Скрыть
я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым

Крещение, переданное через Моисея, прежде всего различало между прегрешениями, ибо не все прегрешения могли получить благодать прощения. К тому же оно требовало разнообразных жертвоприношений, было строгим и точным в отношении ритуальных очищений, исключало на время того, кто был в нечистоте и осквернении, требовало соблюдения дней и часов. Только тогда крещение принималось как некая печать очищения. Иоанново крещение, напротив, было намного более открытым и полным, потому что оно не делало различия между прегрешениями, не требовало разнообразия жертвоприношений, не было строгим и точным в отношении ритуальных очищений, не включало в себя наблюдения за днями и часами. По благодати Бога и Его Христа любой человек мог без промедления прийти, исповедовать свои грехи - сколь бы многочисленны и тяжелы они ни были - и креститься в реке Иордане, тотчас получая отпущение прегрешений.

Крещение Господне имеет значение больше всякой вещи человеческой, славу выше всякого желания и прошения человеческого, преизбыток благодати и силы настолько великий, насколько солнце превыше звезд. Лучше вспомнить слова святых, которые это несравненное превосходство представляют с еще большей силой. Однако и сами мы не должны по этой причине хранить молчание, но, взяв в проводники слова Господа нашего Иисуса Христа, будем идти по намеченному пути - как будто через некое зеркало и в тайне (ср. 2Кор. 3:18). Наши объяснения, хотя и будут произнесены в немощи тела и слова, нисколько не умалят Его славы, но позволят еще раз подивиться величию долготерпения и человеколюбия благого Бога. Бог же потерпит на нас, пока мы будем лепетать о Его величайшей благодати и любви, пришедшей во Иисусе Христе.

О крещении

Иероним Стридонский, блж. (†420)

я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым

Он говорит о сравнении Закона и Евангелия. Я крещу вас водою - это Закон; Он же будет крестить вас Духом Святым - это Евангелие.

Трактат на Евангелие от Марка


Крещение не может быть названо совершенным, если оно не через крест и воскресение Христа.

Спор люциферианина и православного

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 7-8 И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым

Я, - говорит, - недостоин быть даже самым последним рабом Его, который бы развязал ремень, то есть узел на ремне сапог его. Понимают, впрочем, и так: все, приходившие и крестившиеся от Иоанна, разрешались посредством покаяния от уз грехов своих, когда веровали во Христа. Таким образом, Иоанн у всех разрешал ремни и узы греховные, а у Иисуса не мог разрешить такого ремня, потому что у Него и не нашел сего ремня, то есть греха.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

4. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
5. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.
6. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.
7.И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;
8. я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.


   «Явился Иоанн» и пр.: О явлении и проповеди предтечи, а равно и далее о крещении Господа ев. Марк повествует совершенно согласно с ев. Матфеем, только короче; см. Мф.3:1-12 и прим.

   «Крещение покаяния»: см. прим. к Мф.3:2, 11.

   «Для прощения грехов»: Иоанново крещение даровало крестящимся с покаянием прощение грехов по вере в грядущего и провозвещаемого Иоанном Мессию – Иисуса Христа, Сына Божия, каковая вера отпускала грехи и ветхозаветным людям. «Предтеча проповедовал крещение покаяния для того, чтобы люди, покаявшись и принявши Христа, получили оставление грехов» (Феофилакт).

   «Вся страна Иудейская»: усиленное выражение, как и у евангелиста Матфея; все – вместо многие или весьма многие.
 
   «Недостоин, наклонившись, развязать» и пр.: еще более усиленное выражение смирения Иоанна, чем в словах, передаваемых ев. Матфеем Мф.3:1; см. прим. к этому стиху.

Толкование на Евангелие от Марка

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

(Мк.1:8) я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.
   Аз крестих вы водою: той же (Иисус Христос) крестит вы Духом Святым. Основываясь будто бы на этих словах Иоанна Крестителя, некоторые штундисты отвергают крещение водою, утверждая, что водное крещение было свойственно Иоанну Предтече, Иисусу же Христу чуждо, так как Христос очищает от грехов будто бы без посредства воды, только благодатию Святаго Духа. Но для такого лжеучения в означенных словах Крестителя не содержится оснований. Хотя Иоанн Креститель и отличает в них крещение Христово от своего водного крещения, хотя особенность Христова крещения и поставляет в том, что оно будет совершаться силою Духа Святаго, однако и водное погружение из него не исключает крещение, по буквальному смыслу этого слова, есть погружение, а так как погружаться можно в воде, то вода и разумеется в слове крестить – сама собою. Если же Иоанн Креститель выражается так, что Христос будет крестить не водою, а Святым Духом (следовательно, как бы уже без воды), то в этом образе выражения он следует обычаю Библии: утверждая большее и высшее, меньшее и низшее отстранять, хотя) и это меньшее однако есть, присутствует. Не вы будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас (Мф.10:20), говорит Господь апостолам, хотя, несомненно, и апостолы будут говорить, но только укрепляемые и научаемые высшею силою. Апостол Павел говорит, что не он трудился, но благодать Божия, которая в нем, хотя ясно и несомненно (на основании тех же его слов), что и он трудился (1Кор.15:10). См. примеч. в Мы.3:11.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-8 И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым

Теперь евангелист точнее, полнее сообщает содержание проповеди Крестителя. Это проповедь о Мессии (см. Мф.3:11). Иоанн считает себя недостойным исправить у Мессии даже дело раба: нагнуться и развязать ремень обуви. Здесь евангелист Марк ближе к Луке (Лк.3:16), чем к Матфею.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 7-8 И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым

Это значит, что Предтеча считает себя недостойным быть последним слугою у Господа, показывая тем несравненное величие Его и крайнее смирение свое: так как обязанность снимать и надевать обувь у господ обыкновенно была делом низших служителей у евреев.

Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.

----

Идет за мною Сильнейший меня (грядет креплий мене), это – Мессия Иисус Христос, Богочеловек, на 6 месяцев родившийся и выступивший на проповедь позднее Иоанна Предтечи и Крестителя (Лк. 1:26), Емуже несмь достоин преклонься разрешити ремень сапог Его (у которого я недостоин, наклонясь, развязать ремень обуви Его). На востоке по причине жары не носили такой обуви, какую мы носим, но, чтобы прикрыть подошву ноги от камней и всего острого, или от горячего песка и т. п. привязывали к подошве ноги дощечку, называемую сандалией. Сандалии делались и из дерева, и из кожи. При входе в дом сандалии обыкновенно снимали, а при выходе опять надевали. Снимать и надевать их было делом низших служителей. Слова Иоанна: я недостоин и пр. означают смирение, унижение его перед Иисусом Христом. Он считает себя недостойным быть последним слугой Господа.

Я крестил вас (аз крестих, вы) водою, т. е. погружал в воду для обозначения доброй перемены в мыслях и жизни, так как крещение Иоанново не давало благодати Божией, как крещение Христово.

А Он будет крестить (той же крестит) Духом Святым. Крещение Христово будет Духом Святым, это означает, что оно будет иметь внутреннее действие Духа Святого на душу крещаемаго, – очищать ее от грехов по силе крестных заслуг Христовых (Ин.3:5) и возрождать в жизнь святую, спасительную. В этом-то и состоит отличие крещения Христова от Иоаннова. Поэтому-то и необходимо было для крестившихся Иоанновым крещением снова креститься Христовым (чит. объясн. Мк. 1:4). Крещение Иоанново, как и служение его, было подготовительным.

Толкование на Евангелие от Марка

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О крещении.
 

Мк.1:8. Под «крещением Духом святым и огнем» должно разуметь сошествие Св. Духа на апостолов и многих христиан: Деян.2:3;11:15-16. Такое крещение не исключает водного крещения: Ин.3:5; Деян.8:36;10:44-47; Мф.3:16.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible