Скрыть
Sie verkündeten dem Volk meine Weisungen unverfälscht und gaben zuverlässig Auskunft; sie versahen ihren Dienst in ganzer Treue und in engster Verbindung mit mir. So bewahrten sie viele Menschen davor, Schuld auf sich zu laden.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Закон истины бе во устех его, и неправда не обретеся во устнах его. Он брал свою часть, а к Моей не прикасался. И в мире исправляяй иде со Мною; посему вопрошали его, как Ангела, чтобы из его уст научиться закону.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 5-6 Договор Мой с ним был договором жизни и мира, и дал Я ему страх, и он боялся Меня, и трепетал пред лицем имени Моего. Закон истины был на устах его, и неправды не находилось на языке его, в мире и правде ходил он со Мною и многих отвратил он от неправды. Ибо уста священника должны хранить познание, и закона ищут от уст его, ибо он есть вестник Господа воинств

От лица Божия здесь описывается служение священника совершенного, каковым он должен быть и каковым хотел иметь его Тот, Который поставил его. Действительно, выше Он сказал: Чтобы был [сохраняем] договор Мой с Левием, говорит Господь воинств. А чрез патриарха Левия перешел к потомкам, Аарону, Елеазару, Финеесу и прочим, происшедшим из этого колена; ныне же в конце говорит: Вы сделали не действительным договор с Левием. говорит Господь воинств. Из этого ясно видно, что обращенное к Левию относится к священникам и особенно к первосвященникам. В книге чисел мы читаем о Финеесе, который поразил копьем Замри [начальника из колена Симеонова] с блудницею Мадианитянкою: Финеес, сын Елеазара, сына Аарона первосвященника, отвратил гнев Мой от сынов Израилевых, ибо он возревновал ревностию по Мне вместо них (contra eos); посему Я не утратил сынов Израиля в ревности Моей, говоря так: Вот Я дам [Вульг: даю] ему завет мира, а будет ему и семени его после него в завет священства вечного за то, что он обнаружил ревность к Богу своему и был заступником сынов Израилевых (Чис. XXV, 8 – 13). А под заветом или договором жизни мы должны разуметь завет не о той жизни, которая у нас одинакова с животными я всеми скотами, но обетование о Той Жизни, Которая говорит: Я есмь жизнь new:in:16:06(Ин. XVI, 6). Ибо жизнь наша со Христом сокрыта в Боге (Кол. III, 3), о Котором мы можем сказать, что Он же есть и мир наш, как это подтверждается словами Апостола. Ибо Он есть мир наш (Еф. II, 14). Итак, Господь дал Левию, а чрез него и потомкам его, чтобы они боялись Бога, ибо начало премудрости страх Господень (Пс. СХ, 10); они будут трепетать пред лицем Его, или в смирении отступать, показывая страх душевный трепетом телесным согласно тому, что написано: На ком Я успокоюсь, только на кротком и смиренном и трепещущем слов Моих (Ис. LXVI, 2). Закон истины будет на устах его, т. е. учительство народа, которое не должно быть в священнике возмущено ничем лживым, но должно проистекать из истинного источника всецело. И неправда не найдена на языке его, так что он подражает Господу своему, о Котором говорится: Который греха не сотворил и лесть не нашлась на устах Его (1Пет. II, 22). В правде и мире ходил он со мною, так что и сам в себе имеет мир и других примиряет, а на суде не принимает [в расчет] никакого лица; он так ходит с Богом, как ходил Енох, который вознесен к Господу и потом не был найден (Быт. V, 24). И многих отвратим от неправды. Священник, не исправляющий тех, которые падают, погубляет дело священства. Уста священника будут хранить познание, не сказал: будут подавать, но: будут хранить, т. е. будут говорить в должное время и дадут пищу вверенным их попечению. И закона будут искать от уст его. То же самое пишется у пророка Аггея: Спросите священников о законе Господнем (Аг. II, 12). К обязанности священника относится давать ответ на вопрошаемое о законе. Тот, который будет покрывать любящего неведение в остальном и небрегущего [о познании] в священном Писании, напрасно хвалится высоким служением, обязанностей которого он не выполняет. Эго именно предусматривается в словах Апостола к Титу: Да будет в силах убедительно наставлять в здравом учении и противящихся обличать (Тит. 1, 9), и к Тимофею: Ибо ты из детства познал Священное Писание, могущее наставить тебя ко спасению, чтобы обличать грешников пред всеми (2Тим. III, 15). Далее следует: Ибо он есть ангел Господа воинств. Ездра, священник Божий показывает значение своего имени, т. е. Малахия, которое значит Ангел Господа. А ангелом, т. е. вестником, священник Божий называется в самом истинном значении слова, ибо он есть посредник между Богом и людьми, и возвещает народу Божию волю Его. Вот для чего на груди священника полагается слово судное. (Исх. XXIX), а в нем – учение и истина, – именно, чтобы мы знали, что священник должен быть ученым и провозгласителем Божественной истины. – Некоторые неправильно полагают, что все сказанное Левию и чрез Левия к священникам должно разуметь в отношении ко Христу: они не обращают внимания на то, что дальнейшее в пророчестве не соответствует (contraria) лицу Христа.

Толкование на пророка Малахию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Закон бе истины во устех его, и неправда не обретеся во устнах его. В мире исправляяй иде со мною и многи отврати от неправды

Закон бе истины во устех его, и неправда не обретеся во устнах его. Повелевал ведь закон избегать лжи, говорить прямо и правдиво и стараться в каждом деле творить суд правильный и непревратный (ср. Исх. 23:6–7; Лев. 24:22). А истиной, кажется, опять называет Господа нашего Иисуса Христа, Коего закон, говорит, носили на своих устах ведшие священноприличное житие. Ведь если и был, как я сказал, в сенях закон, но было в нем изображение истины и предуказание в письменах на евангельские откровения, ибо в прообразах мы должны находить значение служения в духе. А что Христов был откровенный древним чрез Моисея закон, в сем убедит Спаситель, говоря: «не мните, яко приидох разорити закон, или пророки: не приидох разорити, но исполнити. Аминь бо глаголю вам: дондеже пребудет небо и земля, иота едина, или едина черта не прейдет от закона, донжеже вся будут» (Мф. 5:17–18).

В мире исправляяй иде со мною и многи отврати от неправды. Мир имеет к Богу (Рим. 5:1) – что под этим можем разуметь мы и другие знатоки божественных словес, кроме того, чтобы думать и поступать так, как Он желает, и никоим образом не прогневлять Его, а напротив – стремиться иметь доброславное поведение и совершать достодолжную и законосообразную жизнь? Так и божественный Павел провозгласил нам: «оправдившеся убо верою, мир имамы к Богу» (Рим. 5:1). Так чтим мы, ведая, Сущего по естеству и истинного Владыку. А воздавая почтение и твари, при владычестве над нашим умом нечистого и мерзостного греха, мы противимся Владыке и как бы становимся на сражение против Него, поднимая жестокую выю и уже стараясь неповиноваться и упорствовать. И в этом удостоверит ученик Спасителя, говоря: «не весте ли, яко любы мира вражда Богу есть? и иже восхощет друг быти миру, враг Божий» становится (Иак. 4:4). Но обратившись чрез веру к Богу всяческих с уничтожением греха, при отсутствии всякого препятствия и когда никто не отлучит нас от близости к Нему, – мы как бы соединяемся с Ним посредством всякой благопристойности, пойдем прямым путем и будем ступать по истинно прекрасной стезе, направляя на нее себя самих и других. Но стараться быть в таком состоянии всего более приличествует святым священнослужителям, о коих можно со всей справедливостью сказать: «в мире исправляяй иде со мною и многи отврати от неправды». Ведь подчиненные всегда почти идут во след благоповедения своих начальников, и кои (из начальников) ходят прямым путем, те спасают многих и легко убеждают их, оставив жизнь необузданную и проклятую, и нравы неправедные, предпочесть и любить превосходнейшее и достославнейшее, – что может заслуживать похвалу у Бога и людей.

Толкование на пророка Малахию.

Феодорит Кирский, блж. (†457)

    Ст. 6-7. Закон истины был в устах его, и неправды не обреталось на языке его; в мире и правде он ходил со Мною и многих отвратил от греха. Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа.

    Ибо грех производит вражду на Бога, а правда установляет мир. Посему говорит Бог: Аарон, идя путем правым, храня истину и ужасаясь неправды, пользовался Моими милостями, и наслаждаясь миром Моим, для многих заблуждающихся соделался руководителем к Истине. Ибо справедливость требует иерею преимущественно быть делателем Божиих законов; потому что поставлен он быть учителем других, и ему поручено истолковывать словеса Божии, он возвещающий другим Божию волю.

Толкование на пророка Малахию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Закон истины был в устах его, и неправды не обреталось на языке его; в мире и правде он ходил со Мною и многих отвратил от греха

Прежде в устах Левия постоянно был закон истины. Это значит, что священники в своих требованиях, обращенных к приносителям жертв, руководились только предписаниями Моисеева закона, не отступая от них ни на йоту. Той неправды, тех неосновательных извинений, какие измыслили теперь священники в оправдание приносителям негодных жертв, в те далекие времена еще не высказывали служители алтаря. Левий ходил, т. е. жил спокойно (в мире), потому жил по правде, как требовал закон Иеговы. Он отвращал от греха многих — не так поступал, как нынешние священники, которые своею излишнею снисходительностью наводят многих на мысль обмануть Бога через принесение негодного животного вместо беспорочного (ср. I:14).

См. также Толкование на Мал. 2:1

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible