Скрыть
Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!»

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 11-12 Сион якоже нива изорется, потому что жрецы его на мзде учили закону. И Иерусалим будет пустынею, потому что пророцы его волхвоваху на сребре. И гора дому как дубрава копий. Сим Пророк возвещает, что храм окружат, и даже войдут в него, вооруженные враги. Говорит же сие Пророк, чтобы доказать Иудеям суетность надежды их на храм и город; ибо думали они, что Бог не попустит разорить храм и город, и что, ради храма и города, и сами они не погибнут.

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

Ст. 11-12 Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!» Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом

Исаия почти за тысячу лет видел Сион как кущу, тогда как град сей еще стоял, был украшен торжищами и был в славе. И другой пророк говорит: Сион распахан будет как поле (Мих 3:12); предсказывая то, что ныне при нас исполнилось. Примечай же точность в пророчестве; оно говорит: осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде (Ис 1:8). Ныне на местах этих везде почти огуречные гряды. Видишь ли, как святых просвещает Дух Святый? Итак, смотри, чтобы вместо Его, по причине сходства названия, не принять тебе другого духа, но старайся находить точные признаки.

Поучения огласительные

Григорий Богослов, свт. (†389)

Ст. 11-12 Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!» Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом

Божественный Михей не терпит, чтобы Сион созидаем был кровью, чьею бы ни было, и Иерусалим неправдой; чтобы старейшины его за подарки производили суд, священники учили за плату и пророки предвещали за деньги. И чем угрожает за это? Сион распахан будет как поле, Иерусалим сделается грудой развалин, и гора дома этого будет лесистым холмом (Мих 3:12). Оплакивая же такое оскудение добрых правителей, что едва остается где колос или стебель, когда и князь просит, и судья говорит из угождения, и восклицая почти следующими словами великого Давида: Спаси меня, Господи, ибо не стало праведных (Пс 11:2), пророк возвещает, что за это оскудеют у них блага, как бы поядаемые молью.

Слова

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 9–12 Слушайте это главы дома Иакова и судии дома Израиля, презирающие правосудие и извращающие все прямое, устрояющие Сион в крови и Иерусалим в беззаконии. Главы его судили за подарки, и священники его учили за плату, и пророки его предсказывали за деньги и успокаивались, надеясь на Господа, говоря: «Разве не Господь среди нас? Не придут на нас бедствия». Поэтому ради вас Сион будет распахан подобно полю, и Иерусалим будет как бы груда развалин, и гора храма [обратится] в гору, покрытую лесом

Никто не сомневается, что Иерусалим был подвергнут бедствиям за преступления, которые описываются в этом отрывке, потому что и выше уже была высказана угроза или против судей, или против лжепророков: «Слушайте главы дома Иакова и вожди дома Израиля;» а затем и после, спустя несколько стихов [говорится]: «Вот это говорит Господь на пророков, которые обольщают народ Мой» и проч. Теперь же [говорится] вообще и против судей, и против лжепророков, и против священников, и против тех, которые хвастаются [будто бы бывшим] к ним знамением от Господа. Речь пророка угрожает им и обличает их потому, что из-за преступлений их Сион должен быть распахан, как поле, Иерусалим разрушен [и обращен] в груду камней, а холм, на котором находится храм, обращен в лесистый холм. Что было сказано, то мы и видим вполне совершившимся; очи потверждают изречение уст; и [наше] наблюдение свидетельствует об исполнении пророчества. Это же самое свидетельство находится и в книге Иеремии (Иерем. XXVI, 18), где делается упоминание о Михее, и Иерусалим представляется опустошенным. Судьи и главы дома Иакова и дома Израиля, т. е. и двух, и десяти колен, не только не творили правосудия, но и презирали его, и извращали все прямое, чтобы как-нибудь не осталась в городе даже незначительная доля правосудия. Они созидали Сион на крови и Иерусалим на беззакониях, ограбляя бедных, погубляя невинных детей и умерщвляя святых. Если некоторые из судей как будто и судили справедливо, то это значит, что они продавали за деньги судебный приговор и судили за подарки. Даже священники учили народ не иначе, как за плату; и хотя святым говорится: Даром получили, даром и давайте (Мф. X, 8), однако они, только получив деньги от приносящих, с жадностью сребролюбцев продавали слово Божие и благодать Господню. И после всех этих злодеяний они, не понимая греха своего, как будто преступлениями они приобрели милость Божию, тщеславно говорят, что они – судьи, священники и пророки; по своему нераскаянному сердцу они повторяют: Господь среди нас, и не прядут на нас бедствия. А так как они не сотворили покаяния, и весь народ пошел по следам пороков [своих] вождей, священников и пророков, то Сион будет вспахан, как поле, и Иерусалим будет обращен в груду камней, а храм, до того времени блиставший золотом и серебром, будет приведен в состояние полнейшего разрушения. Это [говорится] о народе иудейском, настоящее пленение которого и полнейший разгром его определены, как вследствие вышеуказанных его преступлений, так в особенности вследствие пролития крови Господа. По этой же причине и Сион был вспахан, как поле, и Иерусалим был обращен в холмы, покрытые лесом, и оный храм, некогда чтимый и славный, обращен был в прах.

Если же кто-нибудь слова, относящиеся к Иерусалиму и Сиону, отнесет к церкви [ведь она есть дом Иакова и дом Израиля согласно написанному в книге Исаии: Иаков отрок Мой, Я прииму его (Ис. ХLI, 8) и следующим словам (апостола) к Тимофею: Чтобы ты знал, как должно тебе поступать в дому Божием, который есть церковь (1Тимоф. III, 15 ); тот явственно увидит, что главы дома Иакова и остатки из дома Израиля, или (как лучше написано в еврейском тексте) «судии дома Израиля» суть никто другой, как епископы, пресвитеры и диаконы, которые презирают справедливость и извращают все прямое, если только не сохраняют своего сердца со всякою тщательностию; в самом деле, разве не презирают они справедливости и не извращают все прямое, когда судят лицеприятно и [когда] при рассмотрении дела [у них] имеет значение не вина ответчиков, а их могущество. Но [это место] может быть понято и иначе, [именно]: что главы дома Иакова и судии дома Израиля презирают и ненавидят справедливость, отклоняя решение Судии Бога и извращая всякое правило [Св.] Писания превратными толкованиями; таким образом они созидают Сион на крови и Иерусалим на неправдах. Ибо когда Писание повелевает: Не вводи нечестивого под кровлю праведных (Притч. XXIV, 15) и говорит: мужа кровей и льстивого будет гнушаться Господь (Псал. V, 7); то эти [правители церкви], когда посвящают в клирики кого придется из своей свиты, являются ответственными за неверие тех, которые подвергаются соблазнам, так как жизнь [посвященных] выставляется на соблазн народа (Мф. XVIII, 6–9). Почему и говорится, что лучше было бы человеку, если бы на шею его был привязан мельничный жернов, приводимый в движение ослом, и человек тот брошен был в глубину моря, чем если соблазнится один из меньших [чад] церкви. И хотя пророк Малахия называет священников ангелами (Мал. II, 7), хотя уста их [называются] изречением Господа, однако они не судят без подарков, говоря: Дары ослепляют глаза даже мудрых и как бы узда на устах предотвращают строгий приговор(Второз. XVI. 19); и хотя апостолам говорится: Не имейте золота и серебра, и меди в поясах своих (Мф. X, 9), а из рук святого мужа отнимаются даже трудом приобретенные деньги, однако они торгуют словом Божиим и имеют прибыток от торговли голубями даже в храме.

Но и пророки Иерусалимские дают прорицания за деньги, не зная, что иное дело прорицание, а иное – пророчество; ведь прорицательство в Священном Писании никогда не понимается в хорошем смысле Не будет волшебства – говорит он, – во Иакове и прорицаний во Израиле (Числ. XXIII, 23) Правда, им казалось, что это есть пророчеcтво, но их пророчество обратилось в прорицание гадателей, потому что они получали деньги Апостол Петр говорит: Серебра и золота я не имею (Деян. III, 6); конечно, он мог продать Симону волхву то, чего этот просил; по крайней мере он мог притвориться продающим (ибо Дух Святой не может быть ни продаваемым, ни покупаемым); однако он осудил принесенные деньги вместе с принесшим их (Деян. VIII, 18–23). В настоящее время ты можешь видеть, что уста пророков Иерусалимских не имели пророчества, [хотя] они опирались как будто на Господа и говорили: Не придут на нас бедствия; и [вот] ради них место [особого] Провидения Божия возделывается неприятельским плугом, и место, некогда мирное, покрывается развалинами, а храм Господа обращается в терновый колючий лес и делается жилищем диких зверей. И никого не трогает то, что мы читаем в первой книге Царств, [именно]: что Саул, желая идти к Самуилу, сказал отроку своему, что он не имеет подарка, которым бы мог заплатить за предсказание; но отрок отвечал: «Вот в руке моей обрелась четвертая часть сикля денег и дам мужу Божию, и он возвестит нам путь наш» (1Цар. IX, 7 и дал.); ведь там не написано, что Самуил принял [деньги], и даже, что они предложили [их] ему; наоборот: они сами получают угощение у пророка и приглашаются им на пир. Но допусти, что он принял [деньги], все-таки скорее их следует считать платою за гостеприимство, чем подарком за предсказание. В самом деле, сикль имеет двадцать оболов, а четвертая часть сикля – это только пять оболов. Таким образом, и наши священники, если хотят продавать пророчество и предлагать голубей с кафедр своих, [подобных тем], которые некогда низверг Господь бичом (Ин. II, 15), то пусть получают пять оболов, а не плату, [равную стоимости] деревень.

Это же самое замечается и в третьей книге Царств, [именно]: что жена Иеровоама, кода заболел ее сын, направляется к Ахии, человеку Божию, неся ему хлебы, сушеный виноград и сосуд меда (3Цар. XIV, 1–3). И в самом деле, [там] говорится, что она понесла с собою, во не пишется, что он принял: ибо он и укорял ее, и предсказал ей грядущее горе. Возможно, что те, которые имели обыкновение ходить к гадателям (потому что среди Израиля было много гадателей и прорицателей), по своему дурному обыкновению думали такое самое и о пророках, и хотели делать приношения святым мужам, как обыкновенно приносили гадателям; и потому Писание рассказало, что таковые хотели, но оно не прибавляет, что они осмеливались сделать приношения, или что пророки принимали их. Апостол Павел говорит: Служащие жертвеннику 6ерут часть от жертвенника и живут (1Кор. IX, 13). О священнослужитель! тебе позволяется, чтобы ты жил от алтаря, но не роскошествовал. Волу молотящему уста не заграждаются (Там же ст. 9.) Мы знаем это, и однако этим позволением Апостол не злоупотребляет: имея средства к жизни и одежду, он доволен [ими]; день и ночь работает он руками своими, чтобы не быть кому-либо в тягость. И в посланиях он клятвенно уверяет, что он ходил во Евангелии Христовом свято и без скупости и не только о себе, но и об учениках своих утверждает тоже самое, – [именно]: что он никого не посылал для того, чтобы тот потребовал [или: мог], или хотел получить что-нибудь (1 Фессал. II, 5–11; 2 Фессал. III, 8–12). Если же в некоторых посланиях он благодарит [братий] и называет дары поcылающих благоволевием Божиим, то́ собирает их он не столько для себя, сколько для бедных святых, бывших во Иерусалиме. А святые, в бедности бывшие в Иерусалиме, это те, которые с самого начала уверовали во Христа из Иудеев и, будучи отвергнуты родителями и родственниками, и близкими своими, потеряли как владения свои, так и всю свою утварь вследствие разграбления со стороны священников храма и со стороны народа. Если [и теперь] есть такие бедные, то пусть [священники] принимают; но если под предлогом бедных обогащаются некоторые дома, и если мы вкушаем золото в стеклянных и глиняных сосудах, то или переменим и одежды соответственно скопленным сокровищам, или же бедное платье пусть не ищет богатства, как у сенаторов. Какая польза не иметь вокруг шеи платка для осушения пота! И что за удовольствие иметь только один хитон и предпочитать бедность в одежде, когда о кошельке нашем будет вздыхать вся толпа бедняков? По этой причине, ради себя самых – которые таковы, что устрояем Сион в крови и Иерусалим в неправдах, которые судим за подарки и даем ответы за плату, и даем прорицания за деньги и сверх этого, усвояя себе ложную святость, говорим: «Не придут на нас бедствия», – [ради себя] мы услышим грозный приговор Бога; он и следует далее: Сион и Иерусалим и холм храма – вместилище и место видения мира, – и Храм Христа будут в разрушении; а в конце [мира], когда любовь охладеет и вера сделается редкою, они будут распаханы, как поле, и обратятся в холмы и будут возвышенностями, покрытыми лесом в шалашом для хранения овощей, так что там, где были некогда обширные дома и бесчисленные груды плодов, будет едва заметная хижина, содержащая незначительное количество пищи, недостаточной, чтобы укрепить душу.

Книга толкований на пророка Михея


Ст. 11-12 Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!» Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом

О священнослужитель! Тебе позволяется, чтобы ты жил от алтаря, не роскошествовал. Не заграждай рта у вола молотящего (1Кор 9:9). Мы знаем это, и однако этим позволением апостол не злоупотребляет: имея средства к жизни и одежду, он доволен [ими]; день и ночь работает он руками своими, чтобы не быть кому- либо в тягость. И в посланиях он клятвенно уверяет, что он ходил в Евангелии Христа свято и без скупости. И не только о себе, но и об учениках своих утверждает то же самое: что он никого не посылал для того, чтобы тот требовал или хотел получить что- нибудь. Если же в некоторых посланиях он благодарит [братьев] и называет дары посылающих благоволением Божиим, то собирает их он не столько для себя, сколько для бедных святых, бывших в Иерусалиме. А святые, в бедности бывшие в Иерусалиме, - это те, которые с самого начала уверовали во Христа из иудеев и, будучи отвергнуты родителями и родственниками, и близкими своими, потеряли как владения свои, так и всю свою утварь вследствие разграбления со стороны священников храма и со стороны народа.

Если [и теперь] есть такие бедные, то пусть их принимают; но если под предлогом бедных обогащаются некоторые дома, и если мы принимаем пищу в золотых, стеклянных или керамических сосудах, то пусть или богатство переменит наши [христианские] обычаи, или же пусть обычаи бедности не ищут богатств сенаторов. <…>

Когда любовь охладеет и вера сделается редкою, Иерусалим и Сион будут распаханы, как поле, и обратятся в холмы и будут возвышенностями, покрытыми лесом и шалашом для хранения овощей, так что там, где были некогда обширные дома и бесчисленные поля хлебов, будет стоять бедная хижина с пищей, не достаточной для укрепления души.

Книга толкований на пророка Михея

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 8 А я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости, чтобы высказать Иакову преступление его и Израилю грех его.
Ст. 8 Аз же исполнен силы Духом Господним и судом и силою, еже возвестити Иакову нечестия его, и дому Израилеву грехи его.

Не осмелюсь поступить подобно оным беззаконным, но, возбуждаемый благодатью Святого Духа и исполненный таковой силы, с дерзновением буду обличать нечестие народа. И дав такое обещание, открыто обличать те беззакония, на какие отваживался народ, Пророк немедленно взывает:

Ст. 9-10 Слушайте же это, главы дома Иаковлева и князья дома Израилева, гнушающиеся правосудием и искривляющие все прямое, созидающие Сион кровью и Иерусалим – неправдою!
Ст. 9-10 Слышите сия старейшины дому Иаковля, и оставшии дому Израилева гнушающиися судом, и вся правая развращающии, Созидающии Сиона кровми, и Иерусалима неправдами.

Поставленные судиями, говорит Пророк, не захотели вы весов правды держать неуклонно, но не оказывали никакого уважения к справедливому, покушались же несправедливое показать справедливым, и в этой мысли наполнили Иерусалим не справедливо пролитой кровью. Князи позволяли подкупать их дарами, священники о том, что законно, давали ответы за деньги, и даром не хотели совершать божественной службы. И пророки, одержимые супротивными духами, за мзду делали ложное прорицание, за дары вводили в обман, и делая это, воображали, что пользуются Божиим содействием, и говорили:

Ст. 11 Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!»
Ст. 11 Не Господь ли в нас есть? не приидут на ны злая.

Итак, пoелику, живя во всяком беззаконии, напрасно подкрепляли вы себя Божиим именем, то познаете, что:

Ст. 12 Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом.
Ст. 12 Сего ради вас деля Сион, якоже нива изорется, и Иерусалим, яко овощное хранилище будет, и гора дому якоже луг дубравный.

Такое запустение, говорит Пророк, постигнет сей славный город, что дом Божий наполнится растениями, и уподобится дубраве; все пространство внутри городских стен, где прежде было тесно от жителей, подобно нивам вне городских оград, будет вспахано и засеяно, и Иерусалим ничем не отличится от овощного хранилища, которое по собрании плодов, когда стерегший его уходит домой, остается пустым. Сие же пришло в исполнении и при Навуходоносоре, который, взяв город, жителей его вместе с царем отвел пленниками; но в большей точности можно видеть исполнение пророчества после неистовства и бешенства, с какими Иудеи поступили со Спасителем нашим. Ибо славный оный храм, разоренный до основания, до настоящего времени предан совершенному запустению, и приходящие видеть не знают, где место прежнего святилища. Так божественная благодать, пророческими устами предрекши об оном храме, предвозвещает славу Церкви, уверовавшей в Господа Иисуса Христа.

Толкование на пророка Михея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!»

Пророк продолжает исчисление грехов, имеющих вызвать гнев Иеговы. - Священники его учат за плату: по закону Моисееву, в трудных для решения судебных делах судьи должны были обращаться к священникам и поступать «по закону, которому научат они и по определению, какое они скажут» (Втор XVII:8-11). Очевидно, священники за взятки извращали закон и поставляли несправедливые решения, за что и обличает их пророк. Тяжесть обличаемых пророком преступлений, при этом, особенно увеличивалась тем, что виновники их считали себя истинными чтителями Господа, уверены были в обитании Господа среди них и в Его защите от бед. С такими ложными воззрениями должен был позже бороться Иеремия (VII:4).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible