Скрыть
Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.

Святые отцы

Прочие

Максим Исповедник, прп. (†662)

Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться

Что в Евангелии означает женщина, которая была скорчена восемнадцать лет?

Посредством скорченной женщины обозначается душа,тремя своими силами привязанная к чувственному. Ведь если число шесть — ибо за шесть дней был приведен к бытию чувственный мир — помножить на три, то получится восемнадцать. Если эта душа посредством покаяния придет к Слову и Богу, то сделается здоровой — не согбенной более к земному, а рассматривающей небесную красоту.

Вопросы и затруднения


<…> скрюченная женщина есть естество или душа, которые через прельщения диавола склоняют к материи всю силу духовного делания.

Вопросоответы к Фалассию

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 10-17 В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи; она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его

Недуг этот с упоминаемой женщиной случился по насилию диавольскому, как и Господь говорит: «которую связал сатана вот уже восемнадцать лет». Быть может, сатана мучил ее потому, что она оставлена была Богом за какие-нибудь преступления, Ибо он, когда попущается ему свыше от Бога, причиняет всевозможные неприятности телам людей (Иов. 2, 6-7). Он и в начале был виновником того, что мы лишились нетления, в котором были созданы (Прем. 2, 23), и что мы соединены теперь с телом болезненным и способным к недугам. Ибо мы это разумеем под кожаными ризами (Быт. 3, 21). Господь самым богоприличным и полновластным повелением прогоняет болезнь этой женщины и возлагает на нее руки, чтобы мы познали, что силу и действие Слова носила эта святая плоть. Ибо она была собственная Его плоть, а не другого кого, существующего отдельно от Него и собственнолично, как представляется нечестивому Несторию. Такова благость Господа, и так Он помиловал создание Свое! А сатана, сначала связавший женщину, в досаде на ее освобождение, так как он еще более зла желал причинить ей, связывает завистью начальника синагоги и его устами хулит чудо. Так он везде противится добру! Сей негодует на то, что исцеление совершено в субботу, но Господь обличает его прекрасным примером неразумных животных. Поэтому не только он, но и все прочие, противившиеся Иисусу, стыдились при таких словах Его. Ибо очень неразумно было возбранять исцеление человека в субботу потому, что будто бы в субботу предписано хранить бездействие. Итак, противившиеся Иисусу стыдились этих слов Его, а народ радовался о делах Его. Тогда как те не радовались о делах, но растаивали завистью при чудесах Христовых, народ, получая пользу от знамений, пользуясь исцелениями, радовался. - Понимай, пожалуй, чудеса эти и относительно внутреннего человека. Ибо душа бывает скорчена, когда она склоняется к заботам только о житейском и не помышляет ни о чем небесном или божественном. Почему и говорится, что она болит восемнадцать лет. Ибо кто погрешает в соблюдении заповедей Закона Божия, которых «десять», и слаб в уповании на «восьмой» век, о том говорится, что он скорчен восемнадцать лет. Ужели не скорчен тот, кто, будучи привязан к земле и постоянно согрешая, нарушает заповеди и не принимает будущего века? Но Господь исцеляет такую душу в субботу и в синагоге. Ибо когда кто соберет в себе помыслы исповедания (ибо Иуда означает исповедание) и будет хранить (субботу), то есть бездействие во зле, тогда Иисус исцеляет его не словом только, говоря ему: освобожден ты от недуга своего, но и возложением рук.

Толкование на Евангелие от Луки

Феолипт Филадельфийский, свт. (†1325)

Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться

Потому Евангелист называет женщину скорченной, что вместе с душой, тяготеющей к наслаждениям плоти, и тело, вопреки своему прямому положению, стало также склоняться вниз к земле. Ведь тело претерпело то же самое, что раньше претерпела душа, чтобы душа смогла, исходя из видимой немощи тела, почувствовать [свою] незримую болезнь. Душа благорасположилась к плоти, и тело склонилось к земле; связь души с телом породила наслаждение, а скорченность тела и [тяготение его] к земле произвели на свет муку: как душа и тело совместно наслаждались, так они вместе и мучились. Соответствуют этому и слова Исаии: И преклонися человек, и смирися муж (Ис 2:9). Приклонился ум, [проис­шедший] свыше и рождённый, чтобы устремлять взор свой горе, а также предназначенный для того, чтобы вместе с собой вознести вверх и тяжеловесное бремя тела, пребывающего долу; а смирилось тело – согбенное и склонившееся к земле. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Мф 6:23). Свидетельствует [о правильности] сказанного и количество времени наказания: ведь женщина пребывала в узах сатаны восемнадцать лет, не утруждаясь ни в делании заповедей, обозначаемым числом десять, и не прилагая попечения о будущем веке, на которое намекает число восемь. Можно соотнести с этим и сказанное пророком Давидом: Преклонится и падет, внегда ему обладати убогими (Пс 9:31). [Человек] преклонится мыслью вследствие дружбы с тем, что принадлежит веку настоящему, а вместе [с мыслью его] преклонится также и тело вследствие неделания добра. Причина [этого] заключается в том, что преклонившийся вместе [с душой] ум, обладающий властью [над ней], восстаёт вследствие [своей страстной] любви к плоти против заповедей Того, Кто обнищал ради воспринятой от нас плоти, чтобы мы обогатились Божеством воспринявшего [наше естество] Христа.

Сама же женщина является образом тех из иудеев, которые веруют во Христа. Ибо уверовавшие из них были до Пришествия [во плоти] Христа скорченными и мыслью, и сгибались [под игом] дел, исполняемых в соответствии с законом [Моисея]; а будучи привержены к букве [Писания] и следуя телесному закону, они были не в силах устремлять взор свой горе к духу [закона]. Когда Тот, Кто пребывал горе, оказался долу, чтобы дольнее сочетать с горним, и когда истинный Свет засиял для пребывающих на земле, разгоняя прообразы и тени и являя зрелую красоту духа, – тогда те, которые не были скованы узами зависти и которые не притупили зрение души мглой буквы, притекли ко Христу. Ибо подобно скорченной освобождаются они властью Христовой от немощи закона, сковывающего Израиль восемнадцать лет; иносказательно понимаемое, [это число означает следующее]: восемь – обрезание на восьмой день (Быт 17:9–14), а десять – десятый день, в который брался агнец в жертвоприношение для празднования Пасхи (Исх 12:1–14). Они, разумеется, [теперь] привязаны ко Христу, Который через крещение обрезывает всякий грех и через Крест приносит Себя в жертву за нас, удаляя грех от [всего] мира. Ибо от таинства Домостроительства по Христу и от того, что невероятным образом было совершено Им, они познали следующее: символы закона и возвещания пророков осуществляются во Христе. Кроме того, [эти иудеи познали, что] закон буквы немоществует по сравнению с совершенством, а совершенство и исполнение закона есть Сам Христос, ведь Он говорит: Я пришел не нарушить, но исполнить закон (Мф 5:17). Поэтому они, оставив телесный закон как [своего] детоводителя, достигли Законоположника и буквы, и духа, став причастниками духовного закона.

Увещевания. Духовное толкование чуда [исцеления] скорченной женщины, возводящее к таинству наилучшего образа жизни

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.  Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.  И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. 

– «Восемнадцать лет»: долговременность болезни увеличивала славу чуда.
– «Имевшая духа немощи»: по характеру выражения немощь женщины происходила от злого духа, как показывают и дальнейшие слова Спасителя – связал сатана (ст. 16).
– «Подозвал и сказал» и пр.: примечательно, что исцеление последовало не по просьбе женщины, и Господь даже не спрашивал о вере ее, как то делает в подобных случаях. Вероятно, Он видел в сердце этой женщины живую веру, по которой она, несмотря на болезненное свое состояние, не переставала приходить к общественному богослужению в синагоге, где могла находить утешение себе и духовное облегчение от немощи телесной.
– «Освобождаешься – и возложил на нее руки»: по всемогущему слову Его и чудодейственному возложению рук женщина тотчас выздоровела, и от полноты глубокой благодарности стала славословить Бога.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 10-17 В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его

Об исцелении Христом скорченной женщины в субботу говорит только евангелист Лука. В синагоге в субботу Господь исцелил скорченную женщину, – хотя косвенно, в своем обращении к народу, – и начальник синагоги поставил Ему это действие в вину, так как Христос нарушил субботний покой. Тогда Христос обличил лицемерного ревнителя закона и подобных ему, указав на то, что и по субботам иудеи водят поить свой скот, нарушая таким действием предписанный им покой. Это обличение заставило устыдиться противников Христа, а народ стал выражать радость по поводу совершаемых Христом чудес.

«Духа немощи» (стих 11), т. е. беса, который ослаблял ее мускулы (см. стих 16).

«Ты освобождаешься» (стих 12) – точнее: «ты освобождена» (ἀπολέλυσαι), наступающее событие представлено в этом выражении как уже совершившееся.

«Начальник синагоги» (стих 14; см. Мф.4:23).

«Негодуя, что Иисус исцелил в субботу» (стих 14; см. Мк.3:2).

«Сказал народу» (стих 14). Прямо обратиться ко Христу он боялся ввиду того, что народ очевидно стоял на стороне Христа (ср. стих 17).

«Лицемер» (стих 15) – по более точному чтению: «лицемеры». Так называет Господь начальника синагоги и других представителей духовной власти, стоявших на стороне этого начальника (Евфимий Зигабен) за то, что они под видом соблюдения в точности закона о субботе хотели посрамить Христа.

«Не ведет ли…» (стих 15). Согласно Талмуду, животных поить разрешалось и в субботу.

«Сию же дочь Авраамову…» (стих 16). Господь делает заключение высказанной в 15-м стихе мысли. Если для животных нарушается строгость закона о субботе, то уже для женщины, происшедшей от великого Авраама, можно нарушить субботу – освободить эту страдалицу от болезни, которую навел на нее сатана (сатана представляется связавшим ее посредством какого-то из своих служителей – бесов).

«О всех славных делах» (стих 17) – пропущено: бывающих или совершающихся (τοῖς γενομένοις). Этим дела Христовы обозначены как продолжающиеся.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 10-11 Бяше же учя на единем от сонмищ в субботу: и се, жена бе имущи дух недужен лет осмьнадесять, и бе сляка и не могущи восклонитися отнюд

На едином от сонмищ (в одной из синагог). Синагога, это – еврейский молитвенный дом. (О синагоге чит. в объясн. Лк. 4:16). Учил в субботу потому, что в синагогах по субботам иудеи занимались чтением и объяснением закона. Жена имущи дух недужен (дух немощи). Эти слова, как равно и дальнейшие: юже связа (которую связал) сатана (Лк. 13:16) показывают, что причиною болезни женщины был бес, т. е. он подверг ее болезни (см. ниже). Известно, что до времени крестной смерти Господа бесы имели большую силу над людьми (чит. в объясн. Лк. 4:33).

Толкование на Евангелие от Луки

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible