Скрыть
он ложится под тенистыми деревьями, под кровом тростника и в болотах;

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 15-19 горы приносят ему пищу, и там все звери полевые играют; он ложится под тенистыми деревьями, под кровом тростника и в болотах; тенистые дерева покрывают его своею тенью; ивы при ручьях окружают его; вот, он пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его. Возьмет ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром?

Взойдя же на гору крутую, сотворил радость четвероногим в Тартаре. То есть звери подняли голову вверх, когда тот [зверь] удалился на высоты. Для того Он сотворил этих двух зверей огромными, чтобы ты узнал, что Он может все сделать таким, но не делает, потому что [все] сотворил для твоей пользы. Посмотри, как [этот зверь] соблюдает собственные законы: он обитает в той части моря, которая несудоходна. Какая от них польза? - скажет кто-нибудь. Мы точно не знаем тайную пользу этих зверей, но если нужно что-то ответить, [мы скажем], что они ведут нас к богопознанию.

Комментарий на Книгу Иова

архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)

Ст. Иов. 40:10-19
 

     Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол;
     Мы удержали с Вулгатою и Сирским переводчиком Еврейское слово бегемот, и разумеем под оным слона. Бегемот, как множественное от – бегема – собственно значит звери; но по Еврейскому словоупотреблению сие слово может означать превосходную степень одного рода зверей, большего зверя. 
     Другие толковники разумеют под ним нильскую лошадь
    
Бог создал слона подле человека, то есть так, что подле него спокойно могут жить люди и другие звери. Если бы слон, при своей величине, крепости и благоразумии, был так хищен и кровожаден, как лев, тигр и волк: то люди и животные давно бы оставили те страны, в коих живут слоны. Но премудрый Творец предотвратил сию опасность, дав величайшему и, при первом взгляде, ужасному четвероногому животному, такую кроткую природу, что он не причиняет никакого страдания человеку, если не будет раздражён, и даже малейшему животному даёт полную свободу есть подле него траву и играть.
     Благость премудрого Творца открывается и в том, что слон ест траву, как вол. Он питается корою, кореньями, древесными плодами, травою, листьями, ветвями и даже слабым деревом. Каждый день отвешивают в пищу слону 150 фунтов травы. Если бы он был плотоядным животным: то люди и другие животные не были бы безопасны от него; вся земля обнажилась бы от живых творений, которые должны были бы удовлетворять его голоду.

     вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его;
     Сила и крепость слона описывается с тем намерением, чтобы показать, как премудр и благ Бог к людям, когда сему мощному животному, которое могло бы причинять много вреда, дал кроткую природу, по которой оно не только безвредно, но и полезно людям для многих целей.

     поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены;
     Хобот слона есть собственно его удлинённый нос. В этом, ему одному из всех животных принадлежащем, члене, обнаруживает он величайшую крепость и ловкость. Поскольку хобот его мясист и снабжен многими нервами: то он может обращать его на все стороны. Он сравнивается с великим кедром по своей длине. Этим чудным орудием, как насосом, всасывает он воду, разрывает пучки листьев и подносит их к устам, поднимает с земли самые малые монеты, щиплет цветы, отпирает и запирает двери, перевертывая ключ, и развязывает даже узлы на верёвках, если они связаны надлежащим образом. Хобот слона так силен, что он вырывает им деревья из земли и переламываете кости у самых крепких лошадей.

     ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья;
     Кости и жилы его так крепки, что можно подумать, что они железные или медные. На клыках слон носит 1000 фунтов и кроме того на спине около сорока центнеров. Древние, употреблявшие слонов на войне, ставили на спине их деревянные башни, в коих находилось по 32 вооружённых воина. См. 1Мак.6:37.

     это – верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой;
     Слон есть образцовое творение Божие, буквально – первенец верх (первенец) путей Божиих; никакое животное не открывает на себе столько премудрости и благости Божией, как слон, который отличается от всех животных своею величиною, крепостью, переимчивости, ловкостью, стыдливостью, верностью, благодарностью, памятью и продолжительною жизнью, и приближается к человеку.
     Меч, который дал слону Творец, это суть два больших, из верхней челюсти на обеих сторонах выходящие, и имеющие в длину по восемь футов, клыка, между коими спускается хобот в виде кожаной, морщиноватой, круглой трубы. Аравитяне называют сии клыки мечами, и слон, если он разгорячен, действует ими как мечём, обсекая даже деревья. Но обыкновенно он употребляет сей меч не для опустошения, а для срезания травы на горах, где он ищет себе корм. 
     Впрочем, из этого стиха с особенною ясностью видно, что, согласно с общим характером Ветхозаветного Откровения в видимом изображать духовное, в образе этого зверя, «первенца из созданий Божиих», указуется истинный враждебник Иова – падший Денница, из светлых духов ниспавший до духовного зверства. Толкование святых Отцов подтверждает эту мысль.

     горы приносят ему пищу, и там все звери полевые играют;
     Слон не принадлежит к кровожадным животным, коих должны трепетать и бегать другие животные; он живёт травою, растущею на горах, и оставляет других животных спокойно пастись на траве и играть вокруг себя. Если же путь лежит чрез стадо; то он кротко сдвигает своим хоботом на сторону животное, заграждающее ему путь, дабы не раздавить его. Не смотря на свою величину и крепость, он не обижает ни людей, ни животных, если не вынудят его к тому для защищения себя, или своих детей.

      он ложится под тенистыми деревьями, под кровом тростника и в болотах;
      Лотосовое дерево есть род тёрна, имеет многие сучья и листья, цветёт дважды в году, и даёт два раза плоды, похожие на наши вишни и имеющие хороший запах и приятный вкус. Оно растет в болотистых странах. Что слон любит находиться в рощах и в тени дерев, именно под лотосом, это заметили древние естествоиспытатели.

      тенистые дерева покрывают его своею тенью; ивы при ручьях окружают его;
      Слоны любят быть на реках и ручьях; поскольку они ежедневно купаются в воде. Даже ручных слонов надобно по нескольку раз в день водить на воду, в которую они входят по брюхо, a прочие части тела, находящиеся над водою, обильно орошают водою посредством хобота. 

      вот, он пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его.
      Если река, на берегах коей живет слон, выступает из своих берегов, доходит до челюстей слона: то он не имеет нужды страшиться сего и бежать на возвышенные места. Ибо при 15-ти футах вышины и при необыкновенной крепости его, вода не может свалить его с ног или подняться выше спины его. Но если и это случается: то он может поднять вверх свой хобот в девять футов длины, и им доставать чрез воду воздух. Таким образом, слоны проходят чрез величайшие реки без опасности. Притом же слоны, не смотря на своё тяжелое тело, могут очень хорошо плавать.
      Когда говорится, что хотя бы Иордан поднимался к устам его; то не должно думать, что на Иордане водятся слоны. Отечество их Африка, Аравия, и Индия. Смысл слов следующий: если в странах, где живут слоны, разливается и бушует река, по величине и быстроте не уступающая Иордану, и поднимается к устам слона: то он не имеет причин бояться сего. Ибо он может дышать и под водою, посредством своего хобота, поднимаемого им вверх, а в случае нужды может плавать. Иордан разливается во время жатвы и крайне бушует; посему он лучше соответствовал сей картине.

      Возьмет ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром?
      Слон, при своей величине, крепости и способности, столь кроток и тих, что его можно изловить без особенной хитрости, как будто пред его глазами, и продеть ему, как ручному верблюду, веревку чрез нос.

Книга Иова в русском переводе с кратким объяснением

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 16-17 он ложится под тенистыми деревьями, под кровом тростника и в болотах; тенистые дерева покрывают его своею тенью; ивы при ручьях окружают его

Вдали от реки (ст. 15) гиппопотам появляется лишь тогда, когда чувствует недостаток в пище. Обычное же его местопребывание при воде, среди лотоса (евр. «цеелим» = «тенистые деревья») и другой растительности.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Иов. 40:10

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible