Скрыть
оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий.

Святые отцы

Прочие

Ириней Лионский, сщмч. (†202)

оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий

Демоны, видя Сына, говорили: «Знаем, Кто Ты - Святый Божий». Также и дьявол, искушая, говорил Ему в глаза: Если ты Сын Божий (Мф. 4:3, Лк. 4:3). Все они признавали Сына и Отца, но не верили. Потому нужно было, чтобы все приняли истину свидетельства - суд во спасение верующих и во осуждение неверующих, дабы все были судимы справедливо и утвердилась вера в Отца и Сына. Всем надлежало принять свидетельство и утвердиться в нем: и близким, и далеким, и друзьям, и недругам. Самое же верное и непротиворечивое утверждение есть то, что дается самими противниками. Будучи вовлечены в происходящее, они свидетельствуют и соглашаются, однако потом вдруг делаются враждебными, обвиняют и уже хотят, чтобы свидетельство не было истинным.

Против ересей

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий

Не принимаю свидетельства дьявола, но принимаю его признание. Против воли говорил дьявол, будучи принуждаем и терзаем.

Послания

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий

Почему ни один демон не называет Бога по имени? Разве одержимые не говорили: «Знаем, Кто Ты, Сын Божий» (ср. Мк. 1:24, Лк. 4:34)? Разве не говорили они Павлу: Сии человеки - рабы Бога Всевышнего (Деян. 16:17)? Бичуемые и принуждаемые, говорили; по своей же воле и не бичуемые - никогда.

Гомилии на 1-е послание к Коринфянам

Августин Аврелий, блж. (†430)

оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий

Нечистые духи знали, что должен прийти Иисус Христос: они слышали об этом от ангелов, слышали от пророков и ожидали Его прихода. Ибо если бы не ждали, то почему закричали: «Что Тебе до нас? Ты пришел погубить нас прежде времени? Знаем, Кто Ты - Святый Божий» (ср. Мф. 8:29, Лк. 4:34).

Сильна вера, но нет в ней пользы, если она без любви. И демоны верили во Христа, поскольку веря, но не любя, они говорили: Что Тебе до нас? Веру имели, любви не имели - потому и были демонами. Не хвались верой, чтобы не уподобиться демонам.

Трактат на Евангелие от Иоанна


Вспомните вместе со мной, почему был прославлен Петр, почему он прослыл блаженным. Потому что сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16:16). Но ведь не слова он выразил, а состояние сердца; оно и сделало его блаженным. Хотите узнать, что блаженство Петра не в этих словах заключалось? То же говорили и демоны: «Знаем, Кто Ты; Ты - Сын Божий» (ср. Мф. 8:29, Лк. 8:28). «Сына Божьего исповедовал Петр, Сына Божьего исповедовали демоны; в чем разница, Господи?» - «Для меня это отличие ясно: Петр говорил в любви, демоны - в страхе…» - «Вот что скажи: разве демоны не верят и не трепещут?» - «Скажу тебе, - говорит, - различаю ясно: вера действует через любовь» (ср. Гал. 5:6).

Проповеди на Книгу Бытия


Из этих слов ясно, что демоны знали об этом, но не было в них любви. Они сильно страшились наказания от Него, а Его справедливости не любили. Он же настолько открывался им, насколько хотел; хотел же настолько, насколько было необходимо. Открывался им не как святым ангелам, которые всецело наслаждаются Его, Бога-Слова, причастностью к вечности, а как следовало открыться тем устрашаемым, от тиранической власти которых Он освобождает всех предназначенных для Своего Царства и для Своей славы, вечно истинной и истинно вечной. Значит, открывался демонам не как жизнь вечная и неугасаемый свет, освещающий праведников, у которых, когда видят свет, несущий веру, через эту веру очищаются сердца. Но открывался им посредством преходящих деяний силы Своей: через сокровенные знаки Своего присутствия, которые чувствам ангелов, пусть даже это будут злые духи, доступны более, нежели немощным людям.

О граде Божьем

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий

Поскольку завистью дьявола в мир вошла смерть (ср. Быт. 3), то спасительное исцеление должно было быть направлено против самого творца смерти… Присутствие Спасителя - оковы для демонов.

Изложение Евангелия от Марка

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 23-28 В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него. И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему? И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее

Злые духи называются «нечистыми» потому, что любят всякие нечистые дела. Выйти из человека бес почитает «погибелью» для себя. Злобные бесы и вообще вменяют в злострадание себе, когда не позволяется им делать людям зло. Притом, будучи плотолюбивы и привыкши услаждаться веществом, они как бы терпят большой голод, когда не живут в телах. Поэтому Господь и говорит, что бесовский род изгоняется постом. Нечистый не сказал Христу: Ты свят, поскольку и из пророков многие были святы, но сказал «Святый», то есть Единственный, в существе Своем Святый. Но Христос заставляет его молчать, дабы мы знали, что бесам должно заграждать уста, хотя бы они говорили и правду. Бес мечет и сильно трясет одержимого им, чтобы очевидцы, видя, от какого бедствия избавляется человек, ради чуда уверовали.

Толкование на Евангелие от Марка

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Ст. 23-26 В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал (когда Господь вошел в синагогу): оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас… Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него

Здесь образ столкновения мира Христа и мира земли. Мир земли не выносит мира Божия, и в душе, начавшей борьбу за добро, он ожесточенно выталкивает добро: «Оставь меня, это мне не годится… Это не для меня». И в первых схватках добра со злом, когда в душе, поддерживаемой Божией силой, начинает поборать мир добра, зло оставляет насиженное гнездо, всячески потрясая душу. Запомни. Такая же нетерпимость мира земли давит на христианскую душу и со стороны, со вне, когда душа соприкасается с миром земли.

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

23. В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал:
24. оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий.


   «Человек, одержимый духом нечистым»: бесноватый, см. прим. к Мф.4:24. Вероятно, что этот человек по временам только был одержим духом нечистым, а по временам был в здравом состоянии: ибо в противном случае он не был бы допущен в синагогальные собрания.

   «Вскричал»: в это время случился с человеком тем припадок беснования, выразившийся в крике, изобличавшем присутствие демона в человеке.

   «Оставь»: выражение страха перед силой и могуществом Господа и сознание собственного бессилия демона.

   «Что тебе» и пр.: см. примеч. к Мф.8:29.

   «Иисус Назарянин»: Иисус из Назарета; это как бы прозвание Господа по имени того города, где Он воспитывался. Из сопоставления этих слов с дальнейшим демонским исповеданием Господа, можно видеть в них и такую мысль: хотя Ты и происходишь из презираемого города, но я знаю Тебя, кто Ты и пр.

   «Погубить нас»: демон говорит и за себя, и за других таковых же; ибо если Господь его погубит, то конечно и других, и всех таких же, как он.

   «Погубить»: – это сильнее, чем выражение мучить – Мф.8:29; это значит разрушить, упразднить все демонское царство, а не только подвергнуть мучениям демонов.

   «Знаю Тебя»: демоны знали, что Иисус из Назарета есть Мессия, частью непосредственно, частью из чудесных действий Господа.

   «Святый Божий»: прикровенное обозначение достоинства Иисуса, как Мессии (ср. Лк.4:34. Деян.4:27. Ин.6:69, 10:36. Откр.3:7), прообразами коего были освященные и святые ветхозаветные, помазанники, цари, священники и пророки (см. прим. к Мф.1:1) «Нечистый не сказал Христу: Ты свят, поскольку и из пророков многие были святы, но сказал: святый (ο’ Αγιος) с прибавлением члена, т.е. единственный в существе Своем святый» (Феофил., ср. Афан. В. 4, 502).

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий

«Оставь» – по-гречески έα (это слово не встречается в данном месте Евангелия. – Прим. ред.). Это скорее восклицание, равняющееся нашему «ах» (ср. Иез.30:2).

«Что Тебе» (см. Мф.8:29).

«Назарянин». Так демон называет Христа, вероятно, имея целью возбудить к Нему недоверие в слушателях как к жителю презираемого города Назарета (ср. Ин.1:46).

«Святый Божий». В Ветхом Завете так названы первосвященник Аарон (Пс.105:16) и пророк Елисей (4Цар.6:9). Но здесь, очевидно, это выражение берется в особенном, исключительном смысле, как обозначающее божественное происхождение и божественную природу Мессии (ср. Мф.8:29: «Сын Божий»).

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 23-24 В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий

И бе в сонмище (был в синагоге). О синагоге чит. в объясн. (Мк.1:21). Их – жителей города Капернаума (чит. Мк. 1:21). Человек в дусе нечисте (одержимый духом нечистым) или, иначе, бесноватый. Бесноватые, это – такие люди, в которых входили бесы и овладевали их душевными и телесными силами. Известно, что со времени греха Адамова бесы получили некоторую силу и власть над людьми, как бы над своими пленниками и рабами (Еф. 2:2), поэтому они могли входить в людей, жить в них и мучить их, например, повергать в разные болезни: глухоты, немоты и т.п., как мы видим в Евангелии. Бесноватых особенно было много до Иисуса Христа, так как дьявол еще не был поражен Его крестной смертью. Со смертью же Иисуса Христа бесы потеряли эту свою силу. Но есть и могут быть бесноватые и теперь, по воле и попущению Божию. Бог попускает бесам входить в людей и мучить их за их греховную жизнь, особенно за гордость и нераскаянность. Некоторые не хотят признавать того, чтобы злые духи могли входить в людей и мучить их, и болезни бесноватых объясняют расстройством нервов. Но это неверно: потому что, во-первых, Христос и апостолы обращаются к бесноватым, именно как к людям, одержимым духами; во-вторых, духи в бесноватых говорят и действуют самостоятельно, как отличные от самих одержимых; они представляются оставляющими тело человека больного; в-третьих, Христос, разговаривая с духами, спрашивает об их имени, повелевает им молчать, изгоняет их, и они оставляют больного, и больной после того делается здоровым; в-четвертых, дух может овладевать способностями человека и даже его телесными действиями, потому что и между нами бывает так, что один управляет другим. – Бесноватый вскричал, т. е. в это время случился с ним припадок беснования, который выразился в крике, произведенном бесом.

Что Тебе до нас (что нам и тебе), т. е. какое Тебе дело до нас (2Цар. 16:10), Иисус Назарянин? Так называют Господа, потому что Он жил и воспитывался в Назарете (Мф. 2:23). Ты пришел погубить нас. Вем Тя, кто еси (знаю Тебя, кто Ты), Святой Божий. – Знаю Тебя и пр. Бесы знали в Иисусе Христе Мессию, Сына Божия, и считали Его врагом и повелителем своим, потому что видели, что Он пришел разрушить злые дела их, поэтому и говорят: Ты пришел погубить нас.

Один из духовных писателей замечает при этом: „Земля не познала своего Царя, пришедшего в образе одного из земнородных ее чад; но о Нем свидетельствовало небо (Лк. 2:11; 3:2; Мф. 3:17), а теперь свидетельствует ад“ (Сборн. Барс.).

По повествованию евангелиста Матфея об исцелении бесноватого в стране Гадаринской, бесы кричали: Ты пришел мучить нас (Мф. 8:29), т. е. как слуг сатаны, преследовать их, изгонять и ввергать в ад для мучения (Лк. 16:23; Откр. 14:10). Свящ. писание учит, что до времени страшного суда злым духам попущено искушать и иногда мучить людей; в день же суда они окончательно будут осуждены на вечные мучения, и злые люди вместе с ними (2Пет. 2:4; Иуд. гл. 6). Слово погубить сильнее, чем слово мучить. Оно значит разрушить, упразднить все демонское царство, а не только подвергать бесов мучению.

Святой Божий. Злой дух не сказал: Ты один из святых Божиих, которых много, но говорит: Ты еси Святой Божий, потому что Господь один свят по существу, другие же святы, как причастники благодати Его (Афан. Вел.).

Толкование на Евангелие от Марка

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible