Скрыть
все заклятое, что заклято от людей, не выкупается: оно должно быть предано смерти.

Прочие

Георгий Константинович Властов (†1899)

Все заклятое, что заклято от людей, не выкупается; оно должно быть предано смерти.

«Все заклятое предается смерти». Животное заклятое, «херем», не могло быть выкуплено, оно должно было быть предано смерти. Дом или поле оставались навечно собственностью храма. Но здесь возникает вопрос, при каких случаях мог быть заклятым человек, который, по смыслу этого закона, должен был так же быть предан смерти? Что первенцы посвященные выкупались (Исх. 13:13; 34:20, Чис. 18:15), и что люди посвященные выкупались (Лев. 27:1-8), мы знаем из предыдущих текстов. Поэтому заклятие человека надо считать тождественным с казнью. Таким образом, человек, отдавший детей своих Молоху, по-видимому, предавался заклятию (ср. Лев. 20:2-5), именно потому, что он отнял семя свое у Господа и отдал гнусному идолослужению. Исторически мы имеем объяснение примерами заклятия. Так, Иисус Навин заклинает Иерихон (Нав. 6:17); и Ахан, взявший заклятую вещь, сам был заклят (Нав. 7:1,12) и предан смерти (Нав. 7:25). Так, в 1Цар. 15:3 Амалик был предан заклятию, хотя Саул не послушался Самуила (1Цар. 15:18-19), но Самуил убил заклятого Царя Амаликова Агага, чтобы исполнить заклятие. Так, в 3Цар. 20:42, пророк упрекает Ахава Самарийского, что он выпустил из рук Венадада Сирийского, заклятого Господом. Во Втор. 7:2 приказано предать заклятию народы Ханаанские в их национальности, т. е. жертвенники их разрушать, столбы сокрушить, рощи вырубить, истуканы сжечь: так объяснено заклятие в Втор. 7:5. Случай обета Иеффая (Суд. 11:31-39), обрекший всесожжению то, что выйдет из ворот его дома, едва ли может служить примером заклятия, потому что в Суд. 11:39 не сказано, что он принес в жертву дочь свою, а сказано только, что «она но познала мужа», т. е. она сделалась собственностью Господней и, по всей вероятности, служила оставаясь в девстве, при скинии, которая стояла тогда в Силоне. Разница между жертвой и херем (заклятым) заключалась главней не в том, что жертва приносилась только из определенных животных, и притом без порока. Заклятое не было жертвой и не могло приноситься в жертву, потому что заклинали, как мы видели, людей вредных и преступных, предназначенных к казни Божией или людской. Но не всегда и заклятые люди были предаваемы смерти: так жители Гаваона (Евеяне), которые были закляты вместе с другими народами Ханаанскими, были обращены в дровосеков и водоносов для жертвенника Господня (Нав. 9:27). В позднейшие времена мы видим, что более сорока человек Иудеев заклялись не есть и не пить, пока не убьют Апостола Павла (Деян. 23:12-14). О. Герлах делает по поводу заклятия такое замечание, что заклятие есть совершенно противоположенное действие всесожжению: как последнее действие было приятной жертвой Господу, приносимое из чистейших и лучших даров Его, так заклятие, напротив, обнимало те действия людские и тех людей, которые были врагами Израиля и законов Господних.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 28-29 Только все заклятое, что под заклятием отдает человек Господу из своей собственности, - человека ли, скотину ли, поле ли своего владения, - не продается и не выкупается: все заклятое есть великая святыня Господня; все заклятое, что заклято от людей, не выкупается: оно должно быть предано смерти

Не допускает никакого выкупа «все заклятое, cherem (слав. «обет»), что под заклятием отдает человек Иегове из своей собственности, человека ли, скотину ли, поле ли…» Заклятое — херем, во-первых, есть «qodesch qodaschim lajhovah, великая святыня Господня» и, как такое, никоим образом, не может быть предметом владения или пользования человека (ст. 28); во-вторых, заклятое — человек или скотина — не может остаться в живых, а должно быть предано смерти (ст. 29). Чтобы обречение на смерть человека имело моральное основание и религиозное освящение, оно у народа Божия могло простираться на лица и народы, враждующие против Царства Божия (ср. Чис ХХI:2; Втор XIII:16; Haв VI:17; VII:12; 1 Цар ХV:18–19; 3Цар XX:42).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible