Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Евангелие от Луки 20:47
которые поедают до́мы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.
Прочие
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
Предостережение от книжников – лицемерных самохвалов изложено у ев. Луки буквально сходно с изложением этого у ев. Марка Мк.12:38-40. Оба они сообщают лишь нечто малое из той длинной обличительной речи Господа против фарисеев и книжников, какая изложена у ев. Матфея в главе Мф.23-й.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 39-47 На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал. И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им: как говорят, что Христос есть Сын Давидов, а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему? И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим: остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение
«Некоторые из книжников» (стих 39). Согласно евангелисту Марку, это сказал один книжник, ведший со Христом разговор о наибольшей заповеди (Мк.12:32). Так как евангелист Лука этот разговор уже привел выше (Лк.10:25 и сл.), то здесь он его опускает, а упоминает только о результате этого разговора – об отзыве книжника или «некоторых книжников», как он выразился.
«И уже не смели спрашивать Его ни о чем» (стих 40). Здесь также евангелист Лука повторяет сообщение Марка (Мк.12:34).
«Как говорят…» (стихи 41–44). (См. Мк.12:35–37).
«И когда слушал весь народ…» (стихи 45–47). (См. Мк.12:38–40). Различие между Марком и Лукой здесь состоит в том, что, согласно первому, предостережение Господом высказано пред множеством народа и для народа, а согласно Луке – обращено было к ученикам Христовым. Примирить это различие можно так: Господь говорил в настоящем случае вслух всего народа (Марк), но обращался прямо к ученикам Своим (Лука).
Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
иже снедают домы вдовиц и виною далече молятся: сии приимут лишше осуждение
Которые поедают (иже снедают) домы вдовиц. Посредством ложной набожности, напр., продолжительной молитвы, фарисеи достигали того, что становились распорядителями совести и имущества набожных женщин, вдов и вообще бедных людей, и заставляли их делать пожертвования в свою пользу, даже объявлять себя наследниками имущества, в предосуждение и с обидою истинных наследников. (Иннок.) Значит, фарисеи под предлогом благочестия обижали не только богатых, но и бедных людей.
Лицемерно (виною далече) долго молятся. Фарисеи любили молиться на видных местах, – чтобы видели и хвалили их за это другие; они молились по долгу, – но лицемерно, тоже на показ другим, а не по влечению сердца (Чит. Мф. 6:5).
Они (сии) примут тем большее (лишше), осуждение. «Если всякий, делающий зло, заслуживает наказание, говорит св. Златоуст, поясняя эти слова: то какому же жестокому наказанию подвергнутся фарисеи, принимающие на себя образ благочестия и злоупотребляющие его для прикрытия своих злых дел?»