Скрыть
Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Аз о сих молю: не о (всем) мире молю, но о тех, ихже дал еси Мне, яко Твои суть

Аз о сих молю (ст. 9). Что Ты говоришь? Ты учишь Отца, как бы неведающего, Ты беседуешь, как будто с человеком незнающим? Что, в самом деле, значит это разделение? Видишь ли, что не для чего иного Он молится, как только для того, чтобы показать, какую любовь Он имеет к ним? Кто не только подает свое, но и другого умоляет о том же, тот действительно высказывает великую любовь. Итак, что же значит: о сих молю? Не о всем то есть мире, но о тех, их же дал еси Мне (ст. 9). Он часто повторяет слово: дал еси, чтобы показать, что это угодно Отцу.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 9-10 Я о них молю, не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое, и Я прославился в них

Показывая, что Он говорит это Отцу не для чего-нибудь другого, а только ради их, чтобы они познали, что Он любит их и печется о них, - говорит: Я молю и прошу о них, а не о мире. Ибо этим Я, без сомнения, доказываю, что люблю их, когда не только то, что у Меня Самого, даю, но и Тебя прошу, хранить их. Итак, не о людях порочных и мудрствующих мирское Я молю Тебя, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. Дабы ты, слыша постоянно, как Он говорит: «Ты Мне дал», не подумал, будто начальство и власть эта дана Ему недавно, и в то время как Отец имел их, Он (Сын) не имел, или опять теперь, когда Он имеет, Отец лишился власти над ними, для этого говорит «и все Мое Твое, и Твое Мое». Я не теперь принял эту власть, но, когда они были Твои, они были и Мои. Ибо все Твое Мое. И теперь, когда Я Сам имею их, имеешь и Ты, и не лишился, ибо все Мое Твое. «И Я прославился в них», то есть имея власть над ними. Я прославляюсь в них, как Владыка, подобно, как и сын царя, имея равную с отцом честь и царство, прославляется тем, что имеет столько же, сколько и отец. Итак, если бы Сын был меньше Отца, Он не осмелился бы сказать: «все Твое Мое», ибо господин имеет все, что принадлежит рабу, но раб не имеет всего, что принадлежит господину. Здесь же Он обоюдно усвояет: Отчее Сыну, а Сыновнее Отцу. Итак, Сын прославляется в тех, которые принадлежат Отцу; ибо Он имеет столько же власти над всеми, сколько и Отец.

Николай Сербский, свт. (†1956)

Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои

Что означает, что Господь молит не о всем мире, но только об учениках Своих? Ученики суть добрая земля, на которой Небесный Сеятель посеял Свое спасительное семя. Об этой ниве, которую Сеятель Сам обработал и засеял, Он и молит прежде всего. Господь делает так, во-первых, потому что хочет научить нас молиться Богу со смирением и лишь о самом необходимом; а во-вторых, потому что дело Его имеет характер скорее органический, нежели механический. Среди дикого поля мира сего Он оградил одну малую ниву и на ней посеял отборное семя. Когда это семя прорастет и принесет урожай, тогда нива будет расширяться, и семя будет распространяться далее. Не естественно ли, таким образом, что Труждающийся молит Бога лишь об огражденной, обработанной и засеянной ниве, а не обо всем диком поле? На протяжении мировой истории многие тщеславные реформаторы пытались, применяя свои теории, сразу осчастливить весь человеческий род, апеллируя ко всему человечеству. Но их попытки быстро обращались в ничто, словно пузыри на воде, оставляя разочарованных людей в еще большей скорби. У дела Господа нашего Иисуса Христа – начало незаметное и незначительное, как зерно горчичное под землею: медленно оно растет, но когда вырастет, то никакие ветры не могут поколебать его. И если случится землетрясение, оно повредит и величайшие башни, выстроенные механически, – но ничего не сделает дереву. Впрочем, Господь молил Отца не только об учениках, но – как мы видим далее – и о верующих в Меня по слову их. И все-таки не обо всем диком поле мира, но лишь о распространившейся ниве, на которой ученики будут сеять отборное семя Евангелия.

Евфимий Зигабен (†1118)

Аз о сих молю

Я, как человек, молю Тебя о них.

Не о (всем) мире молю, но о тех, ихже дал еси Мне, яко Твои суть

Не о всем мире Я молю Тебя, но только об уверовавших в Меня, потому что неуверовавшие не хотят, чтобы Я молился за них. Часто Иисус Христос повторяет слова – дал еси, чтобы ученики твердо заучили, что Бог Отец желает, чтобы веровали в Сына Его. Так как слова – дал еси, Твои суть и т.п. могли возбудить в неразумных ложные предположения, что будто бы Отец могущественнее и существовал прежде Сына, то Иисус Христос рассеивает такие предположения, говоря: см. Ин.17:10

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст 9-10. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. 
 

– Я о них молю, не о всём мире молю: они достойны Твоей отеческой любви и охранения, по указанной причине, особенно, – не как мир, не принявший учения Моего и Твоего и не уверовавший в Меня – Мессию. И этот неверующий мир не исключается совершенно из молитвы Господа, но только выставляются преимущества учеников пред миром, по которым они достойны особенного попечения о них Отца Небесного: Я теперь только о тех молю, которые действительно достойны просимой Мною благодати. – Господь Сам повелел молиться за этот мир (5 и парал.) и Сам молился за него, но не в том смысле, в каком Он молится теперь за учеников, как достойных особенного покровительства Божия.
– Отче, прости им, молился Он за Своих даже распинателей, представителей в этом случае враждебного Ему и Богу мира; но основанием Своей молитвы ставит не то, что здесь – в молитве за учеников, – что они уразумели, приняли и уверовали, а – то, что не знают они, что делают (Лк.23:34). Далее в этой же первосвященнической молитве, в словах – да уверует мир, что Ты Меня послал (Ин.17.21) – содержится молитва и о мире, но опять основание её другое там, чем здесь – в молитве за учеников. – Прежде чем выразить самый предмет молитвы за учеников – чего Он просит им, Господь ещё указывает причины, почему Он молится особенно о них, а не о всём мире:
1) Ты их дал Мне (ср. ст. Ин.17:6 и парал.), – можешь ли же не взять их под особенное Твоё охранение и попечение?
2) Хотя Ты Мне их дал, но тем не менее, однако же, они Твои, потому что всё у нас с Тобою одно (кроме, конечно, особенных личных свойств Отца и Сына, – нерождённость Отца, рождённость Сына и исхождение Святого Духа от Отца) и общее, и что Я от Тебя принял, принял только для того, чтобы снова привести к Тебе (Ин.14:6; ср. 1Кор.15 и далее). «Человек может сказать Богу: все моё – Твоё, но только Сын может сказать: все Твоё – Моё».
3) Наконец, отныне они – носители славы Сына на земле и потому достойны особенной любви Божией и охранения:
 – Я прославился в них, в их деятельности на земле. Господь созерцает в духе деятельность их как бы уже совершающуюся и даже совершённую, оконченную (ср. Ин.17.4).

 

Толкование на Евангелие от Иоанна

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои

Христос есть Ходатай всего мира (1Тим. 2:5–6) и хочет спасти всех людей (Ин. 10:16). Но в настоящий момент Его мысли заняты судьбой только тех, которые поручены Ему и которые должны продолжать на земле Его дело. Мир же пока держит себя враждебно по отношению к Христу, и Христос пока не имеет повода говорить Отцу о том, как бы Он желал устроить дела этого столь чуждого Ему мира. Его забота пока всецело обращена на апостолов как таких, о которых Он должен дать отчет Отцу.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 9-10 Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них

Хотя Иисус Христос есть искупитель всего мира, но в настоящий раз молится Он не о всем мире, а только о учениках Своих, которых Бог Отец вверил Ему. И это Он делает потому, что апостолам предстоит великое дело – обращать неверующих к вере. О них молю, говорит Иисус Христос, не как о чужих, т.е. не ведающих Бога Отца, а как о Его близких, – потому что они Твои. Они Твои, говорит Иисус Христос Богу об апостолах, потому что послушались Его, Бога Отца, оставили все и пошли за Ним, Иисусом Христом. Они – Твои, потому что, продолжает далее Иисус Христос, все Мое Твое, и Твое Мое, т.е. если они близки Мне, то и близки Тебе. Я прославился в них, т.е. прославился через то, что они исповедовали Его учителем и Господом.

Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

Об искуплении.

Ин.1:29. Не сказано: имеющий взять, или взявший, нокоторый берет... грехи людей приходящих к Господу и кающихся: 1Ин.1:9-10; как, напр., и в другом месте сказано: «приходящего ко Мне не изгоню»: Ин.6:37; или «не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне»: Ин.17:9; отсюда ясно, что Господь берет на себя грехи только тех, кто уверовал в Него и творит волю Его: Ин.9:31.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О молитве за врагов.

Ин.17:9-10. Когда Господь говорит: «и Я прославился в них», то разумеет прошедшую и настоящую жизнь апостолов, исполненную любовию ко Христу – самоотречением: Мф.19:27; и чудесными благотворениями: Мф.10:8; об них то особенно и молился Господь. Но вообще из молитвы Иисуса Христа не был совершенно исключен даже и неверующий мир: «Отче! прости им»: Лк.23:34. Господь Сам повелел молиться за этот мир: Мф.5:44.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible