Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Евангелие от Марка 1:17
И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.
Святые отцы
Прочие
- Евсевий Кесарийский (†339)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 16-20 Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним
Петр и Андрей сначала были учениками Предтечи, а когда увидели свидетельствованного Иоанном Иисуса, то присоединились к Нему. Потом, когда Иоанн был предан, они со скорбью перешли опять к своему прежнему занятию. Итак, Христос призывает их теперь во второй раз, ибо настоящее призывание есть уже второе. Заметь, что они питались от своих праведных трудов, а не от неправедных занятий. Такие люди стоили того, чтобы быть первыми учениками Христа. Тотчас бросив бывшее у них в руках, они пошли вслед за Ним; ибо не должно медлить, а должно тотчас же последовать. После сих уловляет Иакова и Иоанна. И эти, хотя сами были бедны, однако, пропитывали престарелого отца своего. Но они оставили отца не потому, что оставлять родителей доброе дело, но потому, что он хотел воспрепятствовать им последовать Господу. Так и ты, когда родители будут препятствовать тебе, оставь их и последуй Благому. Видно, Зеведей не веровал, но мать сих апостолов веровала и, когда умер Зеведей, также последовала Господу. Приметь же и сие, что прежде призывается деяние, а потом созерцание, ибо Петр есть образ деяния, потому что был пламенного характера и всегда предупреждал других, что свойственно деянию, Иоанн, напротив, представляет в себе созерцание, ибо был богослов по превосходству.
Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)
Ст. 16-17 Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков
Люди живут у моря жизни, и все они — рыболовы. Они кидают в море жизни сети души и ловят или ценное или сор жизни. Пойди к Начальнику лова — Богу — и через Него закидывай сети… И прежде всего поймаешь свою душу, а то ведь она на стороне, на глубоком «сорном дне».
Евсевий Кесарийский (†339)
И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков
И как же, - сказали бы, конечно, ученики, отвечая Учителю, - будет это для нас возможно? Как станем мы проповедовать, скажем, римлянам? Как будем беседовать с египтянами? С какими словами обратимся к эллинам - мы, люди, взращенные исключительно в сирийской речи? И как убедим персов, армян, халдеев и скифов, индийцев или другие варварские племена отступиться от их отеческих богов и начать почитать единого Создателя всей вселенной? На какую искусность в речах полагаясь, нам приступиться к этой задаче? Да и стоит ли нам рассчитывать на успех, когда проповедуемые нами законы заведомо находятся в противоречии с теми, что от века действуют у народов, то есть с законами об их собственных богах? Какая сила потребуется, чтобы подобное дерзновение обернулось удачей?
Доказательство в пользу Евангелия. См. также толкование на Мк. 1:16
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
17. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.
18. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.
19. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети;
20. и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.
Сказание ев. Марка о призвании рыбарей Андрея, Петра, Иакова и Иоанна Иисусом Христом буквально согласно со сказанием об этом ев. Матфея. См. Мф.4:18-22 и прим. к этим стихам.
«Оставив отца своего»: так сильна была в них вера в Господа Иисуса, уже прежде возбужденная, что даже кровные привязанности не могли противостоять ей, и они, ради высших целей, повинуясь голосу Господа, оставили отца родного.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 16-20 Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним
О призвании первых 4-х учеников см. комментарии к Мф.4:18–22. Евангелист Марк упоминает о работниках, какие были у Зеведея (стих 20), об этих работниках Матфей не говорит.
Призвание это, конечно, было уже не первое. Как видно из Евангелия Иоанна, означенные здесь четыре ученика были призваны к последованию за Христом уже давно – после крещения Христа на Иордане (Ин.1:35 и сл.).
Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков
Идите за Мною (приидите вслед Мене), т. е, будьте Моими последователями, учениками. Следовать за ним, значит быть учеником того, принять учение его (4Цар. 6:19). Я сделаю вас (сотворю вас быти) ловцами человеков, т. е. проповедниками Моего спасительного учения. Как неводом вы уловляете рыбу и привлекаете к себе, так учением вы будете уловлять людей и привлекать ко Мне, – в Мою церковь и царство небесное (слич. Лк. 5:10).