, что они сделались недостойными, считая себя умными. Ибо кто считает себя умным и полагается на собственный разум, тот уже не молится Богу.

А когда кто Богу не молится, то Бог не помогает тому, и не открывает тому тайн. Притом еще, Бог многим не открывает Своих тайн по человеколюбию, дабы они не подверглись большему наказанию из-за пренебрежения тем, что узнали». И мудрец может познать тайны Божии, но только тогда, когда смирится перед Богом, как младенец, преклонит свой ум в послушание веры и очистит свое сердце от страстей, наипаче же от гордости и сомнения. «В лукавую душу», – говорит Писание, – «не войдет премудрость» (Прем. 1:4); только «чистые сердцем Бога узрят». «Бог есть любовь», поэтому и познается Он, насколько это возможно для человека, не умом, а сердцем – любовью; «кто не любит, тот не познал Бога», – говорит возлюбленный ученик Христов Иоанн, из всех апостолов предпочтенный наименованием Богослова, ибо, как ученик любви, более всех проник в глубины тайн Божиих… «Для чего же, – вопрошает святитель Златоуст, – Господь Иисус благодарит Отца, когда Он Сам это сотворил?» Он хочет этим показать, что фарисеи не от Него только отпали, но и от Отца, Он показывает во всем этом и Свою волю, и волю Отца: Свою, когда благодарит и радуется о совершившемся; волю Отца, когда показывает, что Отец это сделал не потому, что был умолен, но потому, что Сам по Себе восхотел. А затем этим Господь учит нас убегать гордости и ревновать о простоте. Поэтому и Павел пишет: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» (1Кор. 3:18). Так раскрывается благодать Божия!

Троицкие листки. №801-1050

Евфимий Зигабен (†1118)

обаче глаголю вам, яко земли Содомстей отраднее будет в день судный, неже тебе

«Вам» – сказано жителям этого города, а «тебе» – самому городу.

Толкование на Евангелие от Матфея

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.

«Капернаум»: см. прим. к Мф.4:13.

«До неба вознесшийся»: вознестись, возвыситься до неба, значит иногда, на языке библейском возгордиться, замечтаться о себе, о своих мнимых достоинствах и счастье (Ис.14:13). Капернаум был, сравнительно с окружающими его городами, довольно значительный торговый город, лежавший на большой караванной дороге между Газой филистимской и Дамаском сирским. По относительному благосостоянию своему, может быть, он и представляется возвысившимся до небес, – выше прочих окружающих его городов. Вероятнее, впрочем, что здесь разумеется возвышение Капернаума пред прочими городами тем, что в нем по преимуществу обитал Иисус Христос, проповедовал и творил чудеса, когда жил в Галилее (ср. Феофил. и Злат.).

«До ада низвергнешься»: вознесшийся теперь, унижен будешь после. Слово ад не означает здесь места вечного мучения грешников в тесном смысле, как и слово небо здесь не означает места вечного блаженства праведников; оно означает здесь только унижение, разрушение. Город знатный некогда, видный между всеми, будет унижен, разрушен. Это предсказание в точности исполнилось. В войнах иудеев с римлянами этот и другие окрестные города до такой степени были опустошены и разрушены, что вместо них остались лишь одни бедные деревеньки. Но это только временное наказание; «в день же суда» жители этого города, не хотевшие внимать слову и делам Господа, будут наказаны строже, чем жители Содома (ср. прим. к Мф.10:15).

«Оставался бы»: не был бы разрушен (ср. то же прим.).

«Отраднее»: см. то же примечание.

«Вам» – «тебе»: ««вам» – сказано жителям этого города, а «тебе» – самому городу» (Евф. 3иг.); «вам» – не слушателям Господа (ср. ср. Мф.11:22).

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе

Параллель у Лк. 10:12 оказывает важную помощь для объяснения встречающегося здесь у Матфея различия между “вам” и “тебе”. Слову “тебе” у Луки = “городу тому”. Поэтому правильно объяснение Евфимия Зигабена, что слово “вам” у Матфея относится к слушателям Христа, а слово “тебе” к Капернауму. “Земля Содомская” — так называемая метонимия. Так слово “чаша” употребляется часто вместо слов “вино в чаше” (Лк. 22:20; Ин. 18:11; 1Кор. 11:25). В первом сравнении (21, 22) иудейские континентальные города противополагаются приморским языческим; во втором (23, 24), город, стоящий на берегу Галилейского озера, противополагается городу, стоявшему там, где образовалось Мертвое море. В первом сравнении берутся факты одновременные; во втором — факты, сильно разделенные временем.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 23-24 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе

Капернаум – это небольшой город на северо-западном берегу Галилейского озера. Чит. о нем в объясн. 13 ст. 4 гл. До неба вознесыйся (вознесшийся), т. е. возгордившийся, замечтавшийся о своем достоинстве и счастье (Ис. 14, 13). Возвысившийся, возгордившийся частью по своему благосостоянию, богатству и многолюдству, сравнительно с благосостоянием окружающих его городов, но главным образом потому, что, живя в Галилее, преимущественно в нем пребывал, проповедовал и творил чудеса Иисус Христос. До ада снидеши (низвергнешься), т. е. унижен будешь, – слово ад здесь означает не место мучения грешников, как равно и рай не место блаженства праведников, а унижение, разрушение (Ис. 14, 12-15), – как в точности и исполнилось это предсказание: потому что Капернаум был разрушен во время войны Иудеев с Римлянами. Аще в Содомех быша силы были бывшия в тебе (если бы в Содоме явлены были силы, т. е. чудеса, явленные в тебе), пребыли убо быша до днешняго дне (то он, город Содом, оставался бы до сего дня), т. е. жители Содома раскаялись бы, и город их не был бы сожжен. Но это разрушение Капернаума – только временное наказание для его жителей; в день же страшного суда они будут наказаны гораздо строже, чем жители города Содома, за то, что они не слушали проповеди Христовой и не трогались чудесами Его: земли Содомстей отраднее будет в день судный, неже тебе. Чит. объясн. 15 ст. 10 гл.

Толкование на Евангелие от Матфея

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible