Скрыть
Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 31-37 И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние. И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью. Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом: оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему. И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят? И разнесся слух о Нем по всем окрестным местам. Поскольку ни разум, ни учение не привлекают неверных к вере, то Господь присоединяет чудотворения, как самое действительное средство. Итак, творит чудеса в Капернауме, ибо жители сего города были самые неверные и для веры нуждались во многих чудесах. Итак, когда Он достаточно научил, и притом как имеющий власть (ибо Он не говорил: «Это говорит Господь», но: «Я говорю вам», потому что Он был не из числа пророков, но истинный Сын Божий), после этого присоединяет и чудо, именно: исцеляет мучимого бесом. Бес сначала обнаруживает вражду, чтобы свидетельство его было достовернее, потом приводит свидетельство: «знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий». Сначала упрекает Его: зачем Ты пришел сюда погубить нас? Потом ласкает Его, думая, что Господь, увлеченный лаской, оставит его. Но Господь, научая не пользоваться свидетельством и представлением от беса, говорит: «замолчи и выйди из него». Впрочем, позволяет бесу повергнуть человека, чтобы присутствующие узнали, что он подлинно имеет беса, которому и слова принадлежали, хотя орудием был язык человека. И все говорили друг другу, удивляясь случившемуся и говоря: что это за слово, то есть что это за повеление, которым Он повелевает: выйди из него и замолчи? - Знай же, что и ныне многие имеют бесов, именно те, кои исполняют пожелания бесов; например, кто гневлив, тот имеет беса гнева. Но когда придет Иисус в синагогу, то есть когда ум будет сосредоточен, а не рассеян, тогда скажет бесу гнева, доселе неукротимому: «замолчи»; и он тотчас выйдет из человека, повергнув его на средину. Что же значит бросить на средину, знай: человек должен быть ни совершенно гневлив и раздражителен, ибо это свойственно зверям, ни совершенно безгневен, ибо это свойственно бесчувственному, но идти средним путем и иметь гнев против злобы. Итак, когда дух лукавый бросит кого-нибудь на средину, то уходит от него.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом: оставь; что́ Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий. Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему. И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?

Исцеление бесноватого в синагоге Капернаумской, см. Мк.1:21-27 и прим.
– «Нимало не повредив»: несмотря на то, что в злобе поверг его среди синагоги, – черта, замечаемая только ев. Лукой.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 33-37 Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом: оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему. И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят? И разнесся слух о Нем по всем окрестным местам

См. также Толкование на Мк. 1:23–27

«Нечистого духа бесовского» – правильнее: «духа демона нечистого». К слову «демон» прибавлено употребленное и у Марка прилагательное «нечистый» ввиду того, что у греков слово «демон» (δαιμόνιον) не означало непременно существо злое или нечистое.

«Оставь». Это не глагол, а просто восклицание: «Га!» (έα!), выражающее удивление, смешанное с ужасом.

«Нимало не повредив ему –» замечание, находящееся только у одного Луки.

«Что это значит» – точнее: что это за слово или речь такая? В 32-м стихе удивление выражается пред учением Христа, здесь – пред Его повелениями (стих 35).

«Что Он» (стих 36) – правильнее: потому что Он: Евангелист указывает причину, вызвавшую удивление.

«Со властью и силою». Первое (ἐξουσία) означает – Христос, второе (δύναμις) – силу, какая получается отсюда.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

И запрети ему Иисус, глаголя: премолчи и изыди из него. И поверг его бес посреде, изыде из него, никакоже вредив его

Запретил (запрети). Ангел и Апостол имеют право запрещать именем другого (Иуд. 9), но Христос запрещет Своим собственным.

Премолчи (замолчи), т. е. не говори о том, что Я Мессия. Запрет дает бесам Господь говорить о Себе, как о Мессии, с одной стороны, потому, что оглашать это было неблаговременно, а с другой – потому, что царство Христово не нуждается в таких проповедниках, каковы демоны (Мих.). Св. Афанасий Алекс. пишет: «Господь наложил. молчание на беса и запретил ему говорить, чтобы он вместе с истиною не посеял своей злобы, и чтобы мы приобучились не внимать бесам, хотя, по-видимому, говорят они и истину. Ибо нам, имея у себя Божественное писание, неприлично учиться у диавола, который совратился в своих мыслях.» Поверг его бес посреде (посреди синагоги). – поверг для того, чтобы в последний раз пред выходом из человека, вследствие повеления Христова, нанести ему возможное зло, помучить его. У еванг. Марка прибавлено: возопи гласом велиим (вскричал громким голосом) (Мк. 1:26). Это – выражение злобы и бессилия противиться побуждающей его силе Христовой.

Толкование на Евангелие от Луки

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible