Скрыть
Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 25-26 Отче праведный, и мир Тебе не позна, Аз же Тя познах, и сии познаша, яко Ты Мя послал еси: и сказах им имя Твое, и скажу, да любы, еюже Мя еси возлюбил, в них будет, и Аз в них

Отче праведный, и мир Тебе не позна (Ин. 17, 25). Что это значит? Какая здесь последовательность? Этим показывает, что никто не знает Бога, кроме тех, которые познали Сына. Смысл слов Его следующий: Я хотел бы, чтобы все были в этом состоянии; но не (все) познали Тебя, хотя и ничего не могут сказать в свое оправдание. Вот это именно и значат слова: Отче праведный. В этих словах, мне кажется, Он выражает и негодование на то, что не хотели познать столь Благого и Праведного. Так как иудеи говорили, что Бога они знают, а Его не знают, то против этого Он говорит: яко возлюбил Мя еси прежде сложения мира (ст. 24), и тем защищает Себя от иудейских обвинений. В самом деле, Тот, Кто приял славу, Кто возлюблен прежде сложения мира, Кто желает их самих иметь свидетелями этой славы, – как мог быть Он противником Отцу? Несправедливо, значит, то, что говорят иудеи, будто они знают Тебя, а Я не знаю; напротив, Я знаю Тебя, другие же Тебя не познали. И сии познаша, яко Ты Мя послал еси (ст. 25). Видишь ли, что Он намекает на тех, которые говорили, будто Он не от Бога, и к этому направляет все слово? И сказах им имя Твое, и скажу (ст. 26). Но ведь Ты сказал, что совершенное знание даруется Духом? Так; но что принадлежит Духу, то – Мое. Да любы, еюже Мя еси возлюбил, в них будет, и Аз в них (ст. 26). Когда они уразумеют, кто Ты, тогда узнают, что Я не чужд, но весьма любим, что Я истинный Сын и соединен с Тобою. Убедившись же в этом, как должно, они соблюдут и веру в Меня, и твердую любовь. А когда они будут любить, как должно, тогда Я буду пребывать в них. Видишь ли, к какому прекрасному Он пришел концу, заключив речь словом о любви, матери всех благ? Будем же веровать и любить Бога, чтобы и о нас не было сказано: Бога исповедуют ведети, а делы отмещутся Его (Тит. 1, 16), и еще: веры отверглся есть и невернаго горший есть (1Тим. 5, 8).

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 25-26 Отче Праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня; Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет и Я в них

После такой молитвы о верующих и обещания им стольких благ, высказывает, наконец, нечто милостивое и достойное человеколюбия Его. Говорит: Отче Праведный! Я желал бы, чтобы и все люди получили такие блага, каких Я просил верным, но они не познали Тебя и потому не получат той славы и тех наград. «А Я познал Тебя». Намекает здесь и на иудеев, которые говорили, что знают Бога, и показывает, что они не знают Отца. Ибо «миром» во многих местах называет иудеев. Хотя иудеи говорят, что Ты не послал Меня; но Я сим ученикам Моим «и открыл имя Твое, и открою». Как же открою? Ниспослав им Духа, который наставит их на всякую истину. И когда они узнают, Кто Ты, тогда любовь, которою Ты возлюбил Меня, будет в них, и Я в них. Ибо они узнают, что Я не отчужден от Тебя, но весьма любим, что Я истинный Сын Твой и соединен с Тобою. Узнавши же это, они соблюдут веру в Меня и любовь, и, наконец, Я пребуду в них за то, что они таковы, что Тебя познали и Меня чтут, как Бога. И они веру в Меня сохранят непоколебимою.

Евфимий Зигабен (†1118)

Отче Праведный

Праведным называет здесь Иисус Христос Бога Отца за то, что Он благоволил, чтобы Его познали не одни только иудеи, но и все люди, чтобы все спаслись и никто не погиб вследствие незнания Бога. Это свойственно величайшей правде и благости.

И мир Тебе не позна

Все другие народы не познали Тебя, потому что они служат идолам, а иудеи потому, что по своей злонамеренности не признают Тебя Отцом Моим

Аз же Тя познах

по природе.

И сии познаша, яко Ты Мя послал еси

И ученики Мои узнали это из Моего учения и Божественных дел.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них

В окончании первосвященнической молитвы Господа сосредоточивается всё, что сказано в этот вечно великий вечер в прощальной беседе с учениками, которая, в свою очередь, сосредоточивает в себе всё, что сказано и сделано Господом во всё время Его общественного служения. – Призывается на суд правда Божия, в удовлетворение которой Он принёс Себя в жертву за мир, и пред суд этой правды представляется всё совершенное Господом и имеющее ещё совершиться.
– Отче праведный: не перед милость Твою приносится всё дело, совершенное Единородным Сыном Твоим, но перед правду Твою – судящую; пусть будет суд Твой праведный над тем, что совершил посланный Тобою для искупления мира.
– Мир Тебя не познал: ибо враждебно отнёсся к Посланному Тобою и предал Его смерти.
– А Я познал Тебя: зная Тебя, как сущий в лоне Твоём (Ин.1:18), Я познал и премудрость, сокровенную от родов, Твою премудрость в деле искупления и спасения мира. От Меня и сии, т. е. верующие, между коими первые – эти ученики Мои, познали во Мне Мессию, следовательно, познали и эту премудрость Твою в искуплении мира.
– И Я открыл им, по вере в Меня, имя Твоё, т. е. сообщил им полное по мере их способности теперь познание о Тебе, но они ещё не всё могут вместить теперь, а потому Я открою ещё полнее им впоследствии, по совершении дела искупления, когда пошлю им иного Утешителя, Святого Духа истины; открою чрез Него имя Твоё и всем верующим в Меня. Совершением, венцом всего Моего дела есть и будет то, что любовь, которая составляет самое существо Твоё как Бога (1Ин.4:8) и которая выразилась во всём деле, совершённом Мною (которою Ты возлюбил Меня), в них будет, составит основание их духовного единения с Тобою, вследствие чего и Я в них. И таким образом будет Бог всё и во всём (1Кор.15:28). Любовь всеобъемлющая, всесозидающая и всепроникающая будет всесовершающею в вечном славном Царстве Бога Отца и Сына и Святого Духа!

Толкование на Евангелие от Иоанна

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 24-26 Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них

Здесь – заключение молитвы. Kак тот, Kоторого Отец возлюбил прежде сотворения мира, Сын высказывает теперь не просьбу, а желание («хочу»), чтобы верующие – не только апостолы – были вместе с Ним и созерцали бы Его славу. Очень вероятно, что Христос говорит здесь о Своем втором пришествии на землю, пришествии во славе (Мф.24:30). Христос вполне уверен в исполнении Своего желания: «праведный», т. е. справедливый, Отец не может не исполнить Его желания. Миру, который не знает Отца, еще можно отказать в прославлении со Христом, но верующим, которых Христос уже научил знать Отца и будет научать этому впредь (через Духа-Утешителя), отказа быть не может. От Христа Отец перенесет Свою любовь и на верующих (Ин.16:27). А так как вечным и ближайшим предметом любви Отца есть Сам Христос, в Kотором любовь Отца почила всецело, то, значит, вместе с любовью Отца в души верующих сходит Сам Христос.

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О служении Богу.
 

Лк.1:74-75. Служение Богу разумеется в обширном смысле, жизнь по Богу в правде и преподобии истины: Евр.9:14; святость, без сомнения, разумеется здесь истинная: Еф.4:22-24; а не внешняя только, которая не спасла фарисеев: Мф.23:28. Служение Богу должно быть истинное: Ин.12:26;17:24-26; отпавшие от истинного вероучения Богу не служат: Евр.6:4-6.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible