Скрыть
Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 14-18 Аз дах им слово Твое, и мир возненавиде их, яко не суть от мира, якоже (и) Аз от мира несмь: не молю, да возмеши их от мира, но да соблюдеши их от неприязни: от мира не суть, якоже (и) Аз от мира несмь: святи их во истину Твою: слово Твое истина есть. Якоже Мене послал еси в мир, и Аз послах их в мир

Дах им слово Твое, и мир возненавиде их. Этим опять высказывает причину, по которой они достойны великого попечения Отца. За Тебя, говорит, и за слово Твое они подверглись ненависти; поэтому достойны всего промышления. Не молю, да возмеши их от мира, но да соблюдеши их от неприязни (Ин. 17, 15). Снова поясняет Свою речь, снова делает ее вразумительнее, – чем не иное что показывает, как только то, что Он много заботится об учениках, так как молится за них с таким тщанием. Но ведь Он сказал, что Отец все сделает, чего бы они ни попросили. Почему же здесь Сам молится за них? Это, как я сказал, только для того, чтобы выразить любовь к ним. От мира не суть, якоже и Аз от мира несмь (ст. 16). Как же Он в другом месте говорит: ихже дал еси Мне от мира, Твои беша (ст. 6)? Там Он разумеет природу, а здесь – злые дела. Таким образом, многое говорит в похвалу учеников: и, во-первых, что они не суть от мира, потом, что Сам Отец дал их, что они соблюли слово Его и что за это их ненавидят. А что Он говорит: якоже и Аз от мира несмь, – этим не смущайся. Слово якоже не означает здесь совершенного сходства. Как в таком случае, когда говорится о Христе и об Отце, словом якоже выражается полное равенство, по сродству Их естества, так и тогда, когда говорится о нас и о Христе, оно допускает великое различие, по причине великой и беспредельной разности между Его и нашим естеством. И если Христос беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его (Ис. 53, 9), то как могут быть сравниваемы с Ним Апостолы? Что же значат слова Его: от мира не суть? Они имеют в виду другой (мир), – у них ничего нет общего с землею, – они сделались небесными гражданами. И этим также Он показывает Свою любовь, – как хвалит их пред Отцом и поручает их Родившему. Сказав же: соблюди их, Он сказал не только об избавлении их от опасностей, но и об утверждении в вере. Потому и прибавил: святи их во истину Твою (Ин. 17, 17), – сделай святыми преподанием Святого Духа и правых догматов. Как прежде сказал: чисти есте за слово, еже глаголах вам (15, 3), так и теперь говорит то же самое: наставь их, научи истине. Но ведь Он сказал, что это делает Дух: как же теперь просит об этом Отца? Это опять для того, чтобы ты познал равночестие. А исповедание правых догматов о Боге действительно освящает душу. Не удивляйся и тому, что Он приписывает освящение слову. А что Он говорит о догматах, это видно из того, что Он прибавил: слово Твое истина есть (ст. 17), то есть нет в нем ничего ложного, но все сказанное должно непременно исполниться; нет также ничего образного, ничего телесного. Так и Павел говорит о Церкви, что Христос освятил ее – в глаголе (Еф. 5, 26). Значит, и глагол Божий может очищать. Впрочем, мне кажется, что выражение: святи их значит и нечто другое, именно: отдели их для слова и проповеди. И это опять видно из дальнейших слов. Якоже Мене, говорит Христос, послал еси в мир, и Аз послах их в мир (Ин. 17, 18). То же говорит и Павел: положив в нас слово примирения (2Кор. 5, 19). Действительно, для чего пришел Христос, для того и Апостолы обошли вселенную. Но слово якоже опять и здесь не означает равенства между Им и Апостолами: иначе каким бы образом люди могли быть посланы? А говорить о будущем, как о прошедшем, – дело Ему обыкновенное.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 17-19 Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир; за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною

Сделай их святыми чрез преподание Духа, сохрани их в правоте слова и догматов и наставь их, и научи истине. Ибо святость состоит в хранении правых догматов. А что Он говорит о догматах, это видно из объяснения: «слово Твое есть истина», то есть, нет в нем никакой лжи. Посему, если Ты дашь им сохранить слово Твое и самим сохраниться от зла, они освятятся истиною. Слова «освяти их истиною Твоею», означают нечто и иное, именно; отдели их для слова и проповеди и соделай их жертвою; пусть они послужат этой истине, пусть посвятят ей собственную жизнь. Прибавляет: «как Ты послал Меня в мир… и за них Я посвящаю Себя», то есть приношу в жертву; так Ты и их освяти, то есть отдели в жертву за проповедь и поставь их свидетелями истины, подобно как и Меня Ты послал свидетелем истины и жертвою. Ибо все принесенное в жертву называется святым. «Чтобы и они», как и Я, «были освящены» и принесены Тебе, Богу, не как жертвы подзаконные, закалаемые в образе, но «истиною». Ибо ветхозаветные жертвы, например, агнец, голуби, горлицы и прочее, были образами, и все святое в прообразе было посвящаемо Богу, предъизображая собою нечто иное, духовное. Души же, принесенные Богу, в самой истине освящены, отделены и посвящены Богу, как и Павел говорит: «представьте члены ваши жертвою живою, святою» (Рим. 12, 1). Итак, освяти и посвяти души учеников, и сделай их истинными приношениями, или укрепи их потерпеть и смерть за истину.

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина

ПОЧЕМУ ЦЕРКОВЬ МЫ НАЗЫВАЕМ СВЯТОЙ? В молитве Богу Отцу о верующих Господь Иисус Христос сказал: «Святи их во истину Твою: слово Твое истина есть... И за них Аз свящу Себе (Я посвящаю Себя), да и тии будут священи во истину» (освящены истиной) (Ин. 17:17).

Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О девятом члене Символа веры

Евфимий Зигабен (†1118)

Святи их во истину Твою

Освяти их истиной учения через Всесвятого Духа, так как истинное учение освящает человека. Затем Иисус Христос объясняет, что Он назвал истиной.

Слово Твое истина есть

Истина есть слово, т.е. учение Твое, сообщенное ученикам Тобой через Духа Святого. И прежде Иисус Христос сказал: Дух истины, наставит вы на всяку истину (Ин. 16, 13). (А слово это Иисус Христос приписывает Отцу в том же смысле как и прежде Он сказал: Аз от Себе не глаголах, но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю (Ин. 12, 49)).

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина

– Освяти их истиною Твоею: ученики уже пребывали во истине, ибо преданное им Христом от Бога учение (слово) они приняли и уразумели и уверовали в Иисуса как Мессию, а в этом — сущность христианской истины. Господь молит теперь Отца Своего Небесного не о том только, чтобы Он сохранил их в этой истине (молитва о сем выше, Ин.17:11), а о том, чтобы благоволил освятить их в этой истине. Освятить значит в общем смысле сделать святым, в частном — принести в жертву Богу или отделить для особенного служения Богу. В приложении к апостолам освящение их означает поставление их на дело особенного служения Богу, их особенное должностное служение именно как проповедников и служителей Евангелия (Ин.17:18), поставление — чрез сообщение им особенных даров и сил для прохождения сего служения. Это совершилось в излиянии на них даров Святого Духа (Ин.14:17; Ин.15:26; Ин.16:7 и д.). В сем особенно открылась истина Божия, как и называется Дух Святой Духом истины во всей последней беседе Господа, где Он говорит о Нем как ином Утешителе. 
– Слово Твое есть истина: т.е. освяти их истиною в Духе Святом, для служения особенного их этой самой истине, которая есть слово Твое или учение Твое, следовательно, для особенного служения слову Твоему или учению истины, которое они должны распространить и утвердить в мире после Его отшествия от них ко Отцу. Это особенное служение их должно простираться до самоотвержения, до принесения себя в жертву истине или слову истины, и в сем случае они будут как жертва посвященная и освященная Богу. Таков здесь смысл молитвы — освяти: отдели их Себе на особенное служение Тебе в слове истины, даруй им потребные к тому силы и особенные дарования и приими их как посвященную тебе жертву, приносимую ими в сем служении до самоотвержения (ср. 3лат. и Феофил.). Ученикам Господа потребно такое освящение именно потому, что они предназначаются на таковое особенное служение. Бог, посылая в мир Сына Своего единородного на особенное служение, освятил Его (Ин.10:36; см. прим.); и для апостолов, посылаемых в мир также на особенное служение, нужно также освящение от Отца: как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир; следовательно, как освятил Ты Меня, так освяти и их (как: ср. прим. к Ин.17:14). Послание учеников на всемирную проповедь совершилось по воскресении Господа (ср. Ин.20:21; Мф.28:19), но Господь во всей этой молитве созерцает дело Свое как бы уже совершившимся, и притом в самом избрании апостолов заключалась уже мысль о таковом их служении.

Толкование на Евангелие от Иоанна


Ст 17-19. Сие заповедаю вам, да любите друг друга.  Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.  Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. 

 Сие заповедую вам и пр.: ещё раз напоминает Господь ученикам Своим об этой новой Своей заповеди – взаимной любви их между собою (Ин.13:34-35), имея в виду говорить с ними о той вражде, какой воскипит в отношении к ним мир, и укрепит их дух в борьбе их с этой враждой к ним мира. В обществе Моих последователей должна быть крепкая взаимная любовь и единство, – таков основной характер Моего Царства (Ин.13:35); но к этому есть и внешние побуждения: при такой любви и единодушии успешнее будет борьба Моих последователей с миром, которому в его нападениях на Царство Моё даст также единодушие вражда и ненависть к Богу и ко Мне, каковая ненависть обрушится на последователей Моих. Утешением и укреплением при сем последователям Христовым должна быть мысль, что эта ненависть и вражда мира направлена собственно против Христа и Отца Его Небесного, и, следовательно, если они будут страдать от этой вражды и ненависти, то это будут страдания за Христа и Бога, и за эти страдания будет великая награда, враждующим же – наказание.
 Если мир – как совокупность всего враждебного Христу и Богу – вас ненавидит и пр.: см. прим. к Ин.7:7.
– Меня прежде вас: так как Я глава и Началовождь этого ненавистного миру общества верующих в Меня, первый положивший начало самому образованию этого общества. – Верою во Христа и единением с Ним ученики Его внесли в мир новое начало духовной религиозно-нравственной жизни, долженствующее иметь влияние и на все сферы жизни; мир находит это новое начало жизни чуждым для себя, ненавистным и стремится не допустить его в свою жизнь, уничтожить его насилием. Вот почему, если бы вы были от мира, водились бы его началами в жизни, проникнуты были его интересами и стремлениями, то он любил бы вас, как своё порождение, как ему принадлежащее; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, отделил вас от него, как носителей и представителей нового начала духовной религиозно-нравственной жизни, потому ненавидит вас мир, как представителей этого нового, ненавистного ему начала жизни. «Вам, говорит, напротив, нужно было бы скорбеть в том случае, если бы мир, т. е. злые люди, любили вас. Ибо, если бы они любили вас, это было бы знаком того, что и сами вы имеете с ними общение в той же злобе и лукавстве. А теперь, когда злые ненавидят вас, вы радуйтесь» (Феофил., ср. Злат.).

Толкование на Евангелие от Иоанна

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина

«Освяти их» (ἀγίασον αὐτούς). Здесь Господь говорит не только о сохранении апостолов от порочных мирских влияний: об этом Он просил Отца уже раньше, а и о снабжении их святостью в положительном смысле этого слова, которая им необходима для совершения будущего служения.

«Истиною Твоею»: правильнее – «в истине» (ἐν τῇ ἀληθείᾳ). Христос сейчас Сам объясняет, что эта истина есть «слово Отца», которое передал апостолам Христос (стихи 8, 14). Раз апостолы с помощью благодати Отца, Kоторый преподаст им эту благодать во Святом Духе, усвоят это «слово», то они окажутся вполне готовыми (освященными) для распространения этого слова в мире.

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

Об апостольском посланничестве.

Ин.17:15,17. Здесь говорится о том зле, в котором лежит весь мир: 1Ин.5:19. От него-то и молит соблюсти апостолов Иисус Христос, посылающий их в мире как овец среди волков: Мф.10:16. Затем Господь испрашивает им освящения истиною (ст. 17), т. е. поставления их на дело особенного служения Богу, именно как проповедников и служителей Евангелия: Ин.17:18; Мф.28:19. Это поставление совершилось чрез сообщение им особенных даров для прохождения сего служения: Ин.14:17; Деян.2:1-4. Можешь ли ты, христианин, из пасомых, равняться с апостолами?

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible