Скрыть
Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.

Святые отцы

Прочие

Антоний Великий, прп. (†356)

Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его

Вопрос. Каким образом самый больший из рожденных женами – Иоанн Креститель? Если потому что он был пророком, то и так, что больше пророка, как и говорит Господь в Евангелии? Почему же тогда Спаситель свидетельствует о нем как о большем всех? Он при зачатии сделал немым своего отца Захарию.

Ответ. Я по-другому думаю об этом повествовании. Прежде всего вы сами признаете, что Иоанн, по свидетельству Господа, больше всех людей и выше Пророков. У меня нет слова выше живого слова свидетельства гласа вопиющего в пустыне, велящего уготовать пути Господу и сделать прямыми пути Его. Больший из всех рожденных женами Иоанн потому, что когда он еще был в утробе матери, и не вкусил нашего жития, то прорек, через материнский язык получив голос, и постиг во тьме таящийся Свет – воплощаемый в утробе Приснодевы Марии. Оттуда он блистал как через какое оконце через уста беременной [Елисаветы], которая приняла объятиями и лобзанием богоносную Девицу, и он возрадовался, возопив языком матери: «Откуда мне это, что да придет Мать Господа моего ко мне» (Лк. 1:43)? Благоумный раб постиг Владыку, скакал в утробе, стараясь предварить в службе Господу Иордан, и уготовить Ту, что ради нас, для плоти Его купель. Он больший в Пророках, потому что увидел во плоти Самого прореченного, и коснулся Его макушки, Того, Кого трепещут все. И Его все пророки и патриархи видели только во сне и догадках мечты; они прежде Христова Богоявления изменили образ жизни. А то, что Захария онемел от рождества благовествованного отрока, то я скажу, что это не от ужаса перед явившимся ему Ангелом, ибо он привык к этому виду, строго служа Закону; но за образом этого молчания последует молчание Закона. Когда родится отроча, то язык его отца вновь будет устроен, являя то, что родился «голос» от молчания и бесплодия и старости, то есть от обветшавшего, в глубокой старости, бесплодного Закона, от бесплодия приявших его иудеев, которым ничего из прореченного Пророками не было на пользу, и они не разумели о Боге и Слове рождения у нас на сбытие истине. И Его Мать по плоти родилась от них.

Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 198


Вопрос. Но почему Христос, свидетельствуя, что он больше всех, тут же говорит: «Меньший же в Царствии Небесном больше него»?

Ответ. И это не вне двойного смысла со способностью различения. Загадка являет нам три смысла. Во-первых, что Господь – это меньший его по плоти. И после шести месяцев зачатия того, Он вселился в Приснодеву, окружив себя Ее телом. Нераздельно по совокупности, и свободно от смешения. Мы научены этому от великого Гавриила, который, благовествуя Богородице, сказал Ей: «Вот Елисавет, родственница Твоя» (Лк. 1:36). И та зачала сына в старость, и был ей месяц шестой, той, которую называли бесплодной. Так что мы видим, что Христос меньший (младший) человек, чем Иоанн. Во-вторых, это прилагаемый к Иоанну ангельский сан. Мы думаем, что последний чином и естеством, худший в Царствии Небесном больше всякого Ангела по природе и по рождению. Иоанна казнил жалкий Ирод. А один самый меньший Ангел может в мгновение ока поразить и погубить тьмы Ангелов. Один из Ангелов вышел из войска при Исаии и Иезикииле, и в единый час победил и убил сто восемьдесят пять тысяч иноплеменных ратников. А что нам, в-третьих, указывает эта «загадка»? Меньший в Царствии Небесном больше Иоанна Предтечи, то есть больше него Иоанн Богослов сын грома. Иоанн Предтеча, даже когда ему было повелено, со многим страхом прикоснулся к макушке Господа, не дерзая прикоснуться к Носящему плоть. А Иоанн Богослов, больший всех, со дерзновением на божественной Вечере возлег у Господа на груди. И так он возлегает на самих святых и божественных персях, как говорит Благовествование – когда спрашивали о том, кто Его предаст, и кивал Ему Петр, желая знать, кто будет предателем Его. Ни Мать, Его родившая, ни Иосиф, который был наречен, не будучи отцом, ни Иоанн Креститель, ни Ангел, ни Архангел – никто другой не дерзнул прикоснуться тех страшных персей воплотившегося Бога Слова. Но на них Иоанн возлежал, обнимая как отец сына. И оттуда он о Боге Слове напоен был, и поднебесную наполнил громом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). Иоанн Предтеча только видел божественный Святой Дух в виде голубки, который сошел на Господа, крестящегося плотью, а Иоанн Богослов – с неба летящий в виде огня, чтобы приять на свою главу, вместе с учениками в день пятидесятый, как свидетельствует великий Лука, который пишет Деяния апостольские. Иоанн Предтеча казним через отсечения главы из-за одного грешного братосмешения Иродовой жены, которая была за братом Ирода, а Иоанн Богослов, изгнанный из-за Господа, был осужден [и сослан] на Патмос, и после умер. Иоанн Предтеча только крестил приходивших, а Духа Святого не мог дать никому, и потому крещенные им вместе с прочими были крещены Апостолами для совершенства Крещения. Апостолы возлагали руки, давая Дух Святый верным, для явления знамений и чудес. Иоанн Предтеча был назван большим всех из рожденных женами, как свидетельствован от большего, а Иоанн Богослов назван светом мира, от истинного и нерожденного присносущего Света великого. Иоанн Предтеча закончил жизнь, не сотворив никакого знамения, никакого чуда, как говорит о нем Евангелие, и ничего не было слышно о происходившем у него там, а Иоанн Богослов сел с Самим Христом с повелением судить колена Израиля – такое он принимает обещание от богословящего Христа вместе с одиннадцатью. Иоанн Предтеча нигде не ублажаем, что он велик в человеках, а Иоанн Богослов принимает извещение, что он больший, от блаженного Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Ибо Он сказал им: «Аминь говорю вам: многие пророки и праведники хотели видеть то, что вы видите, и не видели; и слышать, что вы слышите, и не слышали. Ваши очи блаженны, что они видят, и уши – что они слышат» (Мф. 13:17). Иоанн Предтеча испугался в утробе Того, Кто без отца в Матери, и хотел выпрыгнуть, принуждаемый к этому, не выдерживая приближения Огня, а Иоанна Богослова Он поставляет на Свое место: Он поручает ему Свою Мать, будучи от природы без матери, и от Промысла – без отца. Во время спасительной Своей страсти, когда они предстояли у креста, Он, посмотрев на Иоанна, сказал Своей Деве Матери: «Се сын Твой» (Ин. 19:27). И еще к нему: «Се Матерь твоя» (Ин. 19:27). Он поручил их друг другу вместо Себя. И Он делает известным народу пред собором богоборцев неоскверненное и чистое девство обоих. Говоря вкратце, Христос есть Царство Небесное. По Закону совершен и истинен Иоанн, как и должно думать тому, кто крестился в смерть Господню. Но Закон ничего не совершает (не делает совершенным) как сказал великий в Законе и возвышенный Апостол в Евангелии, будучи во всем искушен. В роде Его и в годах Его больший всех был Иоанн. Разве будет Божество о нем возражать, когда сказало о нем к Соломону: «Такого как ты не было перед тобою, и после тебя не восстанет подобного тебе»; а о Иоанне: «Ибо не восстал среди рожденных женами больший его». По Закону самый больший был и самым именитым. А больше всех – Апостолы. Ибо не сказал Иисус: «Не восстанет больший его», но что «не встал больший его» – говоря, что «в годы его». Ибо прежде них Бог сказал к диаволу: «Внял ли ты твоим размышлением о угодившем Мне Иове, что нет на земле человека подобного ему». И к Моисею сказал: «Большим всех людей я видел тебя, и обрел ты благодать передо Мною». И ибо велик был в годы свои Енох, преставившийся [в глубокой старости]. И правдив (праведен) в житии своем был Ной, который был сохранен в ковчеге, когда весь мир утонул. И велик был Лот, единственный сбереженный, когда сгорели пять городов Содома. Так и Иоанн Предтеча больший всех был, согласно Закону в делах (жизни) своих.

Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 199

Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)

Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его

Подлинно, из рожденных женами никто не больше Иоанна Крестителя; потому что он — полнота всех Пророков. Все пророчествовали о Господе, издали показывая Его пришествие; но Иоанн, пророчествуя о Спасителе, представил Его пред очи всех, взывая и говоря: «се Агнец Божий! (Ин. 1:29) »Как сладостен и прекрасен глас того, кто прямо указует на проповедуемаго им! Никто из рожденных женами не больше Иоанна Крестителя: «мний же во царствии небеснем болий его есть». Это свыше рожденные от Бога Апостолы, приявшие начаток Духа Утешителя; ибо они сподобились судить со Христом, быть сопрестольниками Христовыми, соделались избавителями человеков. А найдешь также, что они разделяют море лукавых сил, и приводят верные души; найдешь, что они делатели, возделывающие душевный виноград; найдешь, что они други жениховы, обручающие Христу души; ибо сказано: «обручих вас единому Мужу» (2Кор. 11:2); найдешь, что они дают жизнь человекам; одним словом, найдешь, что они многочастно и многообразно служат Духу. Сей-то «мний болий» есть Иоанна Крестителя.

Собрание рукописей типа II. Беседа 28

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его

То есть, ни одна жена не родила человека, который бы был больше Иоанна. Чтобы увериться в достоинстве Иоанна, достаточно и одного приведенного изречения; но если ты хочешь познать его из самих дел его, то представь его трапезу, образ жизни и высоту духа. Подлинно, он жил как бы на небе, и, возвысившись над всеми нуждами природы, шел путем необыкновенным, проводя все время в песнях и молитвах, и удалившись от общества людей, непрестанно беседовал с одним Богом. Он никого не видел из подобных себе, и никому из них не являлся; не питался молоком, не имел ни постели, ни крова, ни съестных припасов, ни других вещей, которыми пользуются люди, и однако же, был кроток и вместе строг. Например, послушай, с какою кротостью беседует он с своими учениками, с каким мужеством – с народом иудейским, и с какою смелостью – с царем. Вот почему и сказал о нем Спаситель: Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя. Но чтобы опять и великие похвалы не породили неприличного мнения о Иоанне в иудеях, которые предпочитали его Христу, смотри, как Господь предотвращает и это зло.

Как то, что служило к утверждению учеников Иоанна, причиняло вред народу, который почитал его легкомысленным, так и от того, что служило к исправлению народа, больший бы произошел вред, если бы слова Христовы подали повод иудеям предпочитать Ему Иоанна. Потому Христос и это не обинуясь исправляет, говоря: Но меньший в Царстве Небесном больше его, т. е., меньший по возрасту и по мнению многих. Действительно, о Нем говорили, что Он ест и пьет (Мф. 11:19); также: Не плотников ли Он сын (Мф. 13:55)? и везде уничижали Его. И так Христос был больший по сравнению с Иоанном, скажешь ты? Нет, когда Иоанн говорит: сильнее меня (Мф. 3:11), – не сравнительно говорит это; также и Павел, когда вспоминая о Моисее пишет: Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем (Евр. 3:3), – не сравнительно пишет; и Сам Спаситель, говоря: И вот, здесь больше Соломона (Мф. 12:42), – не сравнивает Себя с ним.

А если и допустить, что Он сравнивает Себя с Иоанном, то делает это для пользы слушателей, по причине их немощи. Люди и прежде весьма уважали Иоанна, а теперь его еще более прославили темница и дерзновение пред царем, и со стороны многих слова Христа легко могли быть приняты за сравнение. И в Ветхом Завете таким же образом исправляемы были души заблудших, – о несравнимом говорилось сравнительно; так, например, когда говорится: Нет между богами, как Ты, Господи (Пс. 85:8); и еще: Кто Бог так великий, как Бог [наш] (Пс. 76:14).

Некоторые говорят, что Христос сказал это об апостолах, а другие – об ангелах; но это несправедливо. Люди, удалившиеся от истины, обыкновенно во многом заблуждаются. В самом деле, к чему говорить здесь об ангелах, или об апостолах? Притом, если Он сказал это об апостолах, то что препятствовало Ему назвать их по имени? Но говоря о Себе, Он справедливо скрывает лицо Свое, как по причине господствовавшего о Нем мнения, так и для того, чтобы не подумали, что слишком превозносит Себя. Спаситель и во многих случаях так поступает. Что же значат слова: в Царстве Небесном? – Т. е., во всем духовном и небесном. Сказав: Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя, – Спаситель отличил Себя от Иоанна, и таким образом показал, что Его не должно сравнивать с Иоанном.

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал [человек] больший Иоанна Крестителя

Он говорит: - «Среди рожденных женами». Итак, Иоанн ставится выше тех, которые рождены женами в сожительстве с мужем, а не выше Того, Который рожден от Духа Святого и от Девы, ибо словами: Не восставал между рожденных женами больший Иоанна Крестителя, Он не превозносит Иоанна над остальными пророками и патриархами, и всеми людьми, но остальных приравнивает к Иоанну, потому что из того, что другие не больше его, не следует непосредственно, что он больше других; но только то, что он имеет равенство с прочими святыми.

но меньший в Царстве Небесном больше его

Многие хотят понимать это слово Спасителя в том смысле, что больший по достоинству есть младший по возрасту. Мы же будем понимать просто в таком смысле: всякий святой, который уже находится в общении с Богом, больше того, который еще только воинствует. В самом деле, ведь иное дело иметь венец за победу, иное дело еще только сражаться в строю. А некоторые самого последнего ангела, служащего на небесах Господу, хотят считать большим, чем какого угодно первого человека, который пребывает на земле.

Толкование на Евангелие от Матфея

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его

Спрашиваешь: почему Иоанн Креститель болий в рожденных женами, и если Иоанн - Пророк, то что в нем лишше пророка (см. Мф. 11:9), как сие говорит о нем Господь? Посему в немногом выслушай многое. Иоанн болий в рожденных женами, потому что он пророчествовал в самой матерней утробе и, сам сокрываясь во тьме, узнал пришедший Свет. А лишше пророков в нем то, что Того, о Ком он пророчествовал и Кого все патриархи и Пророки представляли себе только в снах и видениях, не сподобившись узреть собственными очами, он увидел пришедшим во плоти.

Не легкую, но требующую глубоких исследований задачу предложил ты нам, превосходнейший из трудолюбцев. Мний в царствии небеснем болий есть Иоанна Предтечи. Совершенный в законе, каким был Иоанн Предтеча, без сомнения, меньше человека крестившегося в смерть Христову. Ибо вот что значит небесное царство: быть погребенным со Христом, снисшедшим расхитить добычу смерти, совостать с Ним, дарующим державу над смертью.

Посему, так как Иоанн Предтеча, хотя и был болий всех рожденных женами, но усечен был прежде, нежели даровано небесное царство. И хотя по правде законной соделался он неукоризненным, однако же смертью своею, как писали мы, опередив усовершившихся духом жизни во Христе, не достиг до их совершенства. Поэтому всякий мний во царствии небеснем, то есть в возрождении по Христу, болий есть, как сказано, оправдавшегося законом; ничто же бо соверши закон (Евр. 7:19).

Письма. Книга I

Максим Исповедник, прп. (†662)

Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его

Как мы должны понимать слова Евангелия: Из рожденных… не восставал больший Иоанна… но меньший в Царстве Небесном больше его

Кто смирит себя более, чем Иоанн — ведь это и есть меньший, — тот больше Иоанна. Или иначе: считается, что Иоанн достиг [всего] знания, доступного созерцанию здесь, но в грядущем состоянии даже малое и ничтожное знание больше [достигнутого] здесь. Или еще: высший богослов из людей меньше последнего из ангелов. Или еще: занимающий последнее место по гражданству Евангельскому больше наивысшего по праведности Закона.

Вопросы и затруднения

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал [человек] больший Иоанна Крестителя

Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя

С утверждением объявляет то, что нет никого, кто был бы больше Иоанна; говоря же: «женами», исключает Самого Себя, ибо Сам Христос был рожден Девой, а не женой, то есть вступившей в брак.

но меньший в Царстве Небесном больше его

Так как много похвального высказал относительно Иоанна, то чтобы не подумали, что этот больше Его, то здесь с большей ясностью говорит: «Я - меньший по сравнению с Иоанном и по возрасту, и, по вашему мнению, больше его в отношении к духовным и небесным благам, ибо здесь Я меньше его и потому, что он почитается у вас великим, но там Я - больше его».

Толкование на Евангелие от Матфея

Троицкие листки (XIX в.)

Ст. 2-15 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне. Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти. Кто имеет уши слышать, да слышит

Грозный обличитель неправды людской, великий проповедник покаяния, Господень Предтеча Иоанн уже заканчивал свое земное поприще; умолк его могучий глас в пустынях Иордана: Ирод Антипа, этот сластолюбец, прозванный современниками лисицей, не вынес его открытых обличений того, что отнял жену у своего родного брата Филиппа. И вот великий пророк, ненавидимый фарисеями, был изменнически предан ими и заключен беззаконным четверовластником в мрачную темницу в крепости Махера, на границах Аравии, за Мертвым морем.

Иоанн же, – повествует апостол Матфей, – услышав в темнице о делах Христовых, послал к Нему двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, Тот, о Котором говорили пророки: «Грядущий приидет и не умедлит», или ожидать нам другого? Или и Ты только предтеча Другого, Который придет за Тобой? Не вопрошает прямо: Ты ли Христос, а прикровенно, чтобы не дать врагам Иисуса Христа повод обвинить Его перед Римлянами, если бы Христос ответил прямо на этот вопрос. «Что же это значит, – вопрошает святитель Златоуст, – тот, который знал Иисуса еще до чудес, извещен был о Нем от Духа Святаго, слышал от Отца, проповедовал о Нем пред всеми, посылает теперь узнать от Самого, – Он ли это или нет? Но если сам не знаешь, – продолжает святитель-толковник, – то как же сказал ты свое мнение о Неизвестном? Не ты ли говорил: »…у Которого я недостоин развязать ремень обуви»? (Лк. 3:16). Не ты ли говорил: «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым»? (Ин. 1:33). Разве ты не видел Духа в виде голубя? Разве не слыхал гласа Отца? Разве не ты удерживал Его, говоря: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне»? (Мф. 3:14). Разве не ты говорил ученикам: «Ему должно расти, а мне умаляться»? (Ин. 3:30). Разве не ты учил весь народ, что Он есть «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира»? (Ин. 1:29). Не проповедовал ли ты всего этого прежде знамений и чудес? Как же теперь, когда Он всем стал известен, и мертвые воскресли, и бесы изгнаны, и столько произведено знамений, ты посылаешь спрашивать у Него? Что же это значит? Неужели все слова Иоанна были какой-нибудь обман, подлость, басня? Но кто сказал бы это, находясь в полноте ума? Не говорю уже об Иоанне, который взыграл во чреве матернем, проповедовал Христа прежде своего рождения, был гражданином пустыни, показал образец ангельской жизни. Напротив, если бы он был даже одним из людей обыкновенных и самых ничтожных, то не мог бы сомневаться после многочисленных свидетельств, данных как им самим, так и другими. Из этого ясно, что Иоанн посылал не из-за сомнений, и спрашивал не из-за неведения. Но – для чего же тогда Иоанн посылал спрашивать?» Древние святые отцы и учители Церкви объясняют это так. Как ни отдаленно, как ни крепко был заключен Иоанн, однако же преданные ему ученики приходили к нему и туда, сообщая ему обо всем, что желал он знать. А в то время вся Иудея и Галилея, Самария и прочие окрестные страны были полны рассказами о Спасителе, о Его необычайном учении, о Его власти над сердцами людей и над всей природой, о Его дивной любви и милосердии к грешникам…

Мог ли не желать обо всем этом слышать в подробностях тот, кто первый указал на Иисуса, как на обетованного Мессию, кто не считал себя достойным быть последним Его слугой, кто прямо говорил своим ученикам: Он – Жених, а я – только Его друг; я радуюсь Его радостью, Ему подобает расти, мне же умаляться… Все мысли святого узника, Пророка и Предтечи Христова, были сосредоточены на едином Христе, Которого он исповедовал Сыном Божиим, о Котором он говорил, что верующий в Него «имеет жизнь вечную, а не верующий… не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3:36). И тот, кого Сам Христос назвал большим из рожденных женами, без сомнения, с благоговением слушал рассказы своих учеников о славных делах Христовых, и радовался духом, и всем сердцем желал, чтобы его-ученики стали учениками и последователями Иисуса Христа. Но не все ученики способны были доверчиво и в простоте сердца принимать слова своего великого учителя и следовать за Господом; были среди них такие, которые в слепой, хотя и глубокой привязанности к нему, принимали его слова только за выражение крайнего его смирения и никак не хотели допустить мысли, что их учитель ниже Иисуса, о Котором он же, Иоанн, свидетельствовал… Слава Иисусова скорбно действовала на ревнивые, к славе своего учителя, сердца учеников Иоанна, тем более, что их столь любимый учитель теперь томился в заключении, а Иисус творил столько дивных чудес и затмевал ими славу Иоанна… «Ученики Иоанновы, – говорит святитель Златоуст, – как всякий может отметить, не расположены были к Иисусу и всегда Ему завидовали, что видно из их же слов своему учителю: «Тот, Который был с тобою при Иордане, и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему» (Ин. 3:26). А в другом случае Иоанновы ученики, придя к Иисусу Христу, говорили: «Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» (Мф. 9:14)». И вот, когда Господь воскресил сына вдовы Наинской, когда все, пораженные этим чудом всемогущества Божия, с благоговением заговорили, что Бог посетил людей Своих, некоторые из учеников Иоанновых невольно задумались: не есть ли в самом деле Христос – этот дивный Чудотворец Иисус?.. Но чрезмерное пристрастие к своему любимому учителю Иоанну подавляло в них возникавшую веру. Пророк Божий видел их душевное состояние, предвидел и свою близкую кончину. Он стал опасаться, как бы ученики его, по слепой к нему привязанности, не остались неверующими во Иисуса Христа, и потому, когда ученики рассказали ему о воскрешении юноши Наинского, Предтеча решил воспользоваться этим случаем, чтобы утвердить в них свое неизменное учение о Христе Спасителе уже не одним только словом, но и их собственным свидетельством дел Иисусовых.

«Если бы, – говорит святитель Златоуст, – он стал просто говорить им: пойдите к Нему, Он лучше меня, то этим не убедил бы людей, которые были привязаны к нему самому; напротив, они подумали бы, что он говорит это из скромности, и прилепились бы к нему еще более. А если бы стал молчать, то опять ничего бы не вышло. Что же он делает? Выжидает случая от них самих услышать, что Иисус творит чудеса, и тут сам не дает им советов, посылает не всех, но только двоих, о которых может быть знал, что они способнее прочих уверовать, дабы вопрос не был подозрителен и дабы они из самых дел увидели разность между ним и Иисусом». «Иоанн, заключенный в узах, – говорит блаженный Иероним, – посылает своих учеников к Иисусу Христу для того, чтобы под видом разрешения своих недоумений окончательно рассеять их неверие; и, зная о близкой своей кончине, хочет обязать их следовать за Тем, на Которого сам указывал прежде неведущим». Предтеча послал учеников к Божественному Врачу, чтобы они могли у Него найти врачевство от своего душевного ослепления. Он как бы на самого себя принял их сомнение, и их неверие приписывает самому себе. «Таким образом, – говорит святой Илларий, – не сам Иоанн хотел просветиться, но уврачевать неведение своих учеников. Как отец, предвидящий свою близкую кончину, заботится дать попечителя своим детям, так Иоанн Креститель захотел привлечь своих учеников к Спасителю. Самым живым предсмертным его желанием было видеть своих учеников, одушевленных твердой и горячей верой в Иисуса Христа. Иоанн посылал своих учеников к Сыну Человеческому как учитель, которому временно были поручены чужие дети для того, чтобы образовать их и потом возвратить Тому, Кто есть истинный Отец». Он был уверен, что Господь Иисус Божественной премудростью Своей исправит погрешительное их мнение; поэтому, разделяя с учениками их немощи, под покровом собственного недоумения, посылает их с вопросом ко Господу. Вот совершенный образец истинных слушателей слова Божия, которые не только не ищут славы своей, но и боятся ее, и больше всего заботятся о том, чтобы вся слава служения их принадлежала единому Богу. Итак, слова учеников Предтечи, по объяснению святых отцов, надобно понимать так: «Иоанн Креститель послал нас к Тебе, говоря: я знаю, что Ты Мессия, это я доказал своими о Тебе свидетельствами, но народ еще не знает этого. Для чего же Ты медлишь вразумить его и объявить Себя таким? Кто Ты? Дай о Себе свидетельство ясное и для всех очевидное; покажи Своими делами, что Ты Христос, и что иного ожидать не должно». Сердцеведец знал, с какой целью посланы ученики; вместо слов Он благоволил ответить им делами.

Евангелист Лука говорит, что в это время, в присутствии учеников Иоанновых, Господь многих исцелил от болезней и недугов, и от злых духов, и многим слепым даровал зрение. Его чудеса были как бы лучами Солнца правды, сокрытого под завесой плоти; они были знамением могущества, Божественности и святости Христовой и показывали, что Он и есть истинный Мессия. Творили чудеса и древние пророки, но не своей силой, а силой Божией, которую испрашивали у Бога пламенной молитвой. А Господь Иисус совершал их Своим Божественным могуществом и властью. И, совершая столько чудес, сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите. Вспомните древнее пророчество Исайи: «вот Бог ваш… Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь… Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы» (Ис. 35:4–6; Ис. 61:1). «Сами видите, что это пророчество исполнилось на Мне: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие, смиренные сердцем Мои апостолы, и все эти труждающиеся и обремененные, жаждущие слышать слово спасения, радуются духом, приемля благовестие о спасении, и другим о том благовествуют. Возвестите об этом Иоанну, и он даст вам еще большее свидетельство о Мне. И, проникая в глубину их сердечных сомнений и колебаний, привлекая их к Себе словом любви, Он присовокупил: и блажен, кто, подобно Иоанну, не соблазнится о Мне, чья вера в Меня так же непоколебима, как вера Моего Крестителя. Блажен тот, кто останется верующим в Меня, несмотря на Мое уничижение, на предстоящую Мне крестную смерть!» Господь не сделал обычного Ему в таких случаях указания на Писание: как написано, – Он знал, что Его друг и без этого поймет силу ответа, потому что Исайя был любимым пророком Иоанна. «Если бы Он, – говорит святитель Златоуст, – сказал: Я точно Христос, то это могло их навести на мысль подобно Иудеям, которые некогда говорили Ему: «Ты Сам о Себе свидетельствуешь» (Ин. 8:13). Поэтому Он предоставляет им самим судить обо всем из виденных чудес, делая этим учение Свое неподозрительным и очевиднейшим. А вместе с тем и их обличил тайным образом: они соблазнялись о Нем, и вот Он, обнаружив их болезнь и предоставив все одной их совести, никого не сделал свидетелем этого обличения, кроме них самих, которые одни поняли это».

Пораженные необыкновенными чудесными действиями Спасителя, обличенные и исцеленные от тяготившего их сомнения, ученики Иоанновы возвратились к своему любимому учителю с полной верой во Иисуса Христа и, по кончине Предтечи, присоединились к Его последователям. Так как народу неизвестна была цель посольства учеников Иоанновых, то и вопрос их мог породить много недоуменных сомнений. «Многие, – говорит Златоуст, – могли рассуждать сами с собой и говорить так: тот, который с такой силой свидетельствовал об Иисусе, ныне переменил мысли свои и сомневается: этот ли или другой есть грядущий? Не научила ли его темница быть осторожнее? Неужели он напрасно прежде свидетельствовал об Иисусе?» Господь Иисус поспешил уничтожить подобное сомнение и подкрепить немощь народа: Когда же они пошли, когда два ученика Иоанновы удалились, Иисус начал говорить народу об Иоанне. «Но почему же не говорил Он в присутствии учеников Иоанновых? Дабы не подумали, – говорит святитель Златоуст, – что Он льстит Иоанну». Ученики Иоанна и без похвал были преданы своему учителю. «Но, исправляя сомневающихся из числа народа, Он не обнаруживает их сомнения, а только разрешает смущающие их помыслы, показывая тем, что Он знает тайные мысли всех. Он не говорит им, как некогда Иудеям: «для чего вы мыслите худое» (Мф. 9:4), потому что если они и думали так, то думали не по злобе, но только потому, что не понимали сказанного. Потому-то Спаситель не укоряет их, но только исправляет их мысли, и защищает Иоанна, показывая, что он не переменил прежнего своего мнения. Ибо он человек не легкомысленный и переменчивый, но твердый и постоянный, и не может во вверенном ему быть неверен»… Господь ссылается при этом на их собственное свидетельство об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? «Для чего, оставив города и домы свои, толпами текли вы в пустыню Иудейскую? Неужели для того, чтобы видеть какого-нибудь бедного и непостоянного человека? Нет, такое множество народа из столь могих городов не устремилось бы с таким усердием в пустыню на берега Иордана, если бы не надеялось увидеть такого великого, удивительного и твердого, как камень, мужа!» Там, на берегах Иордана, много растет тростника, тонкого, гибкого, колеблемого и небольшим ветерком; этому тростнику подобны люди легкомысленные и переменчивые, которые говорят ныне одно, а завтра другое, и ни на чем не останавливаются. Трость ли такую, ветром колеблемую?, ходили вы смотреть? Питомцу ли дикой пустыни, закалившему свой дух в подвиге, быть легкомысленным?

Неужели вы думаете, что такому тростнику подобен Иоанн и что мог он переменить свои мысли о Том, Кого прежде превозносил похвалами, называя «Агнцем Божиим, вземлющим грехи мира», а теперь стал спрашивать для себя же: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» Конечно, нет! Но если не это, если Иоанн не походил на тростник, что же смотреть ходили вы? человека ли изнеженного, одетого в мягкие, тонкие, легкие одежды? Своим усердием вы доказали, что Иоанн не был по природе непостоянен; но и того никто не может сказать, что он впоследствии сделался слаб, предавшись роскоши. Нося грубую одежду из верблюжьего волоса, он не изменил ее на легкую, мягкую, из тонкого льна; питаясь акридами и диким медом, он доселе не ищет никаких роскошных яств; привыкший жить в пустынной пещере, он не нуждается ни в каких великолепных палатах. Нет, Иоанн -не раб роскоши! Носящие мягкие одежды, одевающиеся пышно и роскошно, находятся в чертогах царских. Не в веселых чертогах царских, а в дикой угрюмой пустыне проводил свою жизнь великий отшельник; не тонкий и мягкий лен, а грубую шерсть верблюда носил строгий подвижник; не отборные яства, но акриды с диким медом были обычной пищей сурового аскета. Человек с такой могучей волей и закаленным характером конечно не мог возроптать на тяжесть тюремной жизни и изменить свои убеждения; не только тюрьме, но даже и пыткам, даже смерти самой не сломить подобную натуру. Если бы и хотел он носить дорогие одежды, то жил бы не в пустыне и не в темнице, но в царских чертогах. Он одним молчанием мог бы достигнуть величайших почестей. Ибо если Ирод столь уважал его и тогда, когда он обличал его, и когда находился в узах, то тем более не стал бы подвергать его казни, если бы он молчал. Итак, могут ли падать такие подозрения на того, кто самым делом доказал свою твердость и постоянство? Конечно, нет. Если не так, то что же смотреть ходили вы? пророка? каким был Илия Фесвитянин, который жил в диких пещерах угрюмого Кармила и подобно туче налетал оттуда по временам, чтобы громить развратный народ, низвергать и поставлять царей, разить жрецов идольских? Действительно, своим суровым отшельничеством, своими безпощадными и громовыми обличениями, своим огненным словом, своим безстрашием перед сильными мира сего, вообще всей личностью своей Иоанн всего более напоминал грозный образ могучего Илии. Да, говорю вам: вы не ошиблись, вы ходили смотреть и слушать пророка, и больше пророка, он больше всякого ветхозаветного пророка, потому что он ближе всех пророков ко Мне, он – Мой Предтеча. Пророкам дано было только провидеть Мое пришествие, а сей и крестил Меня воплотившегося, сей – первый из пророков имел счастье проповедать о том, что Царствие Божие уже наступило.

Многие пророки и праведники желали видеть то, что видел Иоанн, и не видели, и слышать то, что слышал он, и не слышали. Он еще во чреве матери познал Меня; он перстом указал на Меня, как на Агнца Божия, вземлющего грехи мира. Пророки возвещали дела Божии, но ни об одном пророке не было пророчества, а об Иоанне было пророками же предсказано: ибо он тот, о котором написано у пророка Малахии (Мал. 3:1): се, Я, глаголет Бог Отец Богу Сыну, посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой, уровняет его пред Тобою. Иоанн был Ангелом вестником и по жизни, и по служению своему. Как во время путешествия царей – те, которые славнее других, идут близ их колесниц, так и Иоанн явился перед самым пришествием Моим. А потому истинно говорю вам: из рожденных женами, из всех людей, не восставал больший, высший, лучший, совершеннейший Иоанна Крестителя; ни одна жена не родила человека, который был бы больше его! Так торжественно, с особым, как бы клятвенным подтверждением, Господь Иисус произнес величайшую похвалу Своему Крестителю. Премудрый сын Сирахов дает правило: прежде смерти никого не называй блаженным; но воплощенная премудрость Божия – Сын Божий, Которому принадлежит Божественное право суда над людьми, делает исключение из этого правила для друга Своего предызбрания. Когда слышится хвала из уст людей, в душе нашей остаются еще некоторые следы неизвестности и сомнения: не преувеличена ли эта похвала ласкательством, не уменьшена ли нерасположением; но когда Сам Господь прославляет человека, то истина господствует во всей ее полноте и широте, потому что нет судии, равного Ему по всеведению и правосудию. И если величие похвалы оценивается достоинством того, кто произносит ее, то какова должна быть слава Предтечи Господня, которому устами Самого Иисуса Христа произнесена полная и величайшая похвала! Вот почему наша Святая Православная Церковь в своих молитвословиях и песнопениях поставляет Пророка, Предтечу и Крестителя Господня Иоанна в первом чине прославляемых ею святых Божиих после Пречистой Девы Богоматери и Безплотных Сил. Апостолы не могут равняться в своей славе с Предтечей Господним, потому что все они уже были возрастными в то время, когда Божественная Истина изрекла слова: «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя». Этими же словами Спаситель отличил и Себя от Иоанна, и показал, что Его не должно сравнивать с Иоанном, ибо хотя Он был рожден плотью, но не от жены, а от Девы, необыкновенным и чудным рождением.

И чтобы великие похвалы не породили неприличного мнения об Иоанне, смотри, как Господь предотвращает и это зло, чтобы Иудеи не стали Иоанна предпочитать Ему Самому. В числе тогдашних слушателей могли быть и такие, которые знали, что Сам Он смиренно просил некогда от Иоанна крещения Себе. Потому и это Он исправляет, говоря: но меньший в Царстве Небесном, меньший по возрасту и по мнению других, смиривший Себя до образа рабского, Тот, о Ком говорили, что Он – ядца и винопийца, что Он не больше, как тектонов сын (сын плотника), друг мытарей и грешников, Сей в Царствии Небесном больше его, Иоанна, ибо Он есть Царь этого духовного царства. Но, говоря о Себе Самом, Спаситель справедливо скрывает лицо Свое, чтобы не подумали, что Он слишком превозносит Себя. Христос называет Себя большим не по сравнению с Иоанном, равно и Иоанн, когда говорил, что Христос – Сильнейший меня, то не сравнительно говорил так. И Сам Спаситель, когда говорил: «и вот, здесь больше Соломона», конечно не сравнивает Себя с Соломоном. И в Ветхом Завете о не сравнимом говорилось сравнительно, например: «Нет между богами, как Ты, Господи» или «Кто Бог так великий, как Бог наш..». (Пс. 85:8, 76:14). Итак, Христос пришел, Царствие Божие уже открылось, Иоанн Предтеча, возвестивший Его пришествие, уже принадлежит не столько Ветхому, сколько Новому Завету: От дней же Иоанна Крестителя, с того времени, как он указал всем на пришедшего Христа, доныне, и теперь Царство Небесное уже не ожидается только как грядущее, но и силою берется, с такой ревностью берется, как берутся города приступом, потому что оно уже наступило. И все употребляющие усилие над собой, восхищают его. Его восхищают все кающиеся грешники, которые с сердечной болью расстаются с лестными для них ожиданиями Мессии-завоевателя и чувственного блаженства в Его царстве, и обрекают себя на покаяние и трудную перемену всей своей нравственной жизни. ибо все пророки и Моисеев закон, с которого начались пророки, и который пророчествовал о Мне жертвами, как прообразами, прорекли до Иоанна.: до него простирался ряд пророков, им кончились все пророчества и открылось самое исполнение их в Царстве Божием… Пророки не перестали бы являться, если бы не пришел Я. Итак, не ожидайте другого Мессии, Я и есмь Грядущий, и вот, смотрите, с какой ревностью толпы народа стремятся ко Мне, чтобы только послушать Мою проповедь о Царстве Небесном, чтобы потом восхитить его… И до конца веков так будет, и всегда будет нужно перенести подвиги покаяния и употребить все усилия над своей природой, чтобы войти в Мое блаженное Царство.

Знаю, что слово Мое покажется вам невероятным, но если будете внимательно смотреть на события, И если хотите принять, – если здраво, безпристрастно рассудите, то сами увидите, что Иоанн – он есть Илия, которому должно придти, хотя на самом деле он не воскресший древний пророк Илия, который должен явиться перед Вторым Моим славным пришествием на Страшный Суд; Иоанн пришел с духом и силой древнего Илии, и пусть тот из вас, кто способен понимать не всем доступный, таинственный смысл некоторых событий и значение некоторых священных лиц, пусть тот вдумается, вспомнит и поймет, что если Иоанн, как Мой Предтеча, свидетельствует, что Я – Христос, и чтит Меня, как Сына Божия и Спасителя мира, значит, должно веровать, что Я действительно Христос: кто имеет уши слышать, да слышит! Имеющий незаглушенную совесть, да внемлет, что вещает она! Этим воззванием, обычным присловием учителей Иудейских, Господь заключил Свою похвалу Предтече Своему. Евангелист Лука, передав речь Господа, замечает, что весь народ, слушавший Спасителя, в том числе и мытари, воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым. А фарисеи и законники отвергли волю Божию, не крестившись от него. Значит, народ и мытари поняли слова Господа об Иоанне и возблагодарили Бога, что не ошиблись в своем мнении о нем, и сподобились от него крещения в покаяние. Возблагодарим и мы Господа, что сподобляемся в благодатных Таинствах Церкви Православной духовного обновления и освящения, тогда как современные нам фарисеи и книжники, разные суемудрые лжеучители, отвергают эти Таинства, будто бы для спасения ненужные… Если в то время для вступления в Царство Божие нужно было крещение Иоанново, не имевшее благодатной силы возрождать человека, а только располагавшее его волю к покаянию, то сколько же нужно иметь гордости, чтобы отвергать Самим Господом установленные и переданные Церкви Святые Таинства нашей веры православной?..

Троицкие листки. №801-1050

Евфимий Зигабен (†1118)

Аминь глаголю вам, не воста в рожденных женами болий иоанна крестителя: мний же во Царствии небеснем болий его есть

Аминь глаголю вам, не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя

Не родился, говорит, больший его между людьми, рожденными от жен. Кто другой, скрытый во мраке чрева, узнал пришедший свет и взыгранием поклонился Ему? Никто – кроме него одного; следовательно, он больше всех. И опять, кто с детства проводил столь уединенную и пустынную жизнь и избрал такой подвиг? Конечно, никто. Затем, после того как воздал похвалу Крестителю, во-первых, от стечения к нему иудеев, во-вторых, от личной его добродетели, в третьих, от своего приговора, в четвертых, от пророческого свидетельства, и после того как объявил его более, чем пророком и вообще большим всех людей, – врачует такое излишество похвал, чтобы не предпочитали его Христу. И смотри, что говорит:

мний же во Царствии Небеснем болий его есть

Меньшим называет Самого Себя, потому что таким Он казался иудеям. Иоанна они считали большим, потому что он с детства – удалился в пустыню и проводил необычайный образ жизни, но Христа ставили ниже, так как Он вел обычный образ жизни. Меньший же, т.е. кажущийся меньшим его, больше его в Царствии Небесном, как не только человек, но и Бог.

Толкование на Евангелие от Матфея

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.

«Из рожденных женами»: из всех вообще людей, которые обозначаются здесь по их прирожденному свойству, – слабости, несовершенству, греховности и т.п.

«Больший»: высший, совершеннейший, лучший.

«Меньший» же и пр.: что значит это изречение? Пред кем уничижается больший из рожденных женами, величайший из людей? Несообразно подумать, чтобы член царства Мессии (Царства Небесного) меньший, т.е. всякий христианин, был больше Иоанна; нельзя даже думать, чтобы и меньший из апостолов («сих малых» Мф.10:42) был выше Иоанна. Справедливее думать, вместе с древними толкователями (3лат., Илар., Феофил., Евф. 3иг.), что под меньшим Спаситель прикровенно разумеет Себя Самого. «Дабы великие похвалы не породили неприличного мнения об Иоанне в иудеях, которые предпочитали его Христу, смотри, как Господь предотвращает и сие зло. Ибо, как то, что служило к утверждению учеников Иоанновых, причинило вред народу, который почел его легкомысленным, так и от того, что служило к исправлению народа, больший бы произошел вред, если бы слова Христовы подали повод иудеям предпочитать ему Иоанна. Посему и это не обинуясь исправляет, говоря: «меньший в Царстве Небесном больше его», т.е. меньший по возрасту и по мнению многих; ибо об Нем говорили, что Он ядца и винопийца, также: не плотников ли Он сын, и везде унижали Его... Говоря о Себе так (меньший), Он справедливо скрывает лицо Свое как по причине господствовавшего о Нем мнения, так и для того, чтобы не подумали, что Он слишком превозносит Себя» (Злат., ср. Феофил.).

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его

Лк. 7:28 — несколько короче и яснее: “из (εν — среди) рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя”. Выражением “ни одного пророка”, по-видимому, устраняется толкование слов Матфея в смысле “ни одного человека”. Но можно толковать и так, что обобщение Матфея не противоречит более конкретному смыслу выражения Луки, потому что если из рожденных женами не было ни одного больше Иоанна Крестителя, то ясно, что больше его не было ни одного и пророка. Вместо “в Царстве Небесном” (Матфей) — у Луки “в Царствии Божием”. За исключением этих слов последнее предложение буквально сходно (греч.) у обоих евангелистов. Выражение “из рожденных женами” встречается в Ветхом Завете (Иов. 14:1; 15:14; 25:4; ср. Гал. 4:4). Дальнейшие слова Матфея “меньший в Царстве Небесном больше его” издревле подвергались большим перетолкованиям, что объясняется довольно значительной трудностью выражения. По толкованию Иоанна Златоуста, под меньшим в Царстве Небесном Спаситель разумел Самого себя, как младшего по возрасту (κατά την ήλικίαν) сравнительно с Иоанном, и даже меньшего “по мнению многих” (κατά την πολλώ δόξαν). При этом Златоуст опровергает мнения лиц, толковавших выражение или об апостолах, или ангелах. Это, по словам Златоуста, несправедливо. Если бы Спаситель говорил здесь об апостолах, то что препятствовало бы Ему назвать их по именам? Затем Златоуст решает вопрос, вводя рассуждения о смирении, которое Христос проявлял повсюду в Своей деятельности. В подобном же духе объясняет это место и Феофилакт, говоря, что Христос был меньше Иоанна по возрасту и по мнению Своих слушателей, но больше его в отношении к духовным и небесным благам. Позднейшие экзегеты подразумевали здесь малейшего христианина в Царстве Небесном, т.е. в церкви, или гражданина Царства Небесного. Бенгель говорит, что Johannes nondum erat in regno coelorum, sed praeibat — Иоанн еще не был в Царстве Небесном, но был только предтечей. Известно изречение: «minimum maximi majus est maximo minimi». Смысл тот, что Иоанн был maximus in minimo (в Ветхом Завете), а христианин minimus in maximo (в Новом Завете), и потому больше Иоанна.

Спаситель здесь называет Иоанна по имени и затем прилагает к нему другие наименования — Крестителя и пророка — в первый раз.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible