Скрыть
Ибо и братья Его не веровали в Него.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 2-5 Бе же близ праздник Иудейский, потчение сени. Реша убо к Нему братия Его: прейди отсюду, и иди во Иудею, да и ученицы Твои видят дела Твоя, яже твориши: никтоже бо в тайне творит что, и ищет сам яве быти: аще сия твориши, яви Себе мирови. Ни братия бо Его вероваху в Него

По сих бе праздник Иудейский, потчение сени. Выражение: по сих означает не другое что, как то, что (евангелист) для краткости опустил много времени, протекшего между двумя событиями. И это видно из того, что, когда Христос сидел на горе, тогда был праздник Пасхи (6, 3, 4), а теперь (евангелист) упоминает о празднике Кущей. Таким образом, из событий в течение пяти месяцев Он ни о чем другом нам не рассказал и ничего иного не передал, кроме чуда над хлебами и беседы к народу, евшему хлебы. Между тем Христос постоянно совершал чудеса и беседовал не только днем и вечером, но часто и ночью. Так, например, ученикам, по сказанию всех евангелистов, Он предстал ночью. Отчего же они опустили те события? Оттого, что невозможно было всего пересказать. К тому же они старались особенно говорить о том, из-за чего могло возникнуть со стороны иудеев какое-либо порицание или противоречие. Событий, подобных тем (которые опущены), было много, и потому евангелисты, написав много раз, что Христос и больных исцелял, и мертвых воскрешал, и возбуждал удивление, иногда об этом и не говорят. Но когда им предстояло говорить о чем-либо необычайном или рассказывать что-нибудь такое, что могло бы по видимому служить для Него порицанием, об этом они повествуют. Так вот и теперь евангелист замечает, что братья Его не веровали в Него, хотя в этом обстоятельстве заключается не мало поносного для Него. Подлинно достойно удивления правдолюбие евангелистов, как они не стыдятся говорить о том, что по видимому служит к поношению Учителя, и даже стараются больше повествовать об этом, чем о чем-либо другом. Потому-то теперь и Иоанн, пройдя молчанием многое – и знамения, и чудеса, и беседы Христовы, тотчас приступил к следующему. Реша, говорит, к Нему братия Его: прейди отсюду в Иудею, да и ученицы Твои видят дела, яже твориши (ст. 3). Никтоже бо в тайне творит что, и ищет сам яве быти. Яви Себе мирови. Ни братия бо Его вероваху в Него (ст. 4–5). Какое же, скажешь, здесь неверие, когда они просят Его творить чудеса? Даже и очень большое. Неверие выражается и в их словах, и в их смелости, и в их неуместном дерзновении. Они думали, что им, как родственникам, можно свободно говорить с Ним. Их просьба по видимому дружеская, но в словах много обидного: ими они упрекают Его и в малодушии, и в славолюбии. Сказав: никтоже в тайне творит что, они тем обвиняют Его в малодушии и вместе выражают подозрение к Его делам, а присовокупив: ищет яве быти, упрекают в славолюбии.

Но ты обрати внимание на силу Христову. Из числа говоривших это один был впоследствии первым Иерусалимским епископом, именно блаженный Иаков, о котором и Павел говорит: иного же от Апостол не видех, токмо Иакова, брата Господня (Гал. 1, 19). Говорят также, что и Иуда сделался достойным удивления. Хотя они и присутствовали в Кане, когда вода была претворена в вино, однако ж от того не приобрели еще никакой пользы. Отчего же у них такое неверие? От худого расположения души и зависти: сродникам знаменитым как-то обыкновенно завидуют сродники не столько знаменитые. Кого же они здесь называют учениками? Народ, следовавший за Христом, а не двенадцать (Апостолов).

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 3-5 Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Ибо и братья Его не веровали в Него

Еще не зная поселившееся во святой плоти Бога Слово и в то время, когда говорили это, не ведая, что Оно стало человеком, почитавшиеся за братьев Спасителя имеют еще малые о Нем представления и думают гораздо ниже присущей Ему благодати и достоинства, так как не замечали ничего более других, но вводились в обман общими о Нем мнениями, считали и Его действительно родившимся от отца Иосифа и не видели сокровенной стороны тайны. Так как Христос, вероятно, творил тайно много чудес в Галилее, то они и убеждают Его искать пустой славы и как какое-то великое дело советуют принимать удивление зрителей, как будто бы Он каждый раз желал совершать чудеса ради одного только того, чтобы только казаться досточудным для зрителей и украшаться человеческими похвалами, подобно честолюбцам. Смотри, как советуют Ему идти «в Иудею» и в ней всего более чудотворить, не для того, чтобы уверовали в Него «ученики Его», но «да видят дела, которые творил». Если, говорят, хочешь, чтобы Тебя знали, – это значит быть «в яве», – то не будь тайным чудотворцем и, отличаясь силою все совершать, не избегай «явности», ибо таким образом Ты станешь известен «миру» и достославен у зрителей.

Такова была речь их. И премудрый Евангелист благоусмотрительно замечает, что еще «не уверовали в Него братья Его». И действительно, весьма было бы странно при столь пустых словах их признавать их уже получившими о Нем чрез веру богоприличное познание. Но тогда они говорили мудро, как неверовавшие еще. Когда же уверовали, уразумев великую о Нем тайну, то возвысились до такого богопочтения и добродетели, что названы были даже Апостолами и приобрели отменное благоговение. Находишь и это предвозвещенным посредством пророческого гласа. Так, блаженный Иеремия как бы к Господу нашему Иисусу Христу говорит: «Потому что и братья твои и дом отца твоего – и они отвергли тебя, и они возопили, позади тебя собрались: не верь у них (тому), что (если) будут говорить тебе хорошее» (Иер. 12:6), ибо братья, до восприятия веры отвергавшие Его и пытавшиеся даже едва не обвинять Его посредством вышеприведенных нами слов, собрались чрез веру и изрекают хорошее о Нем, принося пользу и другим и подвизаясь на учение о вере. Весьма предусмотрительно назвав братьями, пророк благополезно присоединяет: «дом «отца» твоего», дабы и они не считались родившимися от Святой Девы (но являются братьями Господа) только лишь как (рожденные) от одного отца Иосифа.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IV

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 1-5 После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его. Приближался праздник Иудейский - поставление кущей. Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтоб и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего-либо втайне и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Ибо и братья Его не веровали в Него

Иисус удаляется от убийц - иудеев не потому, будто боится смерти, ибо Ему можно было и посреди их ходить и не потерпеть ничего, но потому, что если бы Он всегда так поступал, то не поверили бы, что Он был Человек, но почли бы за призрак. Посему теперь Он удаляется и таким образом подтверждает и удостоверяет, что Он Человек, и поражает всех, которые говорят, что Он воплотился призрачно, как то: Манеса, Маркиона, Василида и подобных. В других же случаях, когда Он находится среди убийц, злоумышляющих на Него, и остается невредимым, Он показывает, что Он Бог, и постыждает Павла Самосатского, и всех уверяет, что Он был не просто Человек, но и Бог. - Теперь Он уходит в Галилею. Так как не наступило еще время страдать, то напрасно и излишне было обращаться Ему среди врагов Своих и тем подавать повод к усилению их злобы. - Было, говорит, поставление кущей. О праздниках, совершаемых иудеями, нужно заметить следующее. Их было три: один - праздник Пасхи, который они совершали в память выхода из Египта, и он у них был первый (главный). Другой праздник - Пятидесятница, которую они совершали в память избавления от бедствий в пустыне и вступления в землю обетованную. Тогда они в первый раз вкусили хлебных плодов, почему и в праздник сей приносили колосья как начатки. Третий праздник - поставление кущей, который они совершали в благодарность за собрание плодов, по римскому счету в сентябре месяце. Тогда они благодарили Господа за то, что собрали все плоды. Почему и устроили скинии или палатки и веселились, как бы живя на поле. Некоторые говорят, что и некоторые псалмы Давидовы (80 и 83), имеющие надпись: «о точилех», составлены Давидом именно на сей праздник. Тогда они наполняли свои виноградные тиски, собирая виноград, и, благодаря за оный, употребляли эти псалмы и другие, служащие выражением благодарности, например восьмой псалом. Ибо и в нем пророк упоминает о благах, дарованных человеку Богом. - Праздники сии имели и другое значение. Пасха означала наш переход от неверия к вере, Пятидесятница - вступление в Церковь, как бы в иную землю обетованную, в которой мы также вкушаем хлеб, причащаясь Божественных Тайн. Мы не тотчас вкушаем Хлеба, как уверуем и перейдем от неверия, но должны прежде креститься и удостоиться стояния в церкви вместе с крещеными, и тогда уже причаститься Хлеба. - Поставление кущей означало воскресение, когда соберутся все плоды наших дел, а хижины наши (тела), разрушенные смертью, снова восстанут. Есть и иные возвышенные стороны у сих праздников, но не время теперь высказывать их. Ибо мы всегда выбираем то, что полезнее для многих. - Итак, когда приближался иудейский праздник, называемый поставление кущей, и братья Иисуса видели, что Он не собирается на праздник, они с завистью говорят ему: выйди отсюда и пойди туда, чтобы дела Твои видели и ученики Твои, то есть народ, следующий за Тобой; ибо говорят не о двенадцати, но о других Его последователях. Братья Его, то есть дети Иосифа, обвиняют Его в двух расположениях, в боязни и славолюбии. Посему и говорят: «никто не делает чего-либо втайне» - это знак боязни, - «и ищет сам быть известным» - это знак славолюбия. Если, говорят, Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Сим они как бы так говорят: мы не в добрую сторону понимаем поведение Твое. Ибо если Ты творишь такие дела как добрые, то яви Себя, если же Ты скрываешься, очевидно, скрываешься потому, что делаешь худое. - Для чего евангелист из пятимесячной деятельности ни о чем другом не рассказал, кроме чуда над хлебами и беседы Господа к насыщенным, но неблагодарным, и, опустив прочее, сказал: приближался праздник иудейский, поставление кущей? А что он умолчал о делах, совершенных в течение пяти месяцев, видно из следующего. Когда Иисус совершил чудо над хлебами, тогда была Пасха, которая совершалась в месяце называемом у римлян мартом, а у иудеев - первым месяцем. Теперь же поставление кущей, которое совершается по-нашему в сентябре. Почему же евангелист так поступил? Потому, что говорить обо всем по порядку было невозможно. И иначе евангелисты старались говорить о том, из-за чего со стороны иудеев выходило какое-либо порицание или противоречие. Любовь их к истине достойна удивления. Они не стыдятся говорить о том, что, по-видимому, навлекает на Учителя их некоторое бесславие. Так и сей евангелист, опустив многие чудеса и речи Господа, повествует о неверии братьев и о том, что они порицали Его. Откуда же в них такое неверие? От произвола и зависти. - Впрочем, смотри. До распятия хотя они и видят Его в славе и творящим чудеса, такие не веруют в Него, но после распятия и мнимого бесславия свидетельствуют за Него, став апостолами, проповедниками и архиереями. Значит, они непререкаемо увидели Его воскресшим. Ибо если бы они не получили твердой уверенности в Его воскресении, они не предали бы себя на смерть ради Его.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ни братия бо Его вероваху в Него

Они и сами не веровали в Него, как в Бога. Однако, будучи теперь такими, впоследствии они сделались великими и потерпели за Него многое от многих, как, например, Иаков и Иуда. Но что же на это Сердцеведец? Не изобличил их в лукавстве и злоумышлении, но великодушно отвечает сообразно с целью их.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ибо и братья Его не веровали в Него.

– Братья Его не веровали в Него: ничем не ограниченное слово братья указывает на всех братьев Его, во главе коих стоял Иаков, впоследствии знаменитый епископ иерусалимский, один из столпов церкви (Деян.12:17,15:13,21:18; Гал.1:19,2:9). Ничем не ограниченное выражение не веровали, даже усиленное конструкцией речи (и братья, или – даже и братья не веровали в Него), указывает на действительность тогдашнего их неверия в Иисуса как Мессию, неверия не в смысле злобного отвержения, как у врагов Господа, а в смысле недоумения и сомнения.
И – этим объясняется их совет или требование, чтобы Он шёл в Иерусалим и там явил Себя миру. В основе этого совета или требования лежит не нетерпеливая ревность о славе Господа, как думают одни, и не злобное желание предать Его в руки врагов, как думают другие, истина – в средине между этими двумя крайностями. Они недоумевали относительно лица названного брата своего и желали скорее выйти из этого недоумения: с одной стороны они не могли отвергать необыкновенных дел Его, свидетелями коих были сами они, с другой – не решались признать Мессиею человека, с Которым они с детства находились в обычных житейских отношениях.
Что в таком состоянии духа были они тогда, видно из того, что Господь ни одного из них не избрал в число Своих ближайших двенадцати учеников, и довереннейшими Его были не они, а другие. В таком настроении духа они и предлагали Ему теперь выйти из того неопределённого, по их мнению, положения, в каком держался Иисус и других держал. Вот уже в продолжение полутора лет Он держался вдали от Иерусалима, не ходил туда даже на праздники, даже на Пасху. Если Он действительно Мессия, думали они, чего же Он боится явиться пред всем миром в Иерусалиме, как Мессия, пред Синедрионом, пред людьми вообще, более способными судить о сем, нежели тёмные галилеяне?
Не Иерусалим ли должен быть главным местом действий Мессии? Не там ли Он более всего должен получить признание Своего чрезвычайного посольства? Что же значит, что Он туда не идёт? Он должен туда явиться в величии и славе Своей, как истинный Мессия, по их чувственным ещё тогда понятиям о Мессии. Теперь же, по их мнению, именно теперь была особенная причина показать там ученикам Своим дела Свои, – причина та, что со времени Его речи о хлебе жизни многие из галилейских учеников Его отпали от Него (Ин.6:66).
Сотвори же, предлагали они, дела, свойственные Мессии не здесь только, где ученики Твои оставляют Тебя, а в местах, где некогда Ты приобрёл многих учеников. Утверди их в вере в Тебя; пусть мир весь узнает о делах Твоих в Иерусалиме. И они были, по-видимому, правы: мессианский вопрос мог и должен был решиться не в Галилее, а в Иерусалиме, как знал то и высказывал довольно ясно Сам Христос (ср. Лк.13:33; Ин.2:19). Вопрос был только о времени, в которое должно разрешиться дело сие.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 3 Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь.
Ст. 4 Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру.
Ст. 5 Ибо и братья Его не веровали в Него.

Прежде всего мы должны установить тот факт, что никто из Апостолов не мог быть по нашему мнению в числе тех братьев Господних, которые «не веровали в Него», ибо в конце 6-й главы мы видели, что Апостолы устами Петра произнесли исповедь веры, что Господь Иисус есть воистину Христос, Сын Бога живаго, и Господь, приняв сие исповедание, изрек «не двенадцать ли вас избрал Я? Но один из вас диавол» (Ин.6:70). А посему мы делаем два заключения: одно, что братьями Господа, неверующими в Него, не могли называться Иуда Иаковлев и Иаков Алфеев, бывшие в числе Апостолов и иногда именующиеся братьями Господа (ср. 1Кор. 9:5); и второе, что по всей вероятности братьями Господа неверующими были сыны Иосифа обручника от первого его брака, на что прекрасно указывает блаженный Феофилакт, говоря на это место у Иоанна Златоуста: «Поносят же ему (Господу) братия его, Иосифовы яве дети, яко двема страстьма боримы, боязнию и славолюбием»... и далее: «Откуду же им бе толико неверование? От гнилого произволения и зависти. Ужикам бо обычай присно завидети своим паче чужих». Приводя слова сии блаженного Феофилакта, мы указываем, что не можем допустить, чтобы в числе неверующих братьев были кроме Иуды Искариота кто либо из Апостолов, ибо, независимо от вышесказанного и принимая во внимание горькие слова укоризны, невозможные в устах Апостолов, заметим, что Господь говорит им ниже: «вы пойдите на праздник сей» (Ин.7:8), и они действительно пошли (Ин.7:10). Но могли ли Апостолы идти от Господа одни на праздник? Все это сводится к тому, что мы Иуду Иаковлева и брата его Иакова Алфеева, – который позже (Деян. 12:17; 15:13; Галат. 2:9) был епископом церкви Иерусалимской, – не признаем сынами Иосифа обручника, а видим в них только однозаконных с братьями по плоти Господа лиц. Что же касается до сынов Иосифа от первого брака, перечисленных в Мф. 13:55, то мы думаем, что по слову Господа «несть пророк без чести токмо во отечествии своем и в дому своем» (Мф. 13:57), и думаем также, что они не только не веровали в Господа, но, как доказывает блаженный Феофилакт, – и завидовали Ему. Эти братья Господа, сыны вероятно от весьма раннего брака престарелого Иосифа, – были гораздо старше летами Господа Иисуса и по-видимому дозволяли себе давать Ему советы, как например настоящий – читаемого нами Евангелия, в котором кроме неверия слышится еще тайное желание воспользоваться благами мира сего, если бы, как они думали, Господь Иисус стал царем. «Яви себя миру», говорят они, намекая вероятно и на то, что Господь (как мы говорили выше) не был на вторую Пасху в Иерусалиме, а провел ее в Галилее. Может быть неверные братья Господа ожидали, что и в Иерусалиме, как то было в Галилее, толпа народа насильно захочет сделать Его царем, и Он не в состоянии будет отклонить от Себя это звание, которое даст и им известность и богатство.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ибо и братья Его не веровали в Него

В объяснение предложения братьев Господа евангелист говорит, что тогда они не веровали в Него. Они, в самом деле, не могли признать в Нем Того, Kем Он объявлял Себя, и последовать за Ним, как сделали это 12 апостолов. Они видели знамения, которые совершал Христос, но все-таки не пришли к такой вере в Него, какую Он хотел бы от них видеть. В этом они сходились с прочими иудеями (ср. Ин.12:37). Но, с другой стороны, они не прервали общения со своим названным братом, они дорожат Его честью и хотят, чтобы мир поскорее признал Его в Его достоинстве, тогда и они пойдут за Ним.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible