Скрыть
Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 37-38 В последний же день великий праздника стояше Иисус и зваше, глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет: веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы

Христос говорит: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Эти слова означают: Я никого не влеку принуждением и насилием; но кто имеет великое усердие, кто пламенеет желанием, того Я призываю. Но почему евангелист заметил, что (это было) в последний день великий? Потому, что первый и последний дни были великими, а средние между ними большею частию проводимы были в увеселениях. Почему же говорит: в последний? Потому, что в этот день все были в собрании. В первый день (Господь) еще не пришел, объяснив Своим ученикам и причину этого. Во второй же и в третий день Он не говорит ничего такого, чтобы не тратить напрасно слов, так как (иудеи в эти дни) предавались увеселениям. Но в последний день, когда они возвращались домой, Он дает им напутствие ко спасению и громко говорит, частию для того, чтобы показать Свое дерзновение, частию по причине большого многолюдства. А чтобы показать, что Он говорит о питии духовном, присовокупляет: веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы. Чревом называет здесь сердце, подобно тому, как и в другом месте говорится: и закон Твой посреде чрева моего (Пс. 39, 9). Но где сказано в Писании: реки от чрева его истекут воды живы? Нигде. Что же значат слова: веруяй в Мя, якоже рече Писание? Здесь надобно поставить точку, так, чтобы слова: реки от чрева его истекут – были изречением Самого Христа. Так как многие говорили: Сей есть Христос, и еще: Христос, егда приидет, еда больша знамения сотворит, то Он показывает, что должно иметь правое познание и убеждаться не столько чудесами, сколько Писанием. Действительно, многие, хотя и видели Его чудодействовавшим, однако ж не принимали за Христа, а, напротив, готовы были сказать: не Писание ли рече, яко от Семене Давидова Христос приидет? (ст. 42). Поэтому Христос весьма часто обращался к Писанию, желая показать, что не избегает доказательств от Писания; поэтому же и теперь отсылает их к Писаниям. Итак, выше Он говорил: испытайте Писаний (5, 39); и еще: есть писано во пророцех: и будут вси научени Богом (6, 45); также: Моисей на вы глаголет (5, 45). Равным образом и здесь говорит: якоже рече Писание, реки от чрева его истекут, указывая этими словами на богатство и изобилие благодати. Это же самое Он и в другом месте выражает словами: источник воды, текущия в живот вечный (4, 14), то есть (верующий в Него) будет иметь великую благодать. Итак, в том месте Он называет ее животом вечным, а здесь водою живою. Живою же называет ее потому, что она всегда действенна. Благодать Духа, когда войдет в душу и утвердится в ней, течет сильнее всякого источника, не прекращается, не истощается и не останавливается. Таким образом, чтобы показать и неоскудеваемость дара благодати, и вместе неизреченную ее действенность, Он назвал ее источником и реками, – не одною рекою, но бесчисленными. А в том месте (4, 14) обилие Он представил под образом течения. И всякий ясно увидит истину сказанного, если представит себе мудрость Стефана, язык Петра, силу Павла, – как ничто их не останавливало, ничто не удерживало – ни ярость народная, ни восстания тиранов, ни козни демонов, ни ежедневные смерти, и как, напротив, они, подобно рекам, несущимся с великим стремлением, все увлекали вслед за собою.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой

«Веруяй в Мя, якоже рече Писание, – реки от чрева его истекут воды живы». Показывает продолжительною и нестареющею награду за веру и говорит, что верующий будет наслаждаться обильнейшими дарами Божественными. Он будет так преисполнен дарами Духа, что не только упитает свой собственный ум, но и в состоянии окажется наполнять ими сердца других, наподобие речного потока изливая богоданные блага и на ближнего своего. Это самое и повелевает святым Апостолам в словах: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8). Так и сам премудрый и священный Павел, желая стать таковым деятелем, говорит нам в послании: «Желаю видеть вас, да некий преподам дар духовный» (Рим.1:11). Весьма хорошо видишь это как во святых Евангелистах, так и в евангельских учителях Церкви, которые идущим ко Христу чрез веру преизобильное изливая слово Божественного учения, доставляют духовную радость и уже не позволяют испытывать жажду знания истины, но как бы премудрыми звуками и громким голосом внедряют ее в сердца наставляемых. Поэтому и Псалмопевец, радуясь в духе о них, возглашал: «Подняли реки, Господи, подняли реки голоса свои» (Пс. 92:3). Великое нечто и необычайное возгласило слово святых и «во всю землю исшел звук их», как написано, «и в концы вселенной речи их» (Пс. 18:5). Явить их такими реками нам обещал чрез пророка Исаию Бог, Он Бог и Владыка всяческих, говоря: «Благословят Меня звери полевые, сирины и страусы за то, что Я дал в пустыне воду и реки в земле безводной – (чтобы) напоить род Мой избранный, народ Мой, что приобрел Я – (чтобы чрез него) совершенства Мои возвещать» (Ис. 43:20–21). Очевидно поэтому, что «реками», которые изыдут «из чрева верующего», Спаситель называет благодатное дарование к учению и учености, о котором и Павел упоминает в словах: «Кому (одному) дается чрез Духа слово премудрости» (1Кор.12:8).

Впрочем, надо при этом знать, что такое изречение, какое приведено, буквально не имеется в Божественном Писании, – Спаситель изложил Своими словами, истолковав более смысл. Так, находим одно место о всяком чтущем и любящем Бога, что он «будет, как сад влажный и как источник, в котором не исчезает вода» (Ис. 58:11). Что прежде говорил уже самарянской женщине, это и теперь возвещает ясно. Там Он говорит: «Всякий, пьющий от воды сей, возжаждет опять; кто же будет пить от воды, что Я дам ему, не возжаждет во век, но вода, что Я дам ему, будет ему источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:13–14). Здесь же опять, выражая ту же самую мысль, говорит: «Реки из чрева его потекут воды живой».

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга V

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 37-38 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой

(Ис. 12, 3; Иоил. 3, 18). Первый день праздника и последний или седьмой называли великими, потому что и Закон последний день праздника называл нарочитым, святым (Лев. 23, 35. 36). Следуя сему, и евангелист называет последний день великим. - Справедливо Он обращается с речью к народу в последний день и тем как бы напутствует его на обратный путь домой. Ибо говорить тем, которые среди дня предавались увеселениям, было бы неблаговременно. Они не стали бы слушать. - Иисус возгласил громко частью для того, чтобы быть услышану, частью для того, чтобы показать смелость, что Он не боится никого. Что же говорит Он? «Кто верует в Меня, как сказано в Писании». Здесь должно остановиться, потом снова читать: «реки потекут из чрева его». Многие веровали по причине знамений. Он показывает, что веровать должно не столько на основании чудес, сколько на основании Писания. Ибо правая вера от Писания. Посему Он говорит: кто верует в Меня, «как сказано в Писании», то есть, как Писание свидетельствует обо Мне, именно: что Я Сын Божий, Творец, Господь всего, Спаситель мира. Ибо многие, по-видимому, веровали, но не так, как сказано в Писании, а как им хотелось. Таковы все еретики. - Сказал, что у такого верующего потекут реки из чрева. Чревом в переносном смысле Он называет сердце, как и Давид: «и закон Твой у меня в сердце» (Пс. 39, 9). - Сказал, что потекут «реки» воды живой, а не река. Сим указывает на обилие и щедрость благодати Духа. Ибо Дух таков, что в чью душу войдет и утвердится в ней, Он заставляет ее течь обильнее всякого источника. Как у верующего, по Писанию, из чрева текут реки, сие всякий может узнать, когда обратит внимание на язык Петра, на стремительность Павла и мудрость Стефана. Слов их ничто не останавливало, но они всех увлекали вслед за собою, как реки какие, неудержимым течением своим.

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Есть книга, отверзающаяся для человека в его сердце, там, там суждено ему Богом слышать высочайшее учение, как и Господь сказал во Евангелии: веруяй в Мя от чрева его (т. е. чрева души-сердца) истекут источники воды живыя; сие же глаголаше, объясняется святым Иоанном Богословом, глаголаше о Духе, Егоже хотяху приимати верующие в Него. Итак, Дух есть книга того сердца, в которое Он вселится.

Добавление к этюду «Сад во время зимы»

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой

Реки воды живой – то есть слова спасения, происходящие от Духа Святого, наполняющего сердце наше. Вода живая: а) по действию в сердцах животворному, ибо живо слово Божие и действенно; б) по живой, быстрой текучести.

Иногда (не всегда) в нашем сердце стоят живые воды – реки живой воды (реки – по причине быстрой текучести, и живой воды – по причине, что доставляют жизнь душам и плодотворно напояют сердца человеческие). Эти воды не обременяют тебя, а напротив, оживляют, облегчают всего тебя чудным образом и легче пуха возносят тебя до небес; это воды чистые, как чист Дух Святой; малейший помысл земного пристрастия – и они быстро оставят тебя; воды свободы – не терпят они ни малейшего стеснения. Так как они – реки вод живых и не любят стоять, то обыкновенно они преизливаются чрез язык и уста в живой речи к людям или чрез письменное слово на бумагу и текут иногда на огромном пространстве веков, орошая бесчисленное множество духовной земли, или духовных Божиих нив – сердец человеческих. Таковы писания пророков, апостолов, святых отцов, особенно Вселенских великих учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, Ефрема Сирина, Афанасия Великого, Кирилла Иерусалимского и других. Святой царь-пророк Давид говорил, что язык его есть трость книжника скорописца (Пс. 44, 2). Книжник – Дух Святой; Он скорописец, потому что воды живые обильны и быстры, и ограниченное сердце наше по тесноте своей не может свободно поместить их и как бы невольно изливает их в слове. А иногда этих живых вод нет в сердце – сухость такая бывает сердечная, слово не идет вон ни на бумагу, ни из уст. Диавол совершенно иногда лишает дара слова на время.

Дневник. Том IV. 1860–1861

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О святом Крещении

 

Толстовцы, молокане и пашковцы говорят: водное крещение не нужно, потому что под водой в Писании разумеется учение. Христос сказал самарянке не о воде, но об учении Своем: «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век» (Ин.4:14).

Православный ответ: Господь говорил с самарянкой не о таинстве Крещения, но о благодати Христианства. А что под водой живой Господь разумел не учение, но благодать, это ясно из слов Его: «кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин.7:38-39). Но, кроме получения Духа, необходимо было и рождение от воды; как сказал Господь: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5; Мф.28:19). Так и проповедовали Апостолы: Деян.2:38;16:15,33.

Оружие правды


О святом Крещении

 

Сектанты говорят: Баптист (Савельев), разбирая слова: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5), утверждает,

а) что родиться не значит креститься,

Православный ответ: Рим.6:4; Кол.2:11-12; Тит.3:5. Крещение есть новое рождение, обновление, возрождение, воскрешение для жизни новой, благодатной.

Сектанты говорят: б) а значит очиститься чрез Слово Божие, как сказано «вы очищены чрез слово, которое Я проповедовал вам» (Ин.15:3).

Православный ответ: Очищаться можно много раз, а родиться только однажды. Значит, под крещением (духовным рождением) нельзя разуметь исключительно одно очищение, но и благодатное привитие к лозе – Христовой Церкви (Ин.15:1).

Сектанты говорят: в) под водой, как ясно видно из беседы с Самарянкой, Христос разумел учение, ибо сказал: «кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать во век» (Ин.4:14).

Православный ответ: Здесь не говорится о рождении от воды, а о питии живой воды, т.е. о питии благодати, как ясно из Ин.7:38-39, а в крещении вещественная вода необходима (Деян.8:36,38-39).

Оружие правды

Евфимий Зигабен (†1118)

Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы

Чревом здесь называет сердце, как и сказано: закон Твой посреде чрева моего (Пс. 39, 11), – а реками воды называет изобилие Духа Святого, полноту Божественной благодати; живой, т.е. всегда действующей, вечно движущейся, ибо когда Божественная благодать утвердится в душе, то она становится источником и всегда течет. И Петр, и Павел, и все последователи их, имея в сердце своем изобильную благодать, источили не реку, но реки словес, несущиеся с большой силой, увлекающие все, что попадалось навстречу, наводняющие и потопляющие пустословие неверующих. И в четвертой главе (14 ст.) Иисус Христос сказал к Самарянке: вода, юже (Аз) дам ему, будет в нем источник воды текущия в живот вечный. Прочитай опять изъяснение этих слов. После слов: якоже рече Писание, – нужно сделать остановку. Различным образом Писание заповедало веровать в Иисуса Христа.

Георгий Константинович Властов (†1899)

Стих 37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.
Стих 38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.

Праздник кущей, как мы знаем, в особенности из книги Левит (Исх. 23, Лев. 23:39–43; Втор. 16:13–14), был праздником воспоминания об избавлении от работы Египетской вообще и в частности воспоминания о даровании живоносного источника в пустыне и об окончательном успокоении в стране обетованной от трудностей пути по безводным местностям. Обычаи праздника напоминают в особенности страдания жажды в пустыне. Так в этот праздник пелся Псалом 106, в котором читаем: «Они блуждали в пустыне... (стих 4), терпели голод и жажду... (стих 5); Господь насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благ... (стих 9), они приближались к вратам смерти (стих 18), но воззвали к Господу в скорби своей и Он спас их от бедствий их... (стих 19); Он превращает пустыню в озеро и землю иссохшую в источники вод (стих 35)». Из других обрядов укажем, что священник, почерпнув воды золотой чашей из источника Силоамского, вносил эту воду в преддверие храма, другие же священники встречали его звуками кимвалов, воспевая: «и в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Ис. 12:3). Далее на жертвенном алтаре принесенная вода смешивалась с вином, приготовленным для жертвенного возлияния, и смешение воды с вином выливалось у подножия алтаря. Последний великий день праздника считался самым торжественным из всего праздника кущей и в этот день, падавший безразлично на каждый из дней недели, запрещалась всякая работа, как в субботу.

Имея в виду значение праздника и связанных с ним воспоминаний, мы яснее уразумеем великие слова Господа, зовущие всех жаждущих к источнику, утоляющему духовную жажду человека и возрождающему его к новой жизни; В словах Господа жизнь всего человечества (и самих Иудеев) представляется подобною странствованию в пустыне, сопряженному с жаждой и утомлением и тоской по земле обетованной. Пришествие Господа знаменовало утоление и успокоение и радость при виде земли обетованной, в которую Господь зовет всех жаждущих; не всех безразлично, ибо непослушные и озлобленные умерли в пустыне (Числ. 14:22–23; 29–32), – а тех, кто жаждет, кто не удовлетворяется пустыней мира и земными радостями, кто чувствует жажду духовную – тот да идет к Господу и пиет. Так пророчествовал Иоиль о дне сем, говоря: «из дома Господня выйдет источник и будет напоять долину Ситтим» (Иоил. 3:18).

И пророк Исайя говорил: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Ис. 12:3), связуя это пророчество с другим: «произойдет отрасль от корня Иессеева... и почиет на нем Дух Господень» (Ис. 11:2). И далее: «веселись и радуйся жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святой Израилев» (Ис. 12:6).

Мы знаем, что и св. Апостол Павел уподоблял камень Хорива, – из коего истекла чудодейственно живая струя воды для напоения народа, – Христу: «камень же бе Христос» (1Кор. 10:4; Исх. 17:3–6).

Итак в последний великий день праздника Господь, предававший уже Себя на страдание и смерть, воспоминая в прикровенных образах и словах Израилю о горестном его странствовании в пустыне, – зовет к Себе его и всех людей, даруя всем тем, кои идут к Нему, успокоение и радость в удовлетворение духовных потребностей. «Иди ко мне и пей», – глаголет Он.

Св. Иоанн Златоуст замечает, что прямых слов стихе 38 в писании нет, но что по сравнению Псалом 39 с вышеприведенными текстами Иоиля, Исайи и других пророков слова: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой», знаменуют как бы сущность всего того, что говорили пророки об обновлении человека благодатным действием Мессии. Сей Ожидаемый напоил внутреннего человека. Как в беседе с Самарянкой Господь указывал на воду живую, имеющую утолить навечно жажду (Ин. 4:9-14), так и здесь Господь призывает не тело, а душу к утолению того страдания, которое находит себе успокоение только в Господе. Следующий стих еще яснее раскрывает это таинство, ибо в стихе этом находится объяснение, данное по повелению Божию Иоанном Богословом относительно того, что человек, приходящий с верою ко Христу, возрождается Духом Святым, и что слова Господа стихов 37–38 суть обещание ниспослать Духа Божия после того, как совершена будет кровавая жертва за грех мира.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 37-38 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Kто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой

Евангелист сообщает еще одно изречение Христа, с которым Он в последний день праздника Kущей обратился к народу. Так как евангелист называет этот день «великим», то это, без сомнения, был седьмой день. Правда, по закону Моисея (Лев.23:35 и сл.; Чис.29:35; ср. Неем.8:18) и по иудейскому обычаю времени Христа, к семи дням праздника Kущей присоединялся еще восьмой день – тоже праздничного характера, названный в законе праздничным собранием («ацерет»), но этот день не имел сходства с предыдущими днями праздника Kущей. Так, пребывание в кущах оканчивалось седьмым днем; торжественные хождения к Силоамскому источнику за водой – также. И, кроме того, в седьмой день это хождение с пением 117-го псалма (осанна!) совершалось семь раз, почему этот день позже и получил название «великой осанны». В этот день также уносились от алтаря ветви, которыми он украшался в начале праздника. Словом, седьмой день был заключительным днем праздника, днем особого праздничного оживления. Поэтому-то и Господь в этот день не ожидал, как делали другие учителя, чтобы народ сам собрался вокруг Него, в то время как Он бы сидел (проповедники у евреев обыкновенно учили сидя, ср. Мф.23:2), а, напротив, Сам звал к Себе народ, стоя в галерее храма. Сквозь шум толпы, которая двигалась от алтаря к Силоамскому источнику, по двору храма разносится Его призыв: «кто жаждет, иди ко Мне, и пей». Находившиеся на дворе храма богомольцы, певшие гимн пророку Исаии «почерпайте с радостью воду из источников спасения» (Ис.12:3), должны были понять, что Христос призывает к Себе как к тому «источнику спасения», о котором предсказывает пророк. Нужно заметить, что Христос здесь говорит нечто большее, чем Он сказал некогда самарянке: там (Ин.4:10, 14) Он изображал Себя только как раздаятеля живой воды, здесь же – как эту самую живую воду. Он относит, таким образом, к Себе те слова, с которыми Псалмопевец обращался к Иегове: «у Тебя источники жизни, – во свете Твоем узрим свет» (Пс.35:10).

«Kто жаждет». Это люди, сознающие недостаточность своих собственных сил для получения спасения (ср. Мф.5:6). Они найдут полное удовлетворение своим запросам, уверовав во Христа, подобно тому как некогда евреи находили во время странствования в аравийской пустыне для себя воду в чудесной скале. Здесь Христос, таким образом, является как осуществление той идеи, какая была заключена в этом ветхозаветном прообразе: Он – истинная скала, источающая из себя чудесную воду, действительно удовлетворяющую жажду человечества.

Другое обетование: «кто верует в Меня…» имеет самостоятельное значение: оно – новое и по содержанию, и по форме. Kасается оно не удовлетворения собственных потребностей того, кто с верою приходит ко Христу, а тех результатов, которых достигнет уверовавший во Христа человек по отношению к окружающей его среде. И образ здесь другой, чем в 37-м стихе. Там о Духе Божием говорится как о воде из источника, утоляющей жажду человека, а здесь Дух Святой сравнивается с каналами и ручьями, которые в безводное время орошают то или другое поле или целую страну, охраняя растительность от погибели. Это сравнение ставит верующего во Христа на один уровень с Христом как источником воды живой. Но все-таки не сам человек, не сердце или уста его, а его чрево (ἡ κοιλία) названо источным местом, откуда устремятся струи живой воды по засохшей земле. Это выражение – чрево – по отношению к человеку означает тело человека, главным образом, со стороны его назначения как органа питания и размножения (Втор.28:4, 11 согласно переводу Семидесяти; Суд.16:17; Иов.1:21; ср. Лк.1:15; Ин.3:4). Следовательно, не в будущей, а в этой земной жизни верующие во Христа сделаются для многих других людей источником освящающим и оживляющим. Таковыми явились, например, апостолы, напоившие водами своих учений всю вселенную, «всея вселенные питатели», как поет о них Православная Церковь (стихира на день апостолов Петра и Павла).

«Kак сказано в Писании». В Священном Писании такого изречения не имеется, но есть нечто напоминающее его. Именно в книге Исаии говорится: «и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь как напоенный водою сад, и как источник, которого воды никогда не иссякают» (Ис.58:11; ср. Зах.14:8). То, что пророки говорили о значении израильского народа, которое он, сам будучи просвещен Богом, будет иметь для языческих народов, теперь Господь прилагает к верующим в Него. Kонечно, это должно было исполниться на верующих тогда, когда на них сойдет Дух Святой, посланный в мир по заслугам Христа (Ин.16:13–14).

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 38-39 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен

Кто жаждет, т.е. жаждет духовно – желает, ищет истинной веры и дел спасения, иди ко мне, и пей, т.е. веруй в меня и получишь все это. Кто верует в Меня, у того потекут реки воды живой. Реками воды живой Иисус Христос называет дары Святого Духа, изливаемые подобно воде на верующих, как это далее и изъясняет евангелист: сие сказало Он (Иисус Христос) о Духе, которого имели принять верующие в Него. Чревом Иисус Христос называет душу человека, которую принимаются дары Святого Духа. Таким образом, слова проповеди Иисуса Христа о Духе Святом значат: кто уверует в Иисуса Христа, тот не только сам узнает спасительную истину, но может и учить ей и других. Слова же: еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус Христос еще не был прославлен, – значат, что до сошествия Святого Духа на апостолов дары Его еще не преподавались людям так очевидно и обильно, хотя в некоторой мере сообщались они и ветхозаветным праведникам: так Дух Святой говорил тогда через пророков. Не преподавались очевидно и обильно, потому что Иисус Христос не принес еще искупительной жертвы за спасение людей – через свои страдания, смерть, славное воскресение и вознесение на небо.

Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О крещении.

Ин.7:38. Если под водою крещения разуметь одну веру, то зачем же Христос кроме веры требует еще и крещения: «кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк.16:16). Сравни Деян.8:37-39.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О крещении и миропомазании.

Ин.7:38-39. Необходимо различать в учении Христа воду, как внешнее средство возрождения: Ин.3:5,23, от воды, составляющей духовную пищу: Ин.4:14 (см. объясн. сего стиха). Что первая необходима, читай Мк.1:9-10; Деян.8:36-38, а вторая – вода духовная дается Церковью Христовой чрез таинство миропомазания: 2Кор.1:21; 1Ин.2:20,27; Деян.2:38

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О крещении и миропомазании.

Ин.7:38-39. Здесь образно, или приточно, Христос назвал благодать Святаго Духа. Но мы знаем из Писания, что люди и после того, как получали благодать Святаго Духа, всё-таки должны были креститься в воде для прощения грехов: Деян.10:44-48. Христос не учил, что достаточно родиться только от Духа, а «от воды и Духа» (Ин.3:5). Значит, вода – одно, а получение Святаго Духа – другое. Деян.2:38

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible