Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Евангелие от Луки 20:46
остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах,
Прочие
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
- Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
Предостережение от книжников – лицемерных самохвалов изложено у ев. Луки буквально сходно с изложением этого у ев. Марка Мк.12:38-40. Оба они сообщают лишь нечто малое из той длинной обличительной речи Господа против фарисеев и книжников, какая изложена у ев. Матфея в главе Мф.23-й.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 39-47 На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал. И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им: как говорят, что Христос есть Сын Давидов, а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему? И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим: остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение
«Некоторые из книжников» (стих 39). Согласно евангелисту Марку, это сказал один книжник, ведший со Христом разговор о наибольшей заповеди (Мк.12:32). Так как евангелист Лука этот разговор уже привел выше (Лк.10:25 и сл.), то здесь он его опускает, а упоминает только о результате этого разговора – об отзыве книжника или «некоторых книжников», как он выразился.
«И уже не смели спрашивать Его ни о чем» (стих 40). Здесь также евангелист Лука повторяет сообщение Марка (Мк.12:34).
«Как говорят…» (стихи 41–44). (См. Мк.12:35–37).
«И когда слушал весь народ…» (стихи 45–47). (См. Мк.12:38–40). Различие между Марком и Лукой здесь состоит в том, что, согласно первому, предостережение Господом высказано пред множеством народа и для народа, а согласно Луке – обращено было к ученикам Христовым. Примирить это различие можно так: Господь говорил в настоящем случае вслух всего народа (Марк), но обращался прямо к ученикам Своим (Лука).
Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
Ст. 45-46 Слышащым же всем людем, рече учеником Своим: внемлите себе от книжник хотящих ходити во одеждах и любящих целования на торжищих и председания на сонмищих и преждевозлежания на вечерях
Предостережение от фарисеев и книжников, любивших честь и корысть и отличавшихся лицемерием, изложено у еванг. Луки совершенно одинаково с Марком (Мк. 12:38-40). Еванг. Матфей излагает (Мф. гл.23) длинную речь Господа в обличение сих лиц, но Марк и Лука приводят очень немногое из этой речи. Еванг. Матфей привел речь Господа всецело потому, что он писал свое Евангелие для христиан из иудеев, и для них эта речь Христова была и понятна, и полезна, как характеризующая оставленных ими, их ложных духовных руководителей. Еванг. же Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, а Лука для одного лица, некоего Феофила, для которых речь Христова мало могла быть понятна и не могла иметь особенного значения.
Фарисеи любили ходить в длинных одеждах, – отличая себя тем пред другими, т. е. для важности. У еванг. Матфея сказано: увеличивают воскрилия одежд своих. Воскрилия, это шнурки синего цвета, предназначенного для одежды священников. Моисей предписал, чтобы у каждого еврея к концам одежды был нашит синий шнурок для напоминания, что еврейский народ должен быть народом священным (Чис. 15:38 и дал. Втор. 22:12). Фарисеи же и эти шнурки, для тщеславия, увеличили очень много (чит. объясн. Мф. 23:5).
Фарисеи любили целования на торжищах (приветствия в народных собраниях); председания на сонмищах (в синагогах), т. е. фарисеи любили сидеть в синагогах впереди, – на тех местах, кои находились близ кафедры и обыкновенно занимались старцами; председания на сонмищах (в синагогах). Преждевозлежания на вечерях (возлежания на пиршествах). Все это указывало, что фарисеи были очень тщеславны, везде отличали себя от других и искали почета и уважения себе, и во всем этом Господь обличал фарисеев и ранее (Лк. 11:43. Там чит. объяснение указанных их тщеславных поступков).
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
Лк.20:46. «Любят ходить» – указывает на незаконное присваивание книжниками покроя одежд священников для тщеславия. Священники носят длинные одежды не для тщеславия, а как форму одеяния, установленную Церковью.
Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими