Скрыть
Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 7-8 Но Аз истину вам глаголю: уне есть вам, да Аз иду: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще (ли) же иду, послю Его к вам, и пришед Он обличит мир о гресе и о правде и о суде

Но Аз истину вам глаголю (16, 7). Смотри, как Он опять утешает их. Не то, говорит, Я возвещаю вам, что приятно для вас; но, хотя вы и крайне печалитесь, однако надобно выслушать полезное. Вам хотелось бы, чтобы Я остался, но полезно – иное. А кто заботится, тому свойственно не щадить друзей, когда дело идет о их пользе, и не отвлекать их от того, что для них выгодно. Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет. Что скажут здесь не имеющие надлежащего понятия о Духе? Ужели лучше, чтобы отшел Господь и пришел раб? Видишь ли, как велико достоинство Духа? Аще ли же иду, послю Его к вам (ст. 7). Какая же отсюда польза? И пришед, Он обличит мир о гресе (ст. 8), то есть, если Он придет, враги, поступая так, не останутся без наказания. Конечно, и того, что уже сделано, достаточно, чтобы заградить им уста; но когда и чрез Него явлены будут те же дела, когда и учение будет предложено совершеннейшее, и чудеса совершены еще большие, тогда они гораздо более подвергнутся осуждению, так как будут видеть, что все это совершается во имя Мое, чем еще очевиднее доказывается воскресение. Теперь они могут еще говорить: Он сын тектона, мы знаем Его отца и матерь; но когда увидят, что смерть разрушается, зло истребляется, исправляются недостатки природы, прогоняются демоны, когда увидят неизреченное подаяние Духа и что все это делается чрез призывание Меня, – что они скажут тогда? Свидетельствовал о Мне и Отец; свидетельствовать будет и Дух. Он уже свидетельствовал и в начале; но будет свидетельствовать и теперь.

Выражение: обличит о гресе значит: отнимет у них всякое оправдание и покажет, что их преступление непростительно.

Иннокентий Херсонский, свт. (†1857)

Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам

«Аще Аз не иду, – говорит Он, – Утешитель не приидет». Значит, между восшествием Его и снисшествием Святаго Духа есть, кроме духовной, некая связь пресущественная, по силе коей без первого не могло быть и последнего, на каковую мысль наводят и слова Евангелиста; «не у бо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен» (Ин. 7:39). Что значит сие? То, что, по своей грубости и плотяности, мы сами не могли непосредственно приять Святаго Духа: для сего требовался некий посредствующий орган, через который благодать Духа могла бы излиться на нас. Богоносный и духосообщительный орган сей есть пречистое Человечество Спасителя нашего, от исполнения коего мы имели приять благодать возблагодать. Но для сего Ему Самому надлежало раскрыться во всей силе, и для сего, оставив землю, не могущую вместить славы Божественной, взойти превыше всех небес, возсесть одесную Отца. Там, на престоле славы, Человечество Искупителя нашего просветлело всей славою Божества, и по теснейшему соединению Своему с одной стороны с Божеством, с другой – с нами, открыло Собою Пресвятому Духу ближайшую удобность пролиять благодать даров Своих на все человечество, на всякую плоть. На сие-то самое, должно думать, указывал Сам Спаситель, когда, говоря ученикам о будущем пришествии Святаго Духа, утверждал, что Он от Него приимет. Ибо Утешитель всеблагий точно от Него премилосердого приял удобность низойти на человечество так, как нисшел в день Пятидесятницы, то есть, во всей полноте благодатных даров Своих.

Как ни скудно, братие, созерцание сие, но и из него видна сила слов Спасителя: «уне… да Аз иду… аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет!». Пришествие Святаго Духа для нас было нужнее видимого пребывания с нами Спасителя, ибо дело искупления было совершено Им, а дело благодатного освящения надлежало совершить Святому Духу; между тем, без восшествия Его на небо, не могла бы излияться благодать Духа. Тогда могли бы мы сетовать, если бы пребывание в Церкви Духа Святаго не заменило совершенно видимого присутствия в ней Спасителя, но кто может сказать сие? Чего не соделал и не содевает Дух Святый для Церкви и для каждого верующего? Вначале нужно было первее всего образовать апостолов: и они, кои, столько времени ходя со Спасителем и слыша беседы Его, не могли освободиться от неправых понятий, по сошествии Святаго Духа тотчас сделались другими людьми, начали возвещать слово веры всем и каждому, и в первый день один Петр обратил ко Христу целые тысячи. Надобно было для ускорения роста в новом вертограде Христовом сообщить верующим различные дарования необыкновенные, и Дух Святый начал разделять их в таком избытке, что каждому из верующих давалось явление духа на пользу. Требовалось образовать Таинства для видимого освящения верующих; и при действии Духа – Освятителя – немедленно восприяли начало семь Таинств, обнимающих и освящающих собою все главные перемены в жизни человека. Для пастырей Церкви необходимо было руководство при дальнейшем устроении ее благолепия и ограждения ее законами – и на Вселенских Соборах Дух Святый просветил их умы для отражения всех ересей, для утверждения всех догматов, для законоположения на все случаи. А бесчисленные сонмы мучеников? Кто одушевил их твердостью, как не Дух Святый? А многочисленные сонмы пустыножителей? Кто воспитал и совершил их в смирении и любви, как не благодать Духа? А множество светил Церкви, учителей вселенских? Откуда заимствовали озарение, как не от Его света? И теперь, есть ли хотя один человек, который бы мог по праву сказать: для спасения моего недостает того или другого?

Слово второе на день Вознесения Господня

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам

Господь вознесся от нас на небо не для того, чтобы опечалить нас Своим отшествием, но чтобы устроить нам полезнейшее. Вся жизнь Его, все дела Его были на пользу нашу, во спасение наше; точно также и вознесение Его было для нашего блага. Как любя нас, Он сошел к нам с небес и, пожив с человеками, положил за них душу Свою на кресте, так любя нас и на небо вознесся, нам же благодетельствуя. Так Он Сам говорил ученикам Своим: «лучше для вас, чтобы Я пошел, ибо если Я не пойду, то Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16, 7). Итак, Господь вознесся на небо для того, чтобы вместо Себя послать равного Себе — Утешителя Духа Святого, Который утешил бы св. апостолов и всех истинных христиан в их скорбях, бедах и гонениях. — Вот первая причина радости. Гряди же, гряди, Господи Иисусе, и посли нам Утешителя!

Слово в день Вознесения Господня

Евфимий Зигабен (†1118)

Но Аз истину вам глаголю

потому что Я сама Истина. Хотя бы вы гораздо больше были опечалены, однако, Я говорю истину и не скрою того, что может опечалить вас, как делают те, которые говорят из угождения. Затем, продолжая утешать учеников, Иисус Христос показывает, что самое отшествие Его для них полезно.

Уне есть вам, да Аз иду: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще (ли) же иду, послю Его к вам

Вы, конечно, желаете, чтобы Я жил с вами, между тем как для вас полезнее совершенно иное. А всякий заботливый начальник не должен потворствовать своим возлюбленным питомцам, когда они желают бесполезного. Пресвятая Троица свыше благоволила, чтобы Бог Отец привлек учеников к Сыну, Сын научил их, и Дух Святой усовершил. Два дела уже исполнилось; должно было исполниться и третьему, именно – чтобы Дух Святой сделал учеников более совершенными, но это могло исполниться не прежде, чем уйдет Сын. Поэтому-то и сказал Иисус Христос ученикам: уне есть вам, да Аз иду и т.д. Подобно тому как аще не иду Аз, Утешитель не приидет к вам, так: и если Утешитель не придет к вам, вы не сделаетесь более совершенными. Итак, необходимо, чтобы Я пошел, совершив то дело, которое Я должен был совершить, – необходимо для того, чтобы пришел другой Утешитель и сделал вас более совершенными.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст.5-7. А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь? Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам

Эта речь Господа о ненависти мира к Нему и Его последователям, о предстоящих сим последним бедствиях и страданиях (Ин.16:15 и далее), несмотря на успокаивающие обетования Его, скорбью и печалью исполнила сердце учеников, ещё не твёрдых, ещё не усовершившихся до той степени, на каковую вошли они с принятием Святого Духа в день Пятидесятницы. Отшествие от них Господа, несмотря на обетования нового пришествия Его к ним, понималось ими более с точки зрения разлуки с ними и продолжало смущать их, даже после не раз повторённого – не смущайтесь. Потому Господь снова обращает внимание их на великие плоды для них Своего отшествия от них, вновь соединяя с ним обетование о ниспослании им, вследствие Его отшествия, иного Утешителя. Утешая Своих учеников, Господь Сам скорбел, что мысль о Его отшествии только смущает их, потому что они более заняты только этим отшествием Его и разлукой с Ним, а не той высокой целью, по которой Он отходит от них, и вот Он, напомнив им, что идёт к пославшему Его Отцу Небесному, как бы с упрёком говорит им, что никто из них не спрашивает: куда Он идёт? Он хочет этим замечанием обратить внимание их более на утешительную, чем опечаливающую их, сторону Своего отшествия от них. Пётр спрашивал Господа: куда идёшь (Ин.13:36), но спрашивал не с мыслью о великих плодах Его отшествия, а с мыслью о возможности последовать тотчас за Ним. На эту же светлую, утешительную и обильную великими следствиями сторону Его отшествия мысль учеников ещё не обращалась ими самими, и с этой мыслью никто из них не спрашивал Его – куда идёшь. Желая новым указанием на эту утешительную сторону ослабить и изгнать из сердца учеников печаль их, Господь этим упрёком вызывает учеников расспрашивать Его о Его отшествии с этой стороны, чтобы вновь раскрыть им сей предмет.
– Я сказал вам это: т. е. сказал о Своём отшествии от них и о бедствиях, коим они подвергнутся после Него.
– Печалью исполнилось сердце ваше: поскольку они обращали своё внимание при этом более на разлуку с Ним, чем на великие плоды Его отшествия, на которые Он и указывает снова теперь, совокупляя их в одном, – обетовании пришествия к ним другого Утешителя вследствие именно Его отшествия, указывает с силой и некоторым как бы напряжением удостоверения (Я истину говорю вам). Для них – учеников – нужно, чтобы Он отошёл от них к Отцу, ибо это – непременное условие сошествия Святого Духа, силою и действием Которого они победят враждебный им мир.
– Если Я не пойду и пр.: образ речи условный; если бы можно было представить, что Я остался бы с вами на земле, то другой Утешитель не пришёл бы к вам. Причина – та, что Господу нужно было чрез Свои страдания и смерть прославиться как Искупителю человечества, чтобы оно сделалось способным к принятию даров Святого Духа; мысль – та же, что Ин.7:39; см. примеч. «Если Я не умру за мир и не пойду к Отцу, предав Сам Себя в жертву и умилостивление за грехи мира: то Утешитель не придёт. Ибо, как Он придёт, если вражда не прекратится чрез умерщвление греха, если Отец не примирится с естеством человеческим?» (Феофил.).
– Пошлю Его к вам: см. примеч. к Ин.15:26.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

   Ст. 7-11 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден.

«Истину говорю вам»: тайны Божии, тайны великия открываю вам, глаголет Господь; и после сего вещает подробнее и частнее о «Утешителе Духе Истины», о Котором Он благовествовал уже им Ин.15:26, как о Свидетеле Своем. Прежде всего (Ин.16:7) Господь ставит пришествие Утешителя в зависимость от Своего отшествия, разумея под сим, что только священная Жертва, Им приносимая, может приуготовить человека к восприятию Духа Божия. Лучше для вас, глаголет Господь, пережить эти грядущие часы скорби и душевных мук, потому что Я иду не для того, чтобы удалиться навсегда от вас, но чтобы осчастливить вас на веки, на веки пребывать с человечеством верующим в Духе. Только Жертва, принесенная Агнцем, искупив человечество, дала ему возможность воспринять Утешителя, т. е. воспринять непрестанное вечное пребывание Духа Божия с теми, которые верою воспринимают тайну спасения. Господь, в образе человеческом обитавший в Палестине, волею Своею, Божией, подчинился пространству и времени и пределам человеческого существа. Отходя, Он указывает, что эти добровольно наложенные на себя пределы и преграды будут Им уничтожены и Он посылает от Отца(Ин. 15:26) Утешителя Духа «идеже хощет дышет и глас Его слышиши, но не веси откуда приходит и камо идет»(Ин.3:8). Чтобы пришел Утешитель, Дух Божий, надобно было, чтобы Господь восшел ко Отцу, совознеся с Собою и освящая плоть человеческую, а после сего Господь является ученикам и глаголет: «приимите Дух Свят». Не оставляет Господь учеников, отходя Сам и посылая Утешителя, ибо, как говорит Василий Великий: «Одно начало существ созидающее через Сына, и совершающее в Духе... посему представляй Трех: повелевающего Господа, созидающие Слово и утверждающего Духа».

Посему Утешителем, как показует Григорий Богослов, Параклитом и Умолителем называется и Господь наш Иисус Христос298, ибо действия Божества, единое суть действие, хотя различны по образу проявления своего299.

Грядет Утешитель, Дух Истины для утешения и для обличения.

Все (говорит Св. Кирилл Иерусалимский), направляется Духом Святым к благому и спасительному. И, во-первых, пришествие Его кротко, ощущение благоуханно, бремя весьма легко. Приходит Он с сердоболием искреннего попечителя, потому что приходит спасти, исцелить, научить, вразумить, укрепить, утешить, просветить ум, сперва в приявшем Его, а потом чрез него и в других.

И как у человека, который прежде был во тьме, и потом увидел внезапно солнце, просвещается телесный взор, и чего не видел он, видит то ясно; так и у сподобившегося приять Святого Духа просвещается душа и усматривает он чего не знал, и что выше человека»300.

Грядет Дух Истины и для утешения и для обличения301.

Обличает Дух Святой, раскрывая тайны человеческого сердца перед абсолютной Божественной Правдой. В слове сем обличение лежит мысль о высшей власти и праведном суде и наказании как естественном последствии обличенного перед правдою Божией греха человеческого. Но здесь под именем обличения разумеется еще высшее действие, ибо Господь говорит, что Утешитель «пришел обличить мир (не только) о грехе, но и о правде и суде». Правда явлена будет с пришествием Утешителя как светило, освещающее внутреннего человека, «да откроются помышления сердец»302.

В трех предметах сих уразумеваем изображение всей плотской и духовной жизни человека, ибо обличение касается греховного состояния человека, его оправдания верою в Правду, и осуждения мира в его прелестях и похотях, вместе с князем мира, т. е. диаволом.

«Обличит мир о гресе, яко не веруют в Мя». Основной грех, в котором как бы заключаются все прочие, есть неверие, отсутствие веры и любви к Ходатаю и Спасителю и Господу, приносящему Себя в жертву за грех мира. Грех прежде всего есть идолопоклонство, ибо он есть обоготворение себя и своих желаний и страстей или своего разума, возводимого на высоту ему не подобающую. Созерцая лишь самого себя, человек за заслоняющим образом своим не видит Бога и не может поэтому понять любви и жертвы Господа Иисуса. Таковых обличает Дух Святой о грехе, и ко множеству частных примеров из Апостольской истории и проповеди303 мы присовокупим мировое и вечное обличение Духа Святого иудеев и язычников и философов атеистов. Воспринять же Духа Святого может только верующий, а верующий отдает в распоряжение Бога волю свою, отказываясь совершенно от собственной воли своей или лучше сказать стремясь слить свою человеческую волю с волей Божией.

Отсутствие веры ведет за собою исполнение своих собственных желаний, кичение своим собственным умом, а потому и смерть, ибо сказал Господь: «любящий душу свою потеряет ее; а ненавидящий душу свою в мире сем, сохранит ее в жизнь вечную»304 и «какой выкуп даст человек за душу свою»305? Слияние же своей человеческой воли с волею Божией есть жизнь вечная, возжигаемая Духом ради предвечного Слова во плоти принесшего Жертву за мир пред Богом Отцом.

Дух Святой, продолжает Господь, обличит мир «о правде яко ко Отцу Моему иду, и к тому не видите Мене».

Выражение это, говорит Иоанн Златоуст306, означает, что Господь воспоминает чистую и святую жизнь Свою и указывает, что Он идет ко Отцу, и что Дух отнимает у врагов Господа всякий предлог к обвинению Его. Другими словами можно разъяснить выражение Господа, воспоминая пророчества и псалмы, которые указывали на безгрешного Агнца, мучимого за беззакония людей, но Который Сам был непорочен и безгрешен307. Он был праведен, но причислен к беззаконникам, но Дух Божий свидетельствует и обличает о Правде Его. Дух не только раскрывает правду, Дух обличает неверующих, что распятый, как беззаконник, есть Сам Бог, источник всякой правды. Слово Божие по Существу Своему есть истина, есть правда и Господь Иисус Христос, – Слово, восприявшее существо человеческое и подчинившее Себя пространству и времени, – есть откровение Правды на земле. Веровать в Господа есть знать Правду, а утверждается эта истина тем, что Богочеловек восходит ко Отцу, исполнив на земле всякую правду» (Матф. III, 15) и водворив ее на земле Своим Божественным присутствием.

В Господе было исполнение всякой правды: правды закона и правды милости и благодати.

Возвращение Господа ко Отцу знаменует окончание дела: «Я, глаголет Господь308, прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить».

Когда дело совершено будет, то Господь удалится с земли видимо: «и ктому не видите Мене».

Он станет невидим телесными очами, но просветление духовных очей Духом Святым создает новое зрение духовное, которым мы осмеливаемся созерцать Бога во Иисусе Христе по благодати Духа Святого, ибо ведаем, что Вседержитель не оставил нас сирых, пришел к нам и обитает с нами в Духе. Оттого, мы, хотя грешники, но веруя, и с помощью Духа Святого, «взираем на начальника и совершителя веры» (Евр. XII, 2) «вознесенного на крест, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. III, 15). Посему мы веруем, что Правдой Его и мы очистимся и освятимся, ибо Он Истина и Любовь глаголал к нам грешникам: «грядущаго ко мне не изжену вон» (Иоан. VI, 37).

Дух Святой обличит мир, и «о суде, яко князь мира осужден бысть».

Самое появление Правды есть уже суд мира и князя его, т. е. диавола, учащего злоупотреблять дарами Божиими, т. е. умом и волею и телом. Дух Истины, просветляя духовные очи человека, дает ему и знание тех козней, кои окружают его. Дух Святой и укрепляет человека в борьбе с сими кознями и дает человеку надежду и уверенность в победе, если только он верит в Господа и любит Его, ибо Господь победил диавола и мир. «Мужайтесь, глаголал Господь, Я победил мир»309.

Изучая в совокупности слова Господа об Утешителе, имеющем придти и обличить мир о грехе и о правде и о суде, вспомним еще знаменательные слова Апостола Павла о благовестии, которое «для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь»310.

И когда в день Пятидесятницы Дух Святой сошел на Апостолов, то среди народа одни насмехались, но другие уверовали и крестились и спаслись, сделавшись соучастниками даров Духа Святого311. И Господь не раз указывал, что Он пришел внести разделение в мир312.

Поэтому пришествие Духа Святого Утешителя и Обличителя есть эпоха мира и радости, но и обличения и разделения и предварительного суда, совершаемого высшею правдою, отделяющею сердца, идущие к свету, от сердец волею своею желающих оставаться во тьме.

Дух Божий Своим присутствием освещает мир, а потому ярко выделяется грех, основанный на неверии313; верующий же получает утешение и силу бороться против греха, ибо душой своей ведает, что Господь Иисус Христос возшел к Богу Отцу, победив мир и князя его и вечно пребывает с нами в Духе. И тех только, кого предизбрал Бог и отделил для Себя и освятил, тех Дух и учит, что говорить Богу и как воздыхать к Нему314.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-8 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде

Господь снисходит к такому состоянию учеников и хочет рассеять их удручающую скорбь. «Для вас же лучше, – говорит Он им, – чтобы Я теперь ушел от вас: в таком случае к вам явится Утешитель». Этот Утешитель, о деятельности Kоторого в отношении к апостолам и другим верующим Христос говорил выше (Ин. 14:16, 15:26), теперь изображается в своем значении для неверующего мира. Впрочем, толкователи расходятся в решении вопроса о том, перед кем явится обличителем или свидетелем о Христе Святой Дух: перед миром или же только перед верующими. Одни говорят, что здесь Господь говорит о том, что благодаря деятельности Святого Духа истина Христова и неправедность мира выяснятся только для сознания верующих. «Им будет открыт весь грех мира, вся его неправедность и та погибель, на которую он осужден… А чтó мог Дух раскрыть глухим и слепым духовно, чтó мог поведать Он мертвецам? Но о них мог Он указать тем, которые могли Его восприять» (Сильченков). С таким толкованием нельзя согласиться, потому что, во-первых, Господь выше (Ин. 15:26) уже сказал, что Дух будет о Христе свидетельствовать миру, а во-вторых, странно было бы предположить, чтобы мир, который был так возлюблен Отцом (Ин. 3:16–17) и для спасения которого пришел Сын Божий (Ин. 1:29, 4:42), был лишен воздействия Святого Духа. Если некоторые указывают на то, что мир не внял обличению, которое отмечается здесь, однако, как совершившийся факт, как пришедшее в осуществление («обличит», стих 8), то на это нужно сказать, что употребленный здесь греческий глагол ἐλέγχειν («обличать») не значит «довести человека до полного сознания его виновности», а только «приводить веские доказательства, которые, однако, могут быть и не приняты во внимание большинством слушателей» (ср. Ин. 8:46, 3:20, 7:7). Ввиду сказанного, лучше держаться того мнения, что речь здесь идет, главным образом, об отношении Утешителя к неверующему и враждебному в отношении ко Христу миру, перед которым Утешитель и выступит в качестве свидетеля.

В чем же будет обличать или свидетельствовать Утешитель? О грехе вообще, о правде вообще, о суде вообще (все стоящие здесь греческие существительные – ἀμαρτία, δικαιοσύνη, κρίσις – стоят без артикля и, следовательно, обозначают собой нечто абстрактное). Мир не понимает как должно этих трех вещей. Он делает зло и, однако, уверен, что это не зло, а добро, что он не грешит. Он смешивает добро со злом и считает безнравственность явлением естественным, показывая этим, что он вовсе не имеет понятия о правде или праведности, не верит даже в ее существование. Наконец, он не верит и в суд божественный, на котором должна решиться судьба каждого сообразно с его делами. Вот эти-то истины, чуждые пониманию мира, Дух-Утешитель должен выяснить миру и доказать, что существуют и грех, и правда, и суд.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible