Скрыть
Вы скажете: «за что?» За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 8, 13-14 Вы же уклонистеся от пути и изнемоществисте многих. Слезы покрыли дом Господень. Яко Господь засвидетельствова между тобою, и между женою юности твоея, юже оставил еси.

Священники брали себе жен Хананеянок и нарушали супружескую верность к своим женам. Оставленные жены приходили во святилище и проливали там слезы. Почему священник, обличая такие дела мужей, говорил: сие последнее ваше дело покрыло слезами дом Господень.

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Вы скажете: «за что?» За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя

«Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно» – и, желая показать, сколь велико это зло [развод], и лишить сделавшего это всякого оправдания, дальнейшими словами уси­ливает осуждение, продолжая так: «она подруга твоя и законная жена твоя». Смотри: сколько он исчисляет прав: во-первых, со стороны возраста, «жена юности твоей»; далее, со стороны потреб­ности: «она подруга твоя и законная жена твоя»; потом, со стороны образа сотворения: «часть духа твоего».

Беседа на слова: Жена связана законом, доколе жив муж ее

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 13–16 А сверх того вот еще что вы сделали: вы покрыли жертвенник Господа слезами, – плачет и рыданием [Вульгата: громким воплем], так что Я не буду больше взирать на жертву и не приму никакого умилостивительного приношения от руки вашей. А вы сказали: «По какой причине»? Потому, что Господь был свидетелем между тобою и между женою юности твоей, к которой ты отнесся с пренебрежением; а она – соучастница твоя, и жена по договору с тобою. Но разве не Он один создал [вас] и не остается ли дух Его? И чего ищет [Сей] один, как не семени Божия? Итак сохраняйте дух ваш, а жены юности твоей не презирай. Когда ты ненавидишь ее, то отпусти, говорит Господь Бог Израилев; и несправедливость покроет одежду его, говорит Господь воинств. Храните дух ваш и не будьте пренебрежительны

Разъясним прошедшие события и, приспособляя к каждому отдельному выражению (singulis versiculis) краткие рассуждения, выясним то, что нам передано от Евреев. Покинутые Израильские женщины, видя на ложах мужей женщин чуждых народов, прибегали к помощи одного только Бога, днем и ночью простираясь со слезным плачем пред жертвенником Господним, и с рыданиями и воплями ропща на промышление Его, как бы не взирающее на дела человеческие и не оказывающее помощи в несчастьях [или: несчастным]. Посему Бог говорит, что Он не может принять приношения и жертвы от рук священников, которые допустили это; так как такому принятию препятствием служит горький плач женщин; кроме того на их вопрос: «Почему Он не примет жертвы от рук их», Он непосредственно вслед затем отвечает: Потому что Господь свидетельствовал между тобою и между женою юности твоей, которою ты пренебрег; Он говорит: Посему оставит человек отца и матерь и прилепится к жене своей, и будут два в плоть едину (Быт. 2:24); посему она и называется соучастницею и женою по договору и по единству, созданною Богом от ребра мужа, И остается дух его, т. е. Бога, – как полагают одни, – или мужа, – как думают другие потому, что вследствие сильного чувства они оба кажутся имеющими некоторым образом одну душу, как соединенные по духу и нераздельные по мысли. Посему так как Один и Тот же создал обоих, т. е. мужа и жену, то и союз их обоих создан Богом, чтобы рождались дети. Ибо чего один Бог хочет, как не семени Божия, т. е. сынов, рожденных от Израильского рода. Итак когда у вас есть плодовитые супруги, и вы наслаждаетесь потомством, почему вы ищете женской красоты, которая пригодна [более] для любовниц, чем, для жен. Поэтому Бог заповедует чрез пророка и говорит: Храните дух ваш, чтобы не увлекаться похотью и не поддаваться любви к чужеземкам. И не относись с презрением к жене юности твоей, чтобы первоначально соединенная с тобою девственным браком непрестанно была с тобою до самой старости. Но могло быть и так, что вожди и священники, и левиты, и народ ответят: „Бог чрез Моисея повелел, чтобы, когда мы сильно ненавидим жен, отпускали их“. Таким образом [это место] должно читать так: «Ты говоришь мне, [вот] написано: Когда ты сильно ненавидишь жену твою, отпусти ее, говорит Господь Бог Израилев» (Втор.24:1 и далее). На это возражение Он непосредственно отвечает: «Правда, это написано в законе, но по жестокосердию вашему». Это с большею полнотою излагается в Евангелии: А кто за исключением случая прелюбодеяния несправедливо отпустит жену [свою] (Мф. 5:32), неправда покроет одежду того, т. е. тело, которое покрывает душу, говорит Господь воинств, так что чем он согрешает, тем он и будет наказан. Посему разрешив этот вопрос, Он снова внушает чрез повторение того же: Храните дух ваш и не будьте пренебрежительны [подразумевая при сем] или к заботе о духе вашем, или, может быть, к жене, хотя бы она была бедна и некрасива. То, что мы истолковали в точном соответствии с книгою Ездры относительно покинутых жен, другие признают сказанным вообще о тех, которые похищают чужое и, собирая неправедное, осмеливаются приносить в жертву Богу такие дары, которых Он не может принять никоим образом, ибо препятствием к тому служат слезы, рыдания и вопли тех, которые подверглись ограблению; эти толкователи соединяют настоящее место с известным изречением Писания: Почти Бога от праведных трудов твоих (Притч. 3:9). Кроме того они видят здесь еще и тот смысл, что некоторые люди вследствие потери своего достояния, или вследствие погибели детей, или вследствие кораблекрушения и других бедствия, приведших человека к потере временных благ (rerum saecularium), обращаются к слезам и всецело предаются рыданиям и воплям, а не презирают всего этого с твердостию духа, ободряемые надеждою на Бога и обещаниями наград в будущем; таковые люди хотя бы и обратили молитву к Богу, не будут услышаны от Него, потому что они обезчестили себя неприличными, несвойственными мужам, рыданиями. А следующие за сим слова: Ибо Господь свидетельствовал между тобою и женою юности твоей, которую ты презрел; и она – соучастница твоя [или: часть твоя] и жена по договору, или: завету; и не другой создал [ее], и [есть она] остаток духа твоего объясняют так, что под женою юности разумеют природный рассудок, и закон, написанный в сердце, вложенный во всех людей, по которому люди, даже и не имеющие закона, по естеству творят законное: об этой супруге будто бы провозглашается и в притчах: От Бога жена дается в супружество мужу (Притч. 19:14), и мы получаем повеление пить воду только из наших сосудов и источников, и никто не должен быть соучастником в нашем питьи, и мы должны увеселяться с женою юности нашей. Эта супруга побуждает даже неверующих говорить: Бог да судит, Бог да увидит (Суд. 11:27), и Ему я позволяю судить обо всем между мною и между тобою; об этой жене говорит и Екклезиаст: Проводи жизнь с женою, которую ты возлюбил во все дни суеты твоей, которые даны тебе под солнцем (Еккл. 9:9). Эта жена постоянно пребывает с духом нашим, потому что всегда соединена с нашим чувством; если она отступает от нас, то мы непосредственно затем оскорбляем Бога, и покрывает нас наше несчастие. Почему снова повторяется: Храните дух ваш, не плоть, живущие в которой не могут быть угодными Богу (Рим. 8:8), не [низшую] душу, ибо душевный человек не принимает того, что свойственно духу (1Кор. 2:14), но дух, ибо дух взывает за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8:26).

Толкование на пророка Малахию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 14-15 И ресте (скажете): чесо ради Господь засвидетелствова между тобою и между женою юности твоея, юже оставил еси. И та общница твоя и жена завета твоего, и не иначе сотвори, и останок духа его. И ресте: что ино кроме семене ищет Бог

На такие частые обвинения Божии и убеждения любить единоплеменниц и удаляться иностранок, избегая браков, кои воспретил сам божественный закон, – они неразумно говорили: «что ино кроме семене ищет Бог?» Сказано ведь, в заповеди Моисеевой: «не будет безчаден, ниже неплоды» у сынов Израилевых (Исх. 23:26). Также и к Аврааму сказал негде Бог всяческих: «умножая умножу семя твое, яко звезды небесныя» множеством (Быт. 22 ср. Исх. 32:13). Итак, Божественная цель имеет в виду многочадие и деторождение, чтобы благодать обетования, данного Аврааму, достигла подобающего ей осуществления. Но от чужестранок или соплеменниц совершится это нами, безразлично для Бога, ибо обещанное достигает осуществления. Итак, «скажете, – говорит, – чесо ради Господь засвидетелствова между тобою и между женою юности твоея, юже оставил еси?». Но если вы хотите говорить это «чесо ради засвидетелствова» и почему повелел не отсылать сожительницу, то на сие скажу и Я: подумай о том, что «она общница твоя и жена завета твоего», то есть единая плоть с тобою (Быт. 2:23–24) и сожительствует по закону и «не иначе» ее создал «Бог». Она же есть, думаю, и «останок духа его», и муж как бы смешан телесно и душевно с той, которую сочетала с ним подзаконная религия. И как они стали одним телом, так и неким образом и одной душою, так как их связует любовь и божественный закон соединяет в единодушие. Итак, называет жену останком духа мужа и как бы частью его души по причине единения, разумею то, что единодушием любви они становиться как бы одно. Посему не обвиняйте, выходя из границ должного разума, Бога, как будто Он несправедливо упрекает изгоняющих от очага жену юности и общницу завета и духа, соединенную телесно. Думаю я, что и премудрейший Павел, подвигнутый этим, написал в послании уверовавшим во Христа: «привязался ли еси жене? не ищи разрешения» (1Кор. 7:27). Сказал негде и Сам Спаситель: «иже Аще пустит жену свою,… разве словесе любодейнаго, творит ю прелюбодействовати: и пущеницею женяйся, прелюбодействует» (Мф. 5:31–32 ср. Мф. 19:9). Вопрошавшим же любопрителям из саддукеев: за что «Моисей заповеда дати книгу распустную» и отделиться от жены (Мф. 19:7), – сказал опять: «яко Моисей по жестосердию вашему заповедовал, от начала же не бысть тако» (Мф. 19:8), – ибо Образовавший «мужеский пол и женский сотворил я есть» (Мф. 19:4), – «еже убо Бог сочета, человек да не разлучает» (Мф. 19:6).

Толкование на пророка Малахию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

    Обращает Бог речь к иному обвинению, и обвиняет их в том, что оставив супруг своих, имеют беззаконные связи с другими женами:

Ст. 13-14. И вот еще что вы делаете: вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем, так что Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилостивительной жертвы из рук ваших. Вы скажете: «за что?» За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя.

Ст. 13-14 (церк-сл.) И сия́, я́же ненави́дех, твори́сте: покрыва́сте слеза́ми олта́рь Госпо́день, и пла́чем и воздыха́нием от трудо́в: еще́ ли досто́йно призрети на же́ртву [ва́шу], или́ прия́ти прия́тно из ру́к ва́ших? И ресте: чесо́ ра́ди? Я́ко Госпо́дь засвидетельствова между́ тобо́ю и между́ жено́ю ю́ности твоея́, ю́же оста́вил еси́, и та́ о́бщница твоя́ и жена́ завета твоего́.

    «И сия́, я́же ненави́дех, твори́сте»
  - Жалок тот, кто любит, что ненавидит Бог. 
    «покрыва́сте слеза́ми олта́рь Госпо́день, и пла́чем и воздыха́нием от трудо́в» -  Обиженные мужьями своими жены, не находя себе защиты, предаваясь сетованию и слезам, взывали к праведному Судие; делать же это принуждены были угнетавшею их скорбию. Это и выражено у Пророка словами: «от трудо́в».
    И когда вы так поступаете, «еще́ ли досто́йно призрети на же́ртву ва́шу?».
    "Вы скажете: «за что?»" -
Беззаконие ваше свидетельствует, что приносимое вами мерзко; а вы остаетесь еще безчувственными, и показываете вид, что не знаете сему причины. Посему, водясь обычным долготерпением, открою вам эту причину: "За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя"
   

Толкование на пророка Малахию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Вы скажете: «за что?» За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя

Господь гневается на таких мужей особенно потому, что Он был свидетелем тех обетов, какие были даны супругами. Это может обозначать или то, что браки заключались пред лицом невидимо присутствовавшего Иеговы (ср. Быт. 31:50), или же то, что первоначально Бог установил единобрачие, создал Адаму только одну жену, показывая этим, что он не должен был с нею никогда разводиться (Быт. 2:24). — Женою юности — т. е. ты с нею пережил самое лучшее время жизни — юность и, поэтому, должен всегда любить и жалеть ее.

См. также Толкование на Мал. 2:10

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible