Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Смиритесь пред Господом, и вознесет вас.
Святые отцы
- Исихий Иерусалимский, прп. (†433)
- Беда Достопочтенный, прп. (†735)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Никодим Святогорец, прп. (†1809)
Прочие
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Исихий Иерусалимский, прп. (†433)
Смиритесь пред Господом, и вознесет вас
Блаженны смиряющиеся пред Богом, ибо говорит Иаков: Смиритесь пред Господом, и вознесет вас. Всякий раз, когда мы вот так смиряемся, даже если против нас злоумышляют бесы или же на нас нападают люди, ненавидящие добродетель, мы имеем Бога, спасающего нас, если мы только не забываем Его закона и не хулим [Его] в наших скорбях.
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль
Не любите, умоляет Иаков, обогащения и не радуйтесь веку сему, но вспоминайте о соделанных вами непотребствах и стремитесь скорее через нищету этой краткой жизни и преходящую печаль достичь небесной радости вечного царства, нежели через радость преходящего богатства, приобретенного неправедным трудом, оказаться лишенным вечного, заплатить за это богатство плачем и мучениями.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 7-10 Повинитеся убо Богу, противитеся же диаволу, и бежит от вас. Приближитеся Богу, и приближится вам; очистите руце, грешницы, исправите сердца ваша, двоедушнии; постраждите и слезите и плачитеся; смех ваш в плачь да обратится, и радость в сетование; смиритеся пред Господем, и вознесет вы
Двоедушными называет апостол тех, которые не хотят жить однообразно, но постоянно водятся и увлекаются насилием людей, и не живут в доме Господнем единомысленно, ибо Бог вселяет единомысленныя в дом (Пс. 67:7). А что и жизнь называется душою, это видно из слов пророка: кожу за кожу, и вся, елика имать человек, даст за душу свою, то есть за жизнь (Иов. 2:4).
Никодим Святогорец, прп. (†1809)
смиритеся пред Господем, и вознесет вы
Почему святой Иаков, сказав выше «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» (ст. 6), и далее «повинитеся убо Богу» (ст. 7) не удовлетворяется этим, но прибавляет ещё здесь третье «смиритеся пред Господем»? Разрешение, как я думаю следующее: поскольку страсть гордости, возобладала с огромным превосходством над всеми людьми, наиболее из всех страстей, и поскольку дьявол своим собственным мечём гордости, первый нанёс рану, самому себе на небе, им же уязвил и Адама на земле, и всех его потомков, то брат Божий желая исцелить эту великую язву, удваивает и утраивает врачебные средства и поэтому не нерадит писать о том же, взывая с Павлом: «Таяжде (бо) писати вам, мне убо неленостно, вам же твердо» (Флп. 3:1). Слово это брата Господня, согласно со словом Господа, Который сказал, что «смиряяйся вознесется» (Лк. 14:11). И ещё: «аще кто хощет старей быти, да будет всех менший и всем слуга» (Мк. 9:35). Смиряющий себя в этой жизни, будет вознесён в другой, как сказал верховный Пётр: «Смиритеся убо под крепкую руку Божию, да вы вознесет во время» (1Пет. 5:6). Что ещё сказать? Если кто смирен, сей бывает вознесён Богом и в этой жизни, поскольку принимает вселение в свою душу, Божией благодати, и бывает выше страстей и сетей дьявольских, и живёт жизнью упокоения или непадающей, достигши блаженного бесстрастия. Как сказал Сирах «Елико велик еси, толико смиряйся, и пред Господем обрящешь благодать» (Сир. 3:18), и поэтому молитва смиренного, возносится тотчас ввысь, проходит облака и не возвращается обратно, пока не приклонит Вышнего Бога исполнить его прошение, как говорит тот же Сирах: «молитва смиреннаго пройде облаки… и не отступит, дондеже посетит Вышний» (Сир. 35:17).
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
Увещание к покаянию и смирению. Богопротивная и богоненавистная гордость должна превратиться в скорбь истинного покаяния пред Богом, и именно: то, что доселе они считали счастием и радостию своей жизни, должно быть предметом их сетования и рыдания при правильном взгляде на вещи и добром по истине направлении жизни.
Сокрушайтесь о своем несчастном, превратном направлении нравственной жизни и деятельности, плачьте и рыдайте (усиленное выражение) о своем духовном бедственном состоянии.
Смех ваш, веселое настроение души, происходящее от удовлетворения вожделений (ст. 1), да обратится в плач от сознания всей гибельности подобного настроения и устроения богопротивной жизни.
Радость – в печаль: усиление той же мысли.
Смиритесь, отложите гордость, противную Богу (ст. 6), и Он вознесет вас, так как смиренным – и им только – Он дает благодать, возвышающую их нравственно над миром и имеющую прославить их в будущем (ср. прим. к Мф.23:12; Лк.14:11, 18:14).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 9-10 Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас
Всецелое нравственное исправление людей не может быть осуществлено без покаяния, и Апостол убедительно призывает читателей к покаянному плачу и трауру, как неизбежному предварительному условию нравственного исправления: сокрушайтесь, плачьте и рыдайте, и проч. (ст. 9). Но душу, корень или основу покаяния и исправления составляет смирение, из которого одного может последовать раскаяние и обновление жизни, приводящее человека к возвышению: смиритесь пред Господом, и вознесет вас (ст. 10), учит Апостол, согласно с Господом Иисусом Христом (Мф 23:12 Лк ХIV; Лк 18:14), «как из зерна, брошенного в землю, вырастает прекрасное растение, так из смирения, из смешения себя с прахом, вырастает чудное дерево христианских добродетелей. Это произрастение совершается при помощи благодати Божией (IV:6), почему и сказано: «и вознесет вы» (еп. Георгий).
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Заключая ряд нравоучительных советов, Апостол, со властью архипастыря и руководителя душ, приглашает христиан покориться Богу и противостать диаволу. Апостол призывает христиан к Богу, как богодухновенный ветхозаветный учитель, почти точными словами пророков. Так, например, говорил от лица Божия святой пророк Захария: «обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам» (Зах.1:3); сравн. (Сир.38:10). Особенно же сердечно и жизненно звучит следующий призыв Апостола Иакова: «сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач и радость – в печаль!» Как это напоминает слова Господни: «Горе вам, смеющимся ныне, яко восплачете!» (Лк.6:25).
Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий