Скрыть
Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 32-33 Се, грядет час, и ныне прииде, да разыдетеся кийждо во своя и Мене единаго оставите: и несмь един, яко Отец со Мною есть: сия глаголах вам, да во Мне мир имате: в мире скорбни будете: но дерзайте, (яко) Аз победих мир

Выражение же: Отец со Мною есть (ст. 32) Он опять употребил для них, потому что всегда и везде хотел научить их этому. Потом, чтобы показать, что, говоря таким образом, Он еще не преподал им знания совершенного, но сказал так для того, чтобы они не смущались мыслями, – а им естественно было подумать нечто человеческое и что они не получат от Него никакой помощи, – говорит: сия глаголах вам, да во Мне мир имате (ст. 33), то есть чтобы вы не удаляли Меня из ваших мыслей, но всегда имели бы в своем сердце. Итак, пусть никто не возводит в догмат этих слов: они сказаны в наше утешение и по любви. Не теперь только, говорит, вы подвергаетесь таким страданиям, и ваши бедствия этим не окончатся; но до тех пор, пока вы будете в мире, вы будете иметь скорбь, – не теперь только, когда предают Меня, но и после. Но будьте бодры духом: вы не потерпите никакого зла. Когда Учитель победил врагов, то не должно уже скорбеть ученикам. Но как, скажи мне, Ты победил мир? Сказал же Я, что низложил его князя; но вы это узнаете и впоследствии, когда всё будет уступать и повиноваться вам.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 29-32 Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой; теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя: посему веруем, что Ты от Бога исшел. Иисус отвечал им: теперь веруете? Вот наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону, и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною

Ученики, услышав, что Бог Отец будет любить их, и что они не нуждаются в посредничестве Его, Христа, как усвоенные Отцу, и что Он исшел от Бога, говорят: «теперь видим, что Ты знаешь все», то есть знаешь, чем соблазняется сердце каждого, и не имеешь нужды узнавать это от других, и потому веруем, что Ты от Бога исшел. Ибо знать тайны сердечные свойственно Богу (Пс. 43:22). Смотри же, как они были несовершенны, когда говорят: «теперь видим». Они, так много и долго слушавшие учение Его, говорят: теперь мы знаем. А Христос объявляет им, что они и теперь еще несовершенны, что они не уразумели ничего великого о Нем, но еще обращаются низко и около земли. Он говорит: «теперь веруете?» и этим как бы упрекает и укоряет их за медленность веры. А чтобы они, держась таких мыслей о Нем, не подумали, что они угождают Ему, говорит: «наступает час, что вы рассеетесь каждый в свою сторону». Вы думаете, что имеете обо Мне великое представление. А Я говорю вам, что вы оставите Меня врагам, и такой страх овладеет вами, что вы и удалитесь от Меня не вместе друг с другом, но рассеетесь каждый поодиночке, и каждый сам себе будет искать убежища и спасения. Но Я от того не потерплю никакого зла. Ибо Я не один только, но и Отец вместе со Мною. Посему Я страдаю не по бессилию, но добровольно отдаюсь распинателям. Когда, посему слышишь: Боже! «для чего Ты Меня оставил» (Мф. 27:46), не понимай так просто, будто Спаситель оставлен Отцом, (ибо, как Он свидетельствует здесь: «Отец со Мною»?), а понимай так, что слова эти сказаны естеством человеческим, оставленным и отверженным за грехи, но во Христе примиренным и усвоенным Отцу.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Евфимий Зигабен (†1118)

Се, грядет час, и ныне прииде, да разыдетеся кийждо во своя и Мене единаго оставите

Под часом, или временем, Иисус Христос разумеет здесь нападение сообщников Иуды предателя, когда ученики, оставив Его, все бежали, как пишет евангелист Матфей (26, 56), тогда действительно страх обнаружил несовершенную веру учеников, так как они соблазнились несколько страданиями Спасителя.

И несмь един, яко Отец со Мною есть

Он всегда со Мною, потому что Мы нераздельны.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст.31-32. Иисус отвечал им: теперь веруете? Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною. 

Иисус отвечал им 
и пр.: с живостью и одушевлением ученики выразили свою веру в Господа как Мессию. Это была искренняя и глубокая вера, но взор Господа видел ещё несовершенство таковой веры, ещё не озарённой Духом Святым. Несовершенство сие выразилось в одном их слове – теперь, и Господь видел его именно в этом слове, как видно из ответа Его, видел, что и представляемые учениками основы их веры теперь опираются на не совсем правильно понятых ими словах Его. «Дети ещё были, замечает блаженный Августин, до того ещё непонятливы, что не тотчас понимают даже и то, что они не понимают» (ср. Злат., и Феофил.). Тем не менее, это искреннее, глубокое, детское исповедание веры было дорого для Господа в эти решительные минуты. Эти одиннадцать простых галилеян чувством своим поняли и приняли и возлюбили Его как Мессию; этого довольно теперь, иной Утешитель придёт и просветит их ум и укрепит волю; теперь же и этого довольно, и Господь мог окончить беседу с ними благодарственной молитвой Богу Отцу Своему Небесному. Он так и поступает, но предварительно даёт понять ещё ученикам, что вера их со временем только, когда озарит её Дух Святой, будет совершенна для их высокого служения будущего, а теперь ещё не выдержит предстоящего ей искушения. Упоминая о сем близком искушении, Он, без сомнения, имеет в виду укрепить её, насколько это возможно с их стороны, против этого самого искушения.
– Теперь веруете? Вопрошает Господь. Думаете, что теперь вера ваша в Меня достигла силы и крепости веры несокрушимой, вопреки словам Моим, что совершенства достигнете вы после Моего отшествия от вас, когда приидет к вам другой Утешитель? Нет, ваша вера теперешняя не выдержит первого же испытания, какому она в скором времени – через несколько часов – подвергнется.
– Вот наступает час, и настал уже, т. е. весьма близко то время (ср. прим. к Ин12:23;4:23), когда вы рассеетесь и оставите Меня одного.
– Каждый в свою сторону:
или каждый в своё место, кому куда случится. – (Кажется, Иоанн сокращённо передаёт здесь ту же речь, которую подробнее передают евангелисты Матфей 26:31-35 и Марк 14:27-31, при чём последовало второе предсказание Петрова отречения и уверение учеников в их преданности Ему до смерти, что вполне согласно с настроением учеников в сию минуту, по Иоанну, и с намерением Господа указать на несовершенство ещё её, по которому она не выдержит предстоящего ей искушения.) Исполнение этого предречения Христова точно указано евангелистами (Мф.26 и парал.), когда при взятии Господа в саду Гефсиманском все ученики Его разбежались.
– Я не один и пр.: см. прим. к Ин.8:29. Временное оставление Богом Отцом Сына Своего в минуту страданий и смерти (Мф.27:46) не противоречит сему, ибо в сию же минуту Господь торжественно изрекает: в руки Твои предаю дух Мой (Лк.23:46).

 

Толкование на Евангелие от Иоанна

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 31-32 Иисус отвечал им: теперь веруете? Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною

В ответ на это исповедание Господь принимает их веру как факт (вместо «теперь веруете?» лучше перевести «да, теперь вы веруете»), но говорит, что эта вера в апостолах скоро ослабеет настолько, что они оставят Христа (ср. Мк.14:27, 50). «Впрочем, – замечает Христос как бы для того, чтобы успокоить апостолов на будущее время, когда они будут считать все дело Христа погибшим, – Я все же не останусь одинок, Отец всегда со Мною».

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О вере.

Ин.16:31-32. Вот урок здесь для того, чтобы не быть самонадеянным в вере. Господь как бы так говорит: не хвалитесь вашей верой, не пережив и даже не зная того великого испытания, которое предстоит теперь этой вере. Вот почему ап. Павел хотя и удостоился откровения, но хвалился только немощию: 2Кор.12:1,5,9.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible