Скрыть
Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его

Не одежды и платья, но венцы драгоценнейшие всякого золота, награды, воздаяния и бесчисленные блага уготованы добродетельным.

Против аномеев

Иоанн Кассиан, прп. (†435)

Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его

Если мы молимся, чтобы не подверглись искушению, то как можем доказать твердость своей добродетели, которую требует Писание? <…> Блажен человек, который переносит искушение. Итак, слова молитвы и не введи нас в искушение (Мф 6:13) не то значат, что «не попусти нам когда-либо искуситься», но - «не допусти нам быть побежденными в искушении».

Собеседования

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его

Если кто так усердствует в воздержании или добрых делах, что и не стремится получить за них вечной награды, у того на голове словно бы митра из прекрасной ткани, но нет и малого венца. Без сомнения, такой человек превосходит добродетелью сердца прочих людей, однако не получает за свою добродетель награды Божией.

О скинии


Похожие слова мы читаем и в Апокалипсисе: Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2:10).

О семи Кафолических посланиях


В Апокалипсисе есть похожее: Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни (Откр. 2:10), который, – добавляет Иаков, – обещал Господь любящим Его. Апостол ясно показывает: в искушениях следует радоваться, потому что Бог часто возлагает бремя искушений на тех, кого больше любит, и, разумеется, для того, чтобы через упражнение в искушениях показать их совершенство в вере. Поэтому испытанные действительно являются верными, то есть совершенными и безукоризненными, ни в чём не имеющими недостатка, получая по праву обещанный венец вечной жизни.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Блажен муж, иже претерпит искушение; зане искусен быв приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его

Мы сказали, что искушения двоякого рода и что терпение полезно в каждом их роде. Апостол, помня о молитве Господней, внушающей нам безопаснейшее, то есть чтобы мы молились, дабы не впасть нам в искушение, возвращается к объяснению того, какое искушение от Бога и какое от нас, от нашего произволения. Впрочем, хорошо и следующее: Господь и Бог, взирая на большую немощь человеческой природы, предложил молиться об удалении от нас искушений, так как ученики Его были еще далеко не совершенны; но когда познанием Его воскресения и вознесением на небо немощная природа наша укрепилась, то брат Его по плоти научает уже не бояться искушений.

Толкование на соборное послание апостола Иакова

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Блажен муж, иже претерпит искушение; зане искусен быв, приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его

Как мы уже сказали выше со святым Феофилактом, двух видов бывают искушения, одни попускаются за наши грехи, другие бывают как испытание исключительно от Бога, поэтому полезно нам иметь терпение и к первым и ко вторым. Здесь брат Божий говорит неопределённо что блажен тот, кто претерпит искушение, т.е. или по попущению Божиему одного вида – за грехи, или по попущению другого вида – как испытание от Самого Бога. Таким образом мы бываем испытываемы и становимся достойными вечной жизни посредством терпения двух сих видов искушения.

Прежде же искушения подобает молиться – да не впадём в них, как сказал Господь, если же впадём, пусть даже и один раз, пусть и с нуждою, но должно их всё же терпеть мужественно и с благодарностью.

Феофилакт здесь высказывает такое мнение, что Господь снисходя к немощи человеческой природы и к несовершенству тогда ещё Своих учеников, т.е. прежде вознесения, учил их чтобы просили Бога, да не внидут во искушение. Когда же вознёсся, то поскольку немощная человеческая природа укрепилась познанием воскресения и вознесения, крепкой Благодатию и пришествием Святого Духа, тогда то мнимый брат Его, сей Иаков, возвещает здесь христианам не бояться искушений. Потому-то тот, кто их претерпит, блажен есть, и добро ему будет. Так и у Иова написано «Блажен же человек, егоже обличи Бог, наказания же Вседержителева не отвращайся; Той бо болети творит и паки возставляет; порази, и руце Его изцелят» (Иов 5:17-18). И Господь назвал блаженными терпящих поношения и гонения и ложные обвинения за Его имя сказав «блажени изгнании правды ради; яко тех есть Царствие небесное» (Матф. 5:10), и паки «блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради» (Там же 5:11).

Если же ты, христианин, претерпишь с благодарностью, по попущению Божию те искушения, которые находят на тебя за твои грехи, отдашь долг, исполнишь епитимию и получишь прощение. Если же претерпишь другого вида попущение, приходящее исключительно как испытание от Бога, примешь венец и похвалу от Него как Иов и Авраам, по Икумению.

О венце же этом, который обещал Господь, пишет Захария говоря «а венец будет терпящим и ключимым Ему и разумевшым Его» (Зах. 6:14), благопотребным же (в слав. «ключимым» прим. пер.) в терпении, и познавшим это терпение, как толкует это изречение святой Митрофан.

И Павел говорит, что Бог «воздаст коемуждо по делом его; овым убо, по терпению дела благаго, славы и чести и нетления ищущим, живот вечный» (Рим. 2:6-7). Это изречение брата Господня приводит и божественный Кирилл говоря «ибо как первенствование в сражениях свидетельствует о храбрости сражающегося, так, говорю, и крепкого и бодрого к тому, чтобы подвизаться в угодной Богу добродетели являет славным, достоудивляемым и исполненным всякой похвалы способность весьма легко переносить труды, происходящие от искушения. Так и ученик Спасителя удостоверяет нас в том, что таковый всегда и непременно будет предметом удивления, говоря: «блажен человек, иже претерпит искушение, зане искусен быв, приимет венец жизни» (Глафиры на Исход, кн. 3).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня

Сульпиций Север (†429)

Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его

Все эти [страдания] свойственны святым, а также всем, кто претерпевает. Но всегда имело место исключительное мужество праведников в таком перенесении [искушений] и победе, когда через все испытания стойкие и всегда непобежденные - они одерживали победу настолько убедительнее, насколько тяжелее их переносили.

Три послания (К Евсевию)

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его

Блажен человек и проч.: указав на высокое достоинство искушений, терпеливо переносимых в совершенствовании нравственной жизни, апостол выводит из сего необходимое следствие о блаженстве (в том же смысле, в каком употреблял это понятие Христос, Мф. 5:3; ср. прим.; слич. Пс. 1:1) так переносящих искушение (употреблено единственное число; под общим понятием искушения разумеются без сомнения все те различные искушения, о коих начал речь апостол, (Иак. 1:2). Поясняя прямее это понятие блаженства искушаемых, апостол указывает основание этого блаженства в том, что такой человек, прошедши испытание чрез искушение (Иак. 1:3) и этим испытанием очистившись нравственно, как золото очищается через огонь, и укрепившись в совершенстве нравственной жизни чрез терпение (Иак. 1:3-4), как совершенный, получит венец жизни. Венец – венок – символ победы, чести и славы; венец жизни – жизнь за победу в чести и славе, то есть вечная жизнь в блаженстве, или, что то же, блаженная жизнь в вечном Царстве Отца, Сына и Святого Духа. Разумеется, что степень блаженства, или чести, славы, соразмерится со степенью веры, терпения и нравственного совершенствования (1Кор. 15:41-42), – венец, который обещал Господь, как награду, подобно тому, как обещается награда состязающимся (1Кор. 9:24 и далее), любящим Его, каковая любовь у перенесших искушение свидетельствуется самим этим перенесением, ибо у переносящих искушения, и еще с радостию, не иное какое-либо основание к сему, как именно любовь ко Господу, так как другого основания и быть не может. Обещание вечной блаженной награды за любовь к Господу проникает все Евангелие; вероятно, этот общий дух евангельского учения и имел в виду апостол, когда говорит: Господь обещал, а может быть, и частные изречения Его вроде Мф. 24:34 и далее и под.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его

Объединяя ранее (со ст. 2) сказанное об искушениях или испытаниях, постигающих людей, апостол показывает теперь конечный результат терпеливого перенесения разных жизненных испытаний, именно: блаженство - прошедши чрез горнило испытаний (ст. 2) и очистившись в нем нравственно, как золото очищается через огонь, человек-христианин имеет твердую надежду быть увенчанным венцом истинной жизни в соединении с Богом навеки. Любовь к Богу и Христу, выражающаяся в терпеливом перенесении христианином разных испытаний, сделает их достойными принять эту высокую награду, по неложному обетованию Спасителя (Мф 5:10-11) «Апостол, говорит св. И. Златоуст, довольно увещевал переносить искушения с радостью, дабы дело стояло твердо, а терпение было совершенное; то и другое происходит само собою и делается не без цели. Апостол старается убедить - исполнять вышесказанное посредством другого увещания, когда говорит, что терпящий искушение блажен по обетованию. Ибо таковой, ведя борьбу по образу борцов, будет мужем испытанным, искушенным по всяческим. Посему-то ему, после того как он пережил печали, дается венец жизни, уготованной от Бога любящим Его».

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.

Возвратившись к главной своей мысли, Апостол снова увещевает к перенесению искушений, советуя униженным бедным не унывать от постигающих их искушении, так как за видимым унижением их следует невидимая нравственная их высота и венец небесной славы. То же советуется и богатым, потому что они еще чаще могут подвергаться унижению, вследствие скорого тления и уничтожения богатства, сравн. (Мф.6:19). Апостол Иаков советует воздавать хвалу высоте смирения и богатству нищеты, а Павел Апостол дает обет хвалиться немощами своими, потому что видит в этом залог силы Божией, в немощах совершающейся (2Кор.12:9). Еще больший плод от перенесения уничижения видит Апостол Иаков, а именно: венец жизни вечной, обещанный Спасителем. Сего венца правды, как награды за подвиги и скорби, ожидал себе и Апостол Павел (2Тим.4:8). Венец этот будет достоянием и всех, которые, претерпев все искушения, останутся верными Господу до смерти. Будь же, христианин, верен до смерти и даст тебе Господь венец жизни! (Откр.2:10).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible