New Testament: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Левит 15:5
And whoever touches his bed shall wash his clothes and bathe in water, and be unclean until evening.
Святые отцы
Прочие
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Почему закон называет нечистым изливающего семя?
Говорил уже я, что посредством естественного наставляет он в нравственном и одним научает, сколько трудно другое. Ибо если нечисто течение, бывающее по естественным причинам, то тем паче беззаконна похотливость. А также учит избегать и сближения с подобными людьми. Ибо назвал нечистым приближающегося к изливающему семя (Лев.15:5, Лев.15:10). А что все, происходящее по причинам естественным, не есть по самой истине нечисто, показывает это сам закон. Ибо, если изливающий семя прикоснется к глиняному сосуду, закон повелевает оный разбить, а если к медному или деревянному, – омыть водою; но надлежало бы и их разбивать, подобно глиняным сосудам, если бы действительно был нечист страждущий сим недугом. Так, называет нечистым и того, с кем бывает сие во сне и кто преспит с женою по закону брака (Лев.15:18), хотя Сам Бог постановил закон о браке, и притом это был закон первый. Ибо сказано: «сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину» (Быт.2:24). Почему же называет нечистым преспавшего по закону? Явно, что сим учит умеренности в супружеском общении и вразумляет, что в супружеский союз вступают для чадорождения, а не для сластолюбия, посему преспавших называет нечистыми и повелевает употреблять очищение, чтобы труд очищения препятствовал частому общению. Но божественный апостол, пиша к совершенным, говорит: «честна женитва и ложе нескверно; блудником же и прелюбодеем судит Бог» (Евр.13:4).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Речь идет о какой-то болезни мужского полового органа (basar, плоть вместо pudenda, ср. ст. 19; Иез.16:26; Иез.23:20), но не о семятечении (как в Вульгате: qui patitur fluxum seminis). Определить болезнь в терминах современной медицины трудно. По Бейеру (de hemorroidibus ех lege mosaica impuris, ad Levit. Comment, Lips. 1792), это — геморрой, текучий и стоячий или слепой, но это противоречит указанию текста на половой характер болезни. По Михаэлису, Розенмюллеру и др., это — так называемый gonorrea virulenta или триппер, но известность его древним евреям ничем не подтверждается.
Кажется, лучше принять мнение Маймонида, что данная болезнь состояла в крайнем ослаблении половых частей мужчины, вследствие чего гнойная жидкость истекала непроизвольно (помимо влияний климата, на происхождение этой болезни влиять могла необузданная неумеренность половых союзов у евреев). В таком болезненном состоянии человек не только сам был нечист в первой степени, но и передавал нечистоту (во второй меньшей степени — на один день) всем другим лицам и всем вещам и предметам, которых он так или иначе касался. Однако больной не подвергался никакому принудительному отлучению или даже надзору со стороны кого-либо; он сам должен был знать, когда будет в состоянии войти в общение с другими членами общества (ср. Втор.23:11-12). Но общение его с святилищем требовало, во-первых, семидневного срока домашнего очищения его (ст. 13) и, во-вторых, жертвенного очищения выздоровевшего, бывшего, вследствие болезни, отлученным от святилища; приносились два голубя или горлицы — в жертву греха и во всесожжение.