Скрыть
но человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 6-7 Не имать бо от земли изыти труд, ни от гор прозябнути болезнь: но человек раждается на труд, птенцы же суповы высоко парят

«И птенцы поднимут перья свои над ним» (текст Пешитты). Эти слова указывают на то, что грех является причиной страданий, которые терпит человек. В другом смысле мы можем понимать так: ангелы как «сыны крылатые» посланы Богом либо для нашего исправления и наказания, когда мы совершаем преступления, либо для защиты и спасения нас, когда мы раскаялись.

Комментарий на Книгу Иова

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 6-7 Не имать бо от земли изыти труд, ни от гор прозябнути болезнь: но человек раждается на труд, птенцы же суповы высоко парят

Что же? Разве пользуются особенным промышлением? Нет, поелику ни земля, ни горы, так как лишены чувства: это, говорит, естественный предмет, бессильный избегнуть несчастия. Чтобы не сказал кто-либо, что праведен, говорит, что природа человеческая такова, не безгрешна. Таким образом, Елифаз приводит доказательство от природы и говорит, что человеку свойственно быть испытываемым посредством несчастий. Тотчас по рождении он обречен на труд, и вся жизнь полна работы и горя. Поэтому наша природа стоит ниже того, что производится землею и горами, как заключающая печаль в рождении и возрастании. Птицам дано беспечально летать и без труда собирать пищу; для человека это невозможно помимо труда.

Отрывки на (книгу) блаженного Иова

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

но человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх

Нравственный смысл

Человек рождается для труда, и птица для полета. Для труда человек рождается потому, что тот, кто принял дар рассудка, видит, что ему невозможно пройти это время путешествия своего без печали. Поэтому Павел, когда перечислял свои мучения ученикам, справедливо добавил: Ибо вы сами знаете, что так нам суждено (1 Фесс. 3:3). Но, когда плоть истязается плетью, то ум, который должен устремляться к вышним, действительно поднимается, как снова свидетельствует Павел, говоря: Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2Кор. 4:16). Итак, человек для труда рождается и птица для полета, потому что ум тем более устремляется к вершине, чем суровее плоть трудится в смирении.

Наименование «человек» может также обозначать жизнь плотских людей. Что и Павел говорит: Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли? (1Кор. 3:3). И немного позже добавил, говоря: и не по человеческому ли [обычаю] поступаете? (1Кор. 3:3). Итак, в этой жизни человек рождается для трудов, потому что каждый плотской человек, когда жаждет преходящего, поражает себя множеством своих желаний. Обременительным трудом является искать славу проходящей жизни, найдя ее, всякий раз завоевывать, и, завоевав, с осторожностью оберегать. Обременительный труд состоит в том, чтобы захватывать ее с великой усталостью потому что тот, который захватывает, узнает, что долго удержать ее не может. Так как святые мужи не любят преходящее, то они не только не питают никакой тяжести временного желания, но и если каким-то образом случаются бедствия, то они не страдают в самих своих тяготах и усталости. Что опаснее бича? Однако же о побитых плетью апостолах написано: Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие (Деян. 5:41). Итак, что есть труд для умов тех, которым и наказание бичами не есть труд? Итак, человек рождается для труда, потому что тот, кто жадно ищет блага этого мира, истинно ощущает его зло. Действительно, ум, который обращен к вышним, тем самым двигается против всего внешнего (мирского). Поэтому хорошо добавлено: И птицы для полета. Душа настолько освобождает себя от печали трудов, насколько она возвышается упованием на вышних. Не был ли как птица, рожденная для полета, Павел, перенесший так много скорбей и сказавший: Наше же жительство – на небесах (Фил. 3:20)? И снова: Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный (2Кор. 5:1).Он был словно птица, которая уже перелетела самую глубину и все еще остается телом на земле, но крылья надежды уже поднявшая вверх.

Моралии на книгу Иова

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

но человек раждается на труд, птенцы же суповы высоко парят

Страдания – необходимый удел человека на земле. Но страдания человек принимает с принуждением, как некое насилие. Значит, они не являются нормою для нас, а норма есть счастье. Отсюда прямой вывод: на земле человек не может иметь счастья для себя, и в то же время счастье есть норма человеческой жизни, следовательно, оно будет лишь в жизни будущей, ибо иначе вся наша жизнь бессмысленна… И христианская вера учит, что человеческая жизнь вовсе не кончается смертью, а только начинается, что после скорбей земли будет вечная радостная жизнь, лишь бы люди не шли против Бога, Который блаженство вечное приготовил еще от создания мира всем идущим к Нему – верующим и исполняющим Его заповеди.

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания

архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)

Человек для бедствия рождается, как сыны молнии, летая, поднимаются вверх.

Человек, по мнению Елифаза, сам виною бедствий своей жизни. Птицы могут летать по всем направлениям. Нe по какой-либо естественной необходимости, но только по собственному влечению, они поднимаются вверх. И человек возвышается несправедливостями по собственному желанию. Но чем выше поднимается он пред своими ближними, тем бедственнее бывает его низвержение.
Первый член этого стиха переводят обыкновенно так: человек рождается для труда. Но в таком случае эта мысль не имела бы связи с предыдущими и противоречила бы мыслям Елифаза, который говорить о несчастиях человека, а не о трудах. Еврейское слово амал значить обременение, как то, которое делают нам другие, так и то, которое мы сами себе причиняем.

Книга Иова в русском переводе с кратким объяснением

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-7 Так, не из праха выходит горе, и не из земли вырастает беда; но человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх

Наблюдаемые Елифазом случаи гибели грешника дают ему право установить то общее положение, что причина страданий и бедствий - не вне человека, а в нем самом. Его природа такова («человек рождается на страдание»), что он совершает преступление, за которым неизбежно следует возмездие. Данное свойство так же неотъемлемо у человека, как у искры - свойство подниматься вверх (евр. «решеф» употребляется и переводится в различных, значениях: в Пс. 77:48 - словом «молния», в Пс. 75:4 - «стрелы»; «решеф». Втор. 32:24 и Авв. 3:5 LXX, Онкелос, Акила и Симмах передают словом «птица». Последнее значение усвояют данному выражению греческое и славянское чтение настоящего стиха: «птенцы суповы», т. е. «коршуна»).

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible