Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга пророка Иеремии 22:13
Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его,
Святые отцы
Прочие
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 13-17 Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его, кто говорит: «построю себе дом обширный и горницы просторные », - и прорубает себе окна, и обшивает кедром, и красит красною краскою. Думаешь ли ты быть царем, потому что заключил себя в кедр? отец твой ел и пил, но производил суд и правду, и потому ему было хорошо. Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему хорошо было. Не это ли значит знать Меня? говорит Господь. Но твои глаза и твое сердце обращены только к твоей корысти и к пролитию невинной крови, к тому, чтобы делать притеснение и насилие
Горе тому, кто строит дом свой на неправде, и горницы свои не на суд, друга своего угнетает напрасно, и платы его не отдает ему, кто говорит: построю себе дом обширный и горницы просторные, кто отворяет себе окна, и делает потолки кедровые, и красит красною краскою. Неужели ты будешь царствовать потому, что сравниваешь себя с кедром? Отец твой не ел ли и не пил ли, не творил ли он суд и правду и тогда не было ли хорошо ему? Он разбирал дело бедного и нищего во благо свое, и не потому ли, что знал Меня? Говорит Господь. Твои же очи и сердце обращены к корыстолюбию, и к пролитию невинной крови, и к клевете, и к поспешению на худое дело. LXX: О ты, который строишь дом свой не с правдою, и горницы свои не на суде! У него ближний работаешь даром, и платы, ему он не отдает. Ты построил себе дом маленький, горницы насквозь продуваемые ветром, разделенные окнами, и покрытые кедрами, и покрашенный красною краскою. Неужели будешь царствовать потому, что ты препираешься против Ахаза, отца твоего? Не едят и не пьют; лучше тебе было творить суд и правду благую; не рассматривали и не судили тяжбы смиренного, ни тяжбы бедного. Не значит ли это, что ты не знаешь Меня? говорит Господь. Вот очи твои не правы и сердце твое не благо, но обращены к твоей корысти и к тому, чтобы проливать невинную кровь, и к несправедливости и человекоубийсту, чтобы совершать оныя. То и другое издание я привел целиком, чтобы удобнее видна была и истинность еврейского текста и неудобопонятность издания Вульгаты. Речь идет против Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского, упомянутого нами выше, которого поставили Нехао Фараон, царь Египетский, вместо Иоахаза, брата его, отведенного им в оковах в Египет. Читаем же, как повествуют книги и Царей, и Паралипоменон (4Цар. 23 и 24, 2Пар. 36), что одиннадцать лет царствовал в Иерусалиме Иоаким, сын Иосии, и царствовал жестоко, и был нечестив, и потом умер; однако о погребении его не говорится. И хотя Священное Писание обыкновенно упоминает и о смерти и о погребении всех царей, но об этом царе оно нарочито говорит, что он умер, но не погребен, о чем мы скажем ниже. Итак оплакивает вышеупомянутого царя, что он надеется на неправду, считает свое царское достоинство вечным, строит себе горницы, угнетает друзей, работающим не отдает их платы и здание дворца своего признает безконечным. Неужели, говорит слово божественное, ты сможешь царствовать вечно, когда хочешь равнять себя с кедром высоким, то есть, отцем своим Иосиею, царем праведным? Отец твой, говорит оно, и ел, и пил, и наслаждался сокровищами царскими, и однако не оскорбил Бога тем, что имел богатства, но был угоден Ему тем, что творил суд и правду. И поэтому как в настоящем веке ему было хорошо, так и в будущем хорошо ему будет. Он разбирал, говорит, дело бедного и нищего, и к утешению тех, которых выслушивал, и к благу своему лично. Все это было ему благоуспешно, потому что он знал Меня, говорит Господь. А твои, Иоаким, очи склонны к корыстолюбию, к пролитию невинной крови, к клевете и поспешению на худое дело. Какой смысл имеет все это место по Семидесяти, я понять не могу. Ибо тогда как прочее отчасти вяжется одно с другим, слова: неужели будешь царствовать потому, что ты нападаешь на отца твоего Ахаза, вместо которого в Еврейском тексте написано araz, что значит кедр, не имеют, очевидно, никакого смысла, также как и дальнейшие слова: не едят и не пьют, и прочее, что так между собою перемешано и перепутано, что, без еврейского подлинника, представляется при чтении совершенно непонятным. В таинственном же смысле можем толковать это место против еретиков, которые строят себе дом не великий и весьма обширный, по широте церкви, но маленький. Строят же не с правдою и судом, желая расхищать чужое. Посему говорится: ты построил себе дом маленький, горницы насквозь продуваемые ветром, которые увлекаются всяким ветром учения (Еф. 4:14), и отделенные окнами, ибо еретики не имеют здания вечного и твердости непоколебимой. И настланные, говорит, потолками из кедра. Хотя они по видимому имеют весьма красивый потолок, но во время дождей и бури гонений скоро гниют и разрушаются. И окрашенные красною краскою. Хотя они также обещают страдание и кровь Господа, но во веки не царствуют, потому что препираются и возбуждают на гнев Араза (Araz), то есть, кедр — отца своего. Ибо всякий еретик рождается в Церкви, но из Церкви извергается и спорит, ратует против родительницы своей. В словах же: не едят и не пьют, подразумевается; Тела и Крови Спасителя и прочего сему подобного. И все заблуждение их происходит из того, что они не знали Бога и не имеют правых очей, но сердце их склонно к корыстолюбию, к тому, чтобы расхищать чужое и проливать кровь соблазненных. Ибо это и значит совершать человекоубийство. О темном следует говорить подробнее.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
22:13-19. Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его, кто говорит: «построю себе дом обширный и горницы просторные», – и прорубает себе окна, и обшивает кедром, и красит красною краскою. Думаешь ли ты быть царем, потому что заключил себя в кедр? отец твой ел и пил, но производил суд и правду, и потому ему было хорошо. Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему хорошо было. Не это ли значит знать Меня? говорит Господь. Но твои глаза и твое сердце обращены только к твоей корысти и к пролитию невинной крови, к тому, чтобы делать притеснение и насилие. Посему так говорит Господь о Иоакиме, сыне Иосии, царе Иудейском: не будут оплакивать его: «увы, брат мой!» и: «увы, сестра!» Не будут оплакивать его: «увы, государь!» и: «увы, его величие!» Ослиным погребением будет он погребен; вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима.
Как созидающий «дом свой неправдою и горницы свои беззаконием». Обвиняется не за созидание домов, но за созидание неправдою. Сие показывают и последующие слова. «кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его». Создал «себе дом» соразмерен. Сказано: соразмерен, не потому что дом мал, но потому, что длина, широта и высота его были соразмерны. А что Пророк приписывает дому и обширность, сие дает видеть присовокупленное: «горницы просторные, и прорубает себе окна, и обшивает кедром, и красит красною краскою». «Кедром» назвал Иосию, котораго царствование было продолжительно. Порицает же Селлима, который именуется и Иоахазом, за то, что подражал он кедру в высоте, но не соревновал ему в том, что он негниющ, а замышлял о царстве. И вразумляя, что Бог порицает не за построение дома, но за нечестие, Пророк присовокупил: Разве отец твой не ел, не пил? Но творил он суд и правду, и было ему тогда благо. Судил суд смиренного и нищего, и хорошо было ему тогда: «Не это ли значит знать Меня? говорит Господь». Сие сходно с Евангельским словом: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.» (Мф.7:21). Сие же и здесь сказал Бог, а именно, что ненавидеть неправду и защищать обиженных служить признаком, что делающий это знает Бога. Потом обвиняет его в любостяжательности и в убийстве, а сверх того и в клевете, посредством которой производил убийства. «Сего ради сия» глаголет Господь «ко Иоакиму сыну Иосину царю Иудину». После сего пророчество следует порядку времени; ибо после Иоахаза царствовал Иоаким, также сын царя Иосии. Пророк предрекает и его погибель. «Не возрыдают о нем, увы мне господине!» увы мне брате! не восплачут о нем, о брате, увы мне брате! «Во гробе не погребется», сгнив как гной, извержен будет «вне врат Иерусалима». И из сего ясно видно, что Селлим – не Иоаким. Ибо о том сказано, что «земли сея не узрит», но умрет в переселении. А об этом говорится, что, подобно умершим ослам, «извержен будет вне врат».
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его,
Финансовое положение Иоакима было очень стесненное (4Цар. 23:35), но тем не менее он любил производить великолепные постройки: в особенности он украшал горницы, т. е. верхние комнаты дворца, где цари обыкновенно проводили все время дня. В этом случае он, очевидно, увлекался примером вавилонского царя (ср. Авв. 2:9 и сл.).
Ст. 13-19 Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его, кто говорит: «построю себе дом обширный и горницы просторные », - и прорубает себе окна, и обшивает кедром, и красит красною краскою. Думаешь ли ты быть царем, потому что заключил себя в кедр? отец твой ел и пил, но производил суд и правду, и потому ему было хорошо. Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему хорошо было. Не это ли значит знать Меня? говорит Господь. Но твои глаза и твое сердце обращены только к твоей корысти и к пролитию невинной крови, к тому, чтобы делать притеснение и насилие. Посему так говорит Господь о Иоакиме, сыне Иосии, царе Иудейском: не будут оплакивать его: «увы, брат мой!» и: «увы, сестра!» Не будут оплакивать его: «увы, государь!» и: «увы, его величие!» Ослиным погребением будет он погребен; вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима
Об Иоакиме
Царь Иоаким, за свои притеснения подданных, за корыстолюбие, которое доводило его до пролития невинной крови, будет лишен даже почетного погребения.